О решениях по итогам совещания у Дмитрия Козака о качестве нефти, транспортируемой трубопроводным транспортом

3 октября 2019 года Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Козак провёл рабочее совещание по вопросу о качестве нефти, транспортируемой трубопроводным транспортом. По итогам приняты следующие решения и даны поручения:

1. Принять к сведению доклады Минэнерго России, ФАС России, ПАО «Транснефть» и ПАО «НК Роснефть”» по данному вопросу.

2. Минэнерго России до 1 ноября 2019 года:

2.1. совместно с ФАС России, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения (при необходимости - с проектами нормативных актов) по вопросам:

2.1.1. возложения на ПАО «Транснефть» ответственности за качественные показатели нефти в системе магистральных нефтепроводов, а также на «выходе» из неё с компенсацией убытков, вызванных транспортировкой нефти, не соответствующей установленным требованиям, с предоставлением грузополучателям права на отказ от приёма на «выходе» нефти, не соответствующей установленным требованиям;

2.1.2. установления порядка расчета убытков и компенсации за причинённый ущерб, вызванный транспортировкой нефти, не соответствующей установленным требованиям;

2.1.3. установления порядка приёма-сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов на основании лабораторных исследований показателей качества нефти путём составления дву- или трёхстороннего акта владельцем приёмо-сдаточного пункта, грузоотправителем и ПАО «Транснефть» независимо от права собственности (пользования) на приёмо-сдаточный пункт, а также обеспечения беспрепятственного доступа грузоотправителей и ПАО «Транснефть» к измерительным приборам (лабораторной базе) приёмо-сдаточных пунктов независимо от права собственности (пользования) на приёмо-сдаточный пункт;

2.1.4. установления порядка доступа грузоотправителей к материалам исследований показателей качества нефти, осуществляемых ПАО «Транснефть» на приемо-сдаточных пунктах и в системе магистральных нефтепроводов;

2.1.5. установления запрета на прием нефти в систему магистральных нефтепроводов через приёмо-сдаточные пункты, не принадлежащие на праве собственности или ином законном основании ПАО «Транснефть» или нефтедобывающим компаниям;

2.1.6. установления запрета на сдачу в систему магистральных нефтепроводов нефти, содержащей в своём составе продукты нефтепереработки;

2.2. совместно с Минэкономразвития России, Минпромторгом России, Минприроды России, Ростехнадзором и ПАО «Транснефть» представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения о внесении изменений в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (далее - Технический регламент) в части корректировки показателей нефти при её поступлении в систему магистральных нефтепроводов и на точках «выхода» из системы на нефтеперерабатывающие заводы, в порты и на экспортные направления по содержанию:

2.2.1. хлорорганических соединений;

2.2.2. сероводорода;

2.2.3. тяжёлых металлов;

2.3. совместно с ФАС России и заинтересованными организациями представить в Правительство Российской Федерации согласованные предложения о создании банка качества нефти как финансового инструмента в целях компенсации ухудшения показателей качества нефти в системе магистральных нефтепроводов по сравнению с показателями при сдаче в систему, имея в виду:

- создание фонда банка качества нефти;

- определение оператора контроля банка качества нефти;

- определение перечня показателей (параметров) банка качества нефти;

- установление порядка расчета премии (дисконта) по совокупности показателей (параметров) качества сдаваемой в систему магистральных нефтепроводов нефти с учетом ее распределения по направлениям системы магистральных нефтепроводов.

3. ФАС России учитывать в тарифах на транспортировку нефти по магистральным нефтепроводам затраты ПАО «Транснефть», связанные с исполнением решений, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего протокола, за исключением компенсации убытков, вызванных транспортировкой нефти, не соответствующей установленным требованиям.