О поправках Правительства к законопроекту о любительском рыболовстве

Поправками к законопроекту предлагается изложить законопроект в новой редакции. Закрепляется право граждан свободно и бесплатно заниматься любительским рыболовством на водных объектах общего пользования. Устанавливаются общие принципы правового регулирования, организации и ведения любительского рыболовства. Устанавливаются правила и ограничения любительского рыболовства.

Проект федерального закона №200303-6 «О любительском рыболовстве» внесён в Государственную Думу распоряжением Правительства от 28 декабря 2012 года №2596-р. Принят Государственной Думой в первом чтении 10 декабря 2013 года.

Документ

  • PDF

    138Kb

    Поправки к проекту федерального закона №200303-6 «О любительском рыболовстве»

Во исполнение поручений Президента России по итогам форума Общероссийского народного фронта «Форум действий. Регионы» 25 апреля 2016 года (№Пр-1191 от 22 июня 2016 года, подпункт «а» пункта 3), по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса (№Пр-2489 от 19 декабря 2016 года, подпункт «в» пункта 1) Минсельхозом России подготовлены поправки к законопроекту.

Поправками предлагается изложить законопроект в новой редакции, устанавливающей общие принципы правового регулирования, организации и ведения любительского рыболовства.

Предусматривается, что отношения в области любительского рыболовства будут регулироваться на основании Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Федеральный закон №166-ФЗ) и предлагаемых законопроектом норм.

Законопроектом закрепляется право граждан свободно и бесплатно заниматься любительским рыболовством на водных объектах общего пользования, за исключением предусмотренных законодательством случаев. Определяются водные объекты, на которых допускается или запрещается любительское рыболовство. На водных объектах, которые находятся в собственности юридических лиц, любительское рыболовство осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. На особо охраняемых природных территориях и других территориях, доступ на которые ограничен в соответствии с федеральными законами, любительское рыболовство может быть запрещено.

В целях охраны окружающей среды, сохранения водных биоресурсов и среды их обитания устанавливается ряд ограничений любительского рыболовства. Предусматриваются, в частности, ограничения на любительское рыболовство с применением сетных орудий лова, взрывчатых и химических веществ, электротока.

Использование сетных орудий лова несовместимо с понятием любительского рыболовства и представляет собой фактически рыболовный промысел. Кроме того, сетные орудия лова в силу своей финансовой доступности не представляют ценности для их владельцев, очень часто бросаются в водоёмах, засоряют их и представляют опасность для окружающей среды, водных биоресурсов, а в некоторых случаях и для людей.

Предусмотрены также ограничения любительского рыболовства способом подводной добычи водных биоресурсов. Так, предлагается запретить подводную охоту в местах массового отдыха граждан. Также предлагается запретить использование индивидуальных электронных средств обнаружения водных биоресурсов под водой, использование аквалангов и других автономных дыхательных аппаратов. Также не допускается применение используемых для подводной охоты орудий над поверхностью водных объектов. Эти ограничения обусловлены соображениями безопасности людей, а также тем фактом, что доступные рыболовам-любителям современные технические средства, возможности которых несравнимо шире когда-либо использовавшихся человеком, способны превратить любительское рыболовство фактически в рыболовный промысел, ведущий к истреблению водных биоресурсов.

Такие ограничения подводной охоты уже установлены действующими правилами рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. Фактически законопроектом закрепляется уже сложившаяся правоприменительная практика.

Согласно ранее внесённому законопроекту правила любительского рыболовства утверждаются Минсельхозом России для каждого рыбохозяйственного бассейна в соответствии с Федеральным законом №166-ФЗ. Правилами в том числе должна устанавливаться суточная норма добычи водных биоресурсов. (Фактически такие нормы уже установлены действующими правилами, которые опубликованы в правовых базах).

В связи с этим предлагается определить понятие «суточная норма добычи водных биоресурсов» для целей правового регулирования отношений в области любительского рыболовства. Под суточной нормой добычи водных биоресурсов предлагается понимать разрешённый гражданину для добычи в течение суток объём (количество или вес) водных биоресурсов, не относящихся к видам водных биоресурсов из специального перечня ценных видов (ранее исчерпывающий перечень был предусмотрен самим законопроектом), а также к видам, подвидам и популяциям, занесённым в Красную книгу России.

Перечень ценных видов биоресурсов будет формироваться по представлению высших должностных лиц субъектов Федерации на основании научных исследований с учётом ценности видов водных биоресурсов, их значения, в том числе для жизнедеятельности человека и сохранения биоразнообразия. Результаты научных исследований будут обязательными – а не рекомендательными – для региональных органов власти.

Для вылова включённых в перечень видов водных биоресурсов гражданам будет выдаваться именное разрешение рыболова. Определяются правила выдачи таких разрешений. Разрешением будет закрепляться индивидуальная норма добычи водных биоресурсов с указанием общего объёма (веса и количества), орудий добычи, сроков и места вылова.

Новой редакцией законопроекта также предлагается определить особенности проведения официальных физкультурных и спортивных мероприятий, предусматривающих добычу водных биоресурсов.

Регулируются вопросы федерального государственного контроля в области любительского рыболовства, административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о любительском рыболовстве, возмещения причинённого водным биоресурсам вреда. При этом усиления уголовной ответственности по сравнению с действующей в настоящее время законопроектом не предусматривается.

Законопроектом предусматриваются переходные положения, в том числе в отношении существующих рыбопромысловых участков. Предусматривается, что договоры, заключённые до дня вступления в силу предлагаемых законопроектом норм, будут действовать до 31 декабря 2020 года.