О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Работа Правительства: факты и цифры. В 2016 году в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми, численность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составила 403,7 тыс. человек, а также 66,1 тыс. детей-инвалидов (в 2015 году – 344,6 тыс. и 60,5 тыс. человек соответственно).

Правительство сообщило о ходе работы по выполнению поручений Президента от 12 декабря 2014 года №Пр-2876 (подпункт «б» пункта 2, часть вторая подпункта «б» пункта 3) по вопросу о проведении при осуществлении мониторинга системы образования оценки положения дел в сфере соблюдения права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование и о принятии дополнительных мер по организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, предусматривающих в том числе включение в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы, а также региональные программы, дополнительных мероприятий по развитию инклюзивного образования.

В целях обеспечения доступности качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья Правительством утверждены межведомственный комплексный план мероприятий по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2017 годы, а также межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016–2018 годы.

В 2016 году в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования и осуществляющих присмотр и уход за детьми, численность воспитанников с ограниченными возможностями здоровья составила 403,7 тыс. человек, а также 66,1 тыс. детей-инвалидов (в 2015 году – 344,6 тыс. и 60,5 тыс. человек соответственно).

Доля численности детей с ограниченными возможностями здоровья в указанных организациях составила 5,5%, доля детей-инвалидов – 0,9% (в 2015 году – 4,8% и 0,8% соответственно).

В 2016 году увеличилось количество групп компенсирующей и комбинированной направленностей в дошкольных образовательных организациях до 38,1 тыс. (в 2015 году – 31,9 тыс.).

В 2016 году по адаптированным основным общеобразовательным программам обучались 479 тыс. детей (7,4% от общего числа обучающихся по основным общеобразовательным программам). Инклюзивно обучались более 241 тыс. детей.

Количество специальных коррекционных классов составило 16 736. Кроме того, функционировали 23 208 классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Количество специализированных общеобразовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составило в 2016 году 1625 (в 2015 году – 1574 организации).

Численность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в 2016 году составила 21,5 тыс. человек, что на 31,7% больше, чем в 2015 году.

По образовательным программам высшего образования обучались более 19,5 тыс. студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, что на 8,33% больше, чем в 2015 году.

Увеличены контрольные цифры приёма на обучение по образовательным программам высшего образования за счёт средств федерального бюджета по специальностям и направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» на 658 мест (всего – 8282 места) и «Дефектологическое образование» – на 483 места (всего – 4336 мест).