О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании механизма защиты прав граждан – участников долевого строительства

Распоряжение от 30 марта 2017 года №570-р. Законопроект направлен на регулирование деятельности некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства». Предлагается, в частности, установить, что размер обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд рассчитывается в соответствии с единой методикой, которая будет утверждаться Правительством России. Размер таких отчислений не должен превышать предельный процент от цены договора участия в долевом строительстве. Предлагается также обязать застройщика уплачивать взносы в компенсационный фонд до государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве.

Документ

  • PDF

    75Kb

    Распоряжение от 30 марта 2017 года №570-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минстроем во исполнение перечня поручений Президента России по итогам совещания с членами Правительства 1 февраля 2017 года (пункт 1).

Постановлением Правительства от 7 декабря 2016 года №1310 «О защите прав граждан – участников долевого строительства» в целях защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, создана некоммерческая организации в организационно-правовой форме фонда (далее – Фонд).

Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы: "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о долевом строительстве), "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), "О взаимном страховании", "О государственной регистрации недвижимости" и в Градостроительный кодекс.

Вносимыми изменениями, в частности, предлагается закрепить за Фондом функции по:

  • формированию компенсационного фонда долевого строительства за счёт обязательных отчислений (взносов) застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трёх и более блоков (далее – многоквартирные дома), представивших договор участия в долевом строительстве с первым участником долевого строительства на государственную регистрацию после вступления в силу федерального закона (далее – компенсационный фонд);
  • учёту поступивших обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд и взаимодействию с органом регистрации прав в целях обеспечения контроля за исполнением застройщиком обязанности по уплате обязательных отчислений (взносов);
  • выплате за счёт средств компенсационного фонда возмещения участникам долевого строительства по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу жилых помещений, в случае если застройщик признан арбитражным судом банкротом и застройщиком уплачены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд;
  • предоставлению за счёт средств компенсационного фонда займа, в том числе беспроцентного, или пожертвования созданному в соответствии с Законом о банкротстве жилищно-строительному кооперативу или другому потребительскому кооперативу либо предоставлению займа застройщику, который будет приобретателем в соответствии со статьёй 20115-1 Закона о банкротстве, для завершения строительства многоквартирного дома и исполнения обязательств по передаче жилых помещений в этом доме участникам долевого строительства.

Законопроектом предлагается установить, что размер обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд рассчитывается в соответствии с единой методикой, которая будет утверждаться Правительством России. Методика должна предусматривать величину базовой ставки, которая повышается в зависимости от определяемой в соответствии с такой методикой способности застройщика исполнять принятые на себя обязательства (кредитоспособность, финансовая устойчивость). Предусматривается, что базовая ставка может изменяться не чаще одного раза в год по предложению высшего коллегиального органа Фонда, в том числе в связи с прогнозируемой Фондом недостаточностью имущества, составляющего компенсационный фонд.

Кроме того, предусматривается, что размер обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд не должен превышать предельный процент от цены договора участия в долевом строительстве, устанавливаемый Правительством России.

Законопроектом также предлагается:

  • исключить обязанность застройщика страховать свою гражданскую ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве либо получать поручительство банка за исполнение застройщиком таких обязательств;
  • обязать застройщика уплачивать взносы в компенсационный фонд до государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве.

При этом предусматривается регистрация договора участия в долевом строительстве органами регистрации прав только после подтверждения Фондом уплаты взноса застройщиком в компенсационный фонд.

Законопроектом также предлагается внести изменения в Закон о банкротстве в части удовлетворения требований Фонда, которые перешли к нему в результате выплаты возмещения гражданам – участникам долевого строительства, в рамках дела о банкротстве застройщика.

Согласно переходным положениям законопроекта, если договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома с первым участником долевого строительства заключён до вступления в силу настоящего федерального закона, к правоотношениям по привлечению денежных средств участников долевого строительства на строительство такого объекта недвижимости применяются положения Закона о долевом строительстве в редакции, действовавшей до вступления в силу федерального закона.

Предлагаемые законопроектом изменения позволят установить эффективный механизм защиты прав участников долевого строительства, повысят гарантии такой защиты.

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 23 марта 2017 года.