Максим Акимов принял участие в V Восточном экономическом форуме

Заместитель Председателя Правительства обсудил с бизнес-сообществом цифровую трансформацию международной торговли и новые бизнес-модели в цифровом государстве.

Создание понятных правил поведения игроков в сфере e-commerce, формирование единого цифрового пространства в рамках ЕАЭС и поддержка отечественных технологий – основные задачи, которые необходимо решать в развитии российской электронной коммерции, рассказал Максим Акимов в ходе выступления на сессии «Цифровая трансформация международной торговли: электронная коммерция и не только» Восточного экономического форума.

По его мнению, время, которое мы сегодня наблюдаем, – время больших возможностей и вызовов. Порой нервная реакция, которая выражается в разнонаправленных действиях глобальных игроков сферы онлайн-торговли, вызвана двумя важными процессами. «Государства во всём мире не понимают, что делать с новой конфигурацией, когда глобальный игрок знает о вашем подданном больше, чем вы сами, влияет на его поведение, контролирует его больше, может дотянуться до гражданина, а государство – нет. Это первый большой вызов», – пояснил вице-премьер.

Второй аспект, продолжил Максим Акимов, – это изменение общей бизнес-модели. «Потому что никаких традиционных логистов, владельцев складов в прежнем смысле этого слова, да и вообще никаких традиционных производителей больше нет. Всё это очень сильно изменилось под влиянием глобальных игроков, которые убрали посредников и обладают колоссальной возможностью профилировать своих потребителей, кастомизировать под них свои услуги или товары, обладают возможностью мгновенной доставки», – уточнил Заместитель Председателя Правительства.

Сейчас имеет смысл сосредоточиться на трёх принципиальных задачах, считает он. Первая – определить разумные правила присутствия глобальных игроков на нашем рынке. «В заботе об интересах людей никому в голову не приходит ограничивать это присутствие или блокировать его, делать разрушительные шаги в направлении онлайн-торговли, как делают наши зарубежные партнеры. Речь о режиме оборота данных, об усилении взаимодействия с национальными игроками, финансовыми системами глобальных игроков и платформ, с национальными логистами, транспортными системами и производителями продукции. Это должна быть взаимовыгодная игра», – убеждён вице-премьер.

Во-вторых, в сфере цифры, с точки зрения торговли, нет более важной задачи, чем формирование единого цифрового экономического пространства в рамках Евразийского союза. «С точки зрения технологического развития нет значения, каким видом бизнеса ты занимаешься, кроме масштаба, потому что данные производятся людьми и принадлежащими им вещами. Если у вас рынок 1,5 млрд, то вы значимая единица. Если у вас 50 млн, то вы объект для поглощения другой системой», – предостерёг Максим Акимов.

По его словам, ЕАЭС с населением 200 млн человек, «если удастся выстроить правильный союз с другими экосистемами», – это вполне самодостаточная экосистема, «но она пока таковой не является, потому что нет единого пространства доверия, цифровой идентификации, логистического сервиса на этом пространстве».

«Я считаю, что в условиях глобализации цифровой торговли и появления новой платформенной власти получение этого нового взаимовыгодного партнёрского единства – это самая важная задача для торговли», – отметил он.

Наконец, третья задача, которую всем вместе предстоит решать, – это изменение модели поведения российских игроков и поддержка тех зрелых и перспективных решений, которые сегодня есть в России. «Это наш российский финтех, поисковые системы, беспилотные технологии, компании из сферы искусственного интеллекта. Всё это замечательные вещи, надо только ими правильно распорядиться», – привёл примеры Максим Акимов.

«Выстраивая российскую роль, нам  необходимо сформировать сеть партнёрств со своими ближайшими и не только соседями, соотносясь с экосистемой и цифровой повесткой Европейского союза, Китая, Индии и исходя из того, какой удастся сформировать масштаб единого рынка, рынка данных в том числе, выстраивать своё позиционирование в глобальной торговле», – заключил Заместитель Председателя Правительства.

На сессии «Цифровое государство: новые бизнес-модели на волне тотальной цифровизации» Максим Акимов рассказал об основных вызовах, с которыми сталкиваются государства, которые стараются внедрять цифровые решения в органы власти: технологическими, кадровыми и управленческими.

«Вызов, перед которым находятся все государства мира без исключения, состоит не в том даже, каким надо быть, а в том, как остаться государством. Потому что все национальные государства находятся в конфликте с платформенной моделью, со своими глобальными конкурентами – они всем хорошо известны – это большая цифровая пятёрка. Предмет этой конкуренции – это внимание, сервисы и данные своих поданных», – сказал он. 

Самым серьёзным вызовом вице-премьер назвал кадровый, так как специалисты, имеющие навык работы с массивами данных, необходимы во всех отраслях. «Этот спрос на порядки превышает предложение не с точки зрения IT-специалистов как таковых, а с точки зрения профильных специалистов: инженеров, воспитателей, учителей, медиков, которые понимают, что такое мир данных и как в нём жить», – объяснил Максим Акимов.

Говоря о технологическом вызове, он отметил, что помимо соблюдения очевидных принципов, таких как быть онлайн, секьюритизация, мультисервисность и проактивность, необходимо вовлекать частные сервисы в государственные услуги. Вице-премьер подчеркнул, что понимание, как это сделать, и необходимые ресурсы есть. «У нас принято решение по национальной системе управления данными, мы запустили проект по гособлаку, пилотируется вместе с «Ростелекомом» и «Восходом» – нашими главными партнёрами – гибридное облако, потому что мы будем привлекать частные ресурсы по хранению данных и вычислительные мощности, а управлять ими будем с государственной руки, собственно, для нужд государственных органов. Ещё раз хочу сказать, мы понимаем, как это делать», – добавил он.

Третий вызов – управленческий, он заключается в переходе на прозрачное управление на основе данных и решений искусственного интеллекта. «Как менять бизнес-процессы. Мы способны переходить к честному, понятному, прозрачному управлению на основе данных, на основе решений и экспертной поддержи с помощью системы искусственного интеллекта», – объяснил вице-премьер. В пример он привел ФЗ-44, который регулирует госзакупки. По мнению Максима Акимова, его содержание отражает действительность десятилетней давности. «Даже закупка IT-решений невозможна в нормальном виде через процедуру, предусмотренную 44-ФЗ, или в законах, которые регулируют закупки госкомпаний. Тем более там недоступна закупка решений двух и трёх поставщиков, а это необходимо, потому что ты можешь сесть на технологическую иглу, зависимость от решений определенных провайдеров», – заключил он.

Заместитель Председателя Правительства отметил, что в вопросе перемен цифрового сектора важна скорость. «Если это не сделать за считанные месяцы, сейчас, то время для этих технологических изменений будет упущено. Необходимо абсолютно новое законодательство технологическое. Мы этой работой пока не удовлетворены с точки зрения темпов, нужно всё это делать значительно быстрее», – заключил Максим Акимов.