О расходах федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в части жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание о расходах федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в части жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства

Второе сегодняшнее совещание посвящено расходам федерального бюджета в сфере жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства. Мы вообще-то всё время обсуждаем, что лучше сделать для того, чтобы обеспечить чёткое планирование этих расходов.

Участники совещания

  • PDF

    127Kb

    Список участников совещания о расходах федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в части жилищно-коммунального хозяйства и жилищного строительства, 3 сентября 2019 года

В России по объективным причинам – из-за климата и расстояний – материалы стоят весьма недёшево. В процессе строительства или ремонта таких объектов всё обстоит довольно сложно. Кроме того, требования к жилью меняются. За последние годы они, естественно, стали выше, чем в прежний период. Нужны не просто квадратные метры с качественными коммунальными услугами по доступным ценам, а благоустроенные территории. Этого люди хотят, и это тот набор требований, который всегда озвучивается по отношению к подобным решениям.

Проектный подход позволяет решать эти задачи в комплексе. Работу в этой сфере мы ведём в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». Решения по ряду смежных вопросов предусмотрены и в федеральных проектах, которые входят в состав национального проекта «Экология».

Есть несколько важных моментов, сейчас их хочу отметить. Три позиции во всяком случае.

Первое. Мы должны сконцентрироваться на работе по развитию рынка жилья. Ситуация на нём непростая. Хотя она имеет тенденцию выравниваться. Мы стали строить больше. Понемногу стал снижаться ипотечный процент, хотя, конечно, люди всё равно этим процентом далеко не всегда довольны.

Действует программа по расселению аварийного жилья. До 2025 года необходимо переселить более 530 тысяч человек.

Надо использовать и другие инструменты, которые улучшат ситуацию с жильём, в том числе поддержать индивидуальное жилищное строительство, развивать рынок долгосрочной аренды, о чём мы давно говорим, помогать через льготную ипотеку молодым семьям.

Второе. В бюджете должно быть уделено внимание модернизации жилищно-коммунальной инфраструктуры. Мы продолжаем работу по полной или частичной замене изношенного оборудования, из-за которого в основном все аварии и случаются. Чтобы регионам было проще найти деньги на это, дополнительную поддержку оказываем за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. С этого года возобновили программу поддержки обновления систем тепло- и водоснабжения, распространив её на города с населением до 500 тысяч жителей. Надо и дальше контролировать уровень тарифов для населения.

Третье. В бюджете надо планировать достаточные средства на благоустройство городской среды. Не менее важны вопросы территориального планирования. Будем продолжать стимулировать регионы, чтобы те внимательнее относились к решению задач по созданию комфортной городской среды в малых городах. Продолжим проводить такой конкурс. Его победители получают гранты на реализацию своих проектов. В этом году заявки подали 77 регионов. Минфин довёл до министерств и соответствующих ведомств предельные объёмы бюджетных ассигнований, то есть лимиты на эти цели. Сегодня мы их обсудим.

Два слова скажу по теме, которая напрямую не связана с совещанием, но касается моих поручений. Речь идёт о государственных закупках. Я давал поручение антимонопольной службе подготовить поправки в законодательство, которые усиливают ответственность за картельный сговор. Такие действия – прямой ущерб не только для регионов, для федерального бюджета. Это прежде всего ущерб для людей, поскольку срываются торги, идёт давление на заказчиков. Это школы и больницы, дороги, жильё, которые не будут построены в срок. Сколько мы ни обсуждали это с губернаторами, они все бесконечно на эту тему жалуются – что это превратилось в средство манипуляции. Делают заявки, а потом всё срывают. Притом что мы выделяем очень серьёзные средства на реализацию национальных проектов. Мы обсуждали эту тему пару месяцев назад с губернаторами – 2 июля, и на других совещаниях эта тема поднималась.

У нас есть срок исполнения – 5 сентября. Знаю, что законопроекты уже практически подготовлены. Нужно завершить их подготовку в целом и как можно быстрее направить в Государственную Думу. Поправки в Уголовный кодекс предполагают усиление уголовной ответственности за заключение подобных картельных соглашений. Будет создан реестр участников подобных картелей, которые лишаются права участвовать в государственных закупках. Причём его нужно сделать таким образом, чтобы там фигурировали не просто компании, которые созданы только для участия в торгах, а чтобы было понятно, о ком, о каких группах участников идёт речь. Надо продумать это. Я имею в виду контроль за реальными бенефициарами таких компаний.

И должны появиться новые административные составы за нарушения законодательства о закупках со стороны заказчика и оператора электронной площадки. В том числе за несоблюдение сроков оплаты по контрактам. Надо это завершить в ближайшее время и внести на заседание Правительства.