Встреча Дмитрия Медведева с председателем правления, президентом ПАО «Транснефть» Николаем Токаревым

Глава компании доложил Председателю Правительства о результатах работы по преодолению последствий технологической аварии, сопровождавшейся загрязнением нефти в трубопроводе «Дружба», и мерах, которые необходимо предпринять для предотвращения подобных инцидентов в будущем.

Из стенограммы:

Встреча с председателем правления, президентом ПАО «Транснефть» Николаем Токаревым

Д.Медведев: Николай Петрович, каковы результаты работы по преодолению последствий технологической аварии, которая сопровождалась поставками некачественной нефти, разбирательством как на уровне «Транснефти», так и по линии правоохранительных органов. Эти действия ещё продолжаются. Насколько сейчас всё это поставлено под контроль?

Н.Токарев: Дмитрий Анатольевич, все необходимые технические мероприятия по локализации этого инцидента осуществлены, причём в короткие сроки. Мы подготовили «дорожную карту» с нашими зарубежными партнёрами, в первую очередь с белорусскими партнёрами, в рамках которой был предусмотрен ряд технических и организационных мероприятий, для того чтобы минимизировать ущерб, который возник в связи с этим инцидентом. «Дорожная карта» в настоящее время полностью реализована. Все острые последствия купированы. Нефть, которая являлась некондиционной, сегодня находится на территории России, значительная её часть, и принимаются все необходимые меры по нормализации её качества. Мы полагаем, что сегодня острая стадия уже миновала. Мы с партнёрами обсуждаем вопросы компенсации, которую необходимо будет осуществить в связи с понесённым ущербом. Но на всех направлениях: Германия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, часть территории Украины – сегодня поставляется нормальная, кондиционная нефть, в том числе на оба перерабатывающих завода в Белоруссии. Мы в тесном контакте с Минэнерго и аппаратом Дмитрия Николаевича Козака в партнёрстве с нашими коллегами этот вопрос сегодня решаем.

Д.Медведев: Не давая, конечно, никаких юридических оценок тому, что случилось, не давая оценок технологических, потому что это дело контрольных, надзорных структур, я всё-таки хотел бы, чтобы Вы доложили, что в технологическом плане компанией предпринято, для того чтобы подобных инцидентов не было в будущем? Эти проблемы очень существенные, и инцидент этот, конечно, очень плохой.

Н.Токарев: Дмитрий Анатольевич, предложения касаются в первую очередь установления контроля над пунктами сдачи и приёма нефти. Их сегодня полторы сотни. Они в большинстве своём принадлежат нефтяным компаниям либо частным структурам. Наши представители тоже аккредитованы при них, но мы не имеем возможности осуществлять операционный контроль и операционную деятельность этих пунктов полностью под нашим нормативным началом. Мы внесли предложение передать их в операционное управление «Транснефти». Не значит, что на баланс, – хотя бы в оперативное управление. Это позволит нам осуществлять полномасштабный контроль и все меры по обеспечению нормальной, кондиционной нефти, которая поступает из разных источников.

Д.Медведев: Что препятствует сейчас тому, чтобы это делать? Какие-то нормативные ограничения существуют или у вас прав таких нет?

Н.Токарев: Сегодня у нас таких прав нет. Я подготовил обращение на Ваше имя с просьбой дать поручение рассмотреть этот вопрос.

Вторая тема – это аккредитация и сертификация химико-аналитических лабораторий, которые осуществляют лабораторный анализ качества нефти. Сегодня, к сожалению, они тоже представляют собой разномастные структуры. Каждая из них работает по собственной методике, с собственными реагентами, с собственным оборудованием. И естественно, результаты у этих лабораторий часто расходятся. Нет единой шкалы оценки их работы. Там тоже представлены сотрудники «Транснефти». Они аккредитованы в этих лабораториях, либо эти лаборатории по договору с нами осуществляют эту работу. Но необходимость их сертификации сегодня назрела.

Д.Медведев: На каком уровне эту сертификацию можно было бы осуществлять?

Н.Токарев: Это Росстандарт, Ростехнадзор. И естественно, нормативная база должна быть разработана Правительством.

Д.Медведев: Эти лаборатории каким-то образом сертифицируются в сегодняшних условиях или они действуют так, как им заблагорассудится?

Н.Токарев: Большей частью – так, как они работали исторически. Как сложилось, так сегодня и происходит.

Д.Медведев: Тем не менее об их существовании знают Росстандарт, Ростехнадзор? Они включены в систему сертификации или их только нужно включить?

Н.Токарев: Мы предлагаем осуществить единую сертификацию на федеральном уровне, чтобы были единые методики, единые принципы.

Сегодня этого, к сожалению, нет.

Д.Медведев: Я думаю, что это правильно.

Н.Токарев: Такие поручения были со стороны Правительства, и Владимир Владимирович Путин тоже такие задачи ставил перед нами.

Д.Медведев: Это нужно сделать как можно быстрее, потому что, если до сих пор продолжается деятельность этих лабораторий, которая основана на различных методиках, различных подходах, это тем самым создаёт вполне благоприятную среду для того, чтобы что-то похожее снова произошло. Потому что у нас много поставщиков нефти и много лабораторий таких, о которых Вы говорите.

Я думаю, что сделать это было бы абсолютно логично, имея в виду, кстати, и то, что ваши функции здесь особенные. Всё-таки «Транснефть» у нас является, по сути, монопольной составляющей, и её деятельность подлежит регулированию, а стало быть, деятельность всех тех, кто к вам заходит в трубу.

Давайте подумаем, каким образом можно это быстрей подготовить и выпустить – либо на уровне Министерства энергетики и, соответственно, Росстандарта, Ростехнадзора, либо на уровне акта Правительства, если это необходимо для того, чтобы все участники этого процесса получили свои права и обязанности по этому документу.

Необходимо сделать всё, чтобы подобные аварии, подобные инциденты не повторялись, поскольку они создают для нашей страны – и не только создают, они, по сути, принесли – и репутационные издержки, и убытки. Поэтому все предложения, которые вами подготовлены, я поручу как можно быстрее изучить и подготовить по ним нормативные решения.

<…>