Заседание Правительства

В повестке: проекты федеральных законов.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг руководителя ФАС Игоря Артемьева 

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Прежде чем приступить к повестке, хотел бы обратить внимание на одно важное процедурное изменение. Оно действительно важное, потому что касается всех ведомств. Я принял решение о том, чтобы изменить процедуру рассмотрения проектов поправок Правительства к законопроектам, которые прошли первое чтение в Государственной Думе. С сегодняшнего дня такие проекты подлежат рассмотрению на заседаниях Правительства наряду с проектами федеральных законов.

Все министры и вице-премьеры понимают, о чём я говорю. У нас есть случаи, когда проект поправок фактически предлагал новую редакцию законопроекта и фактически менял его концепцию: написали законопроект об одном, а потом новая редакция законопроекта полностью меняет содержание того, что было. Казалось бы, мы уже к этому не имеем отношения. Ведомство говорит, что оно это учтёт при работе после первого чтения. В результате мы с вами как высший коллегиальный орган исполнительной власти даже не понимаем, что одобрили. Нередко в поправки включаются проектируемые положения, по которым в процессе первоначальной разработки законопроекта вообще не было достигнуто общего мнения между федеральными органами исполнительной власти. То есть спор остаётся, но мы потом его урегулируем. А он потом не урегулируется, а даётся в редакции конкретного ведомства. Так нельзя делать. Это неправильно. На это обращали внимание коллеги из Государственной Думы. Поправки Правительства должны стать дополнительным механизмом, который направлен на обеспечение возможности исправления имеющихся недочётов в этих текстах законопроектов, и в оперативном порядке должны позволить реализовывать поручения Президента и Правительства Российской Федерации.

Участники заседания

  • PDF

    179Kb

    Список участников заседания Правительства, 7 марта 2019 года

Рассмотрение проектов поправок на заседаниях Правительства повысит ответственность федеральных органов исполнительной власти при разработке проектов федеральных законов и, надеюсь, улучшит качество проработки документов, обеспечит выработку консолидированной позиции. Это усложнит некоторым образом работу. Но, надеюсь, все это будут делать с повышенным вниманием и соответствующим качеством.

Заседание Правительства

Теперь по повестке заседания. Начнём с законопроекта, который расширяет возможности применения налогового вычета при покупке лекарств. Для этого корректируются нормы Налогового кодекса. У нас действует механизм господдержки для всех категорий граждан, которым нужны лекарства. Тем людям, у кого нет права на льготы, можно оформить налоговый вычет при покупке лекарств, которые входят в перечень так называемого социального налогового вычета. Для этого надо обратиться в налоговою инспекцию с заявлением о возмещении части уплаченного с зарплаты подоходного налога и частично компенсировать расходы на медицинские услуги, лекарства для себя и членов своей семьи. Перечень социального налогового вычета включает чуть более 400 препаратов. В то же время Правительством ежегодно утверждается перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, куда в настоящее время входит, напомню, более 700 позиций, включая и самые современные. Мы этот перечень регулярно обновляем. Цены на лекарства из списка ЖНВЛП регулируются государством, что особенно важно. Именно поэтому и были подготовлены изменения в Налоговый кодекс. Теперь при получении социального налогового вычета будут учитываться расходы на лекарства, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

Как я сказал вначале, сегодня мы рассмотрим ряд поправок к законопроектам, которые уже прошли первое чтение в Государственной Думе. Они касаются технического осмотра транспортных средств и ответственности за правонарушения при проведении этой процедуры. В законопроекте мы предложили меры по борьбе с выдачей так называемых серых диагностических карт состояния автомобилей. Зачастую такие документы выдавались фактически без досмотра машины, в результате повышался риск для всех участников дорожного движения. Чтобы исключить подобные ситуации, законопроектом вводится перечень требований к месту, где проводятся техосмотры, а также обязательная фиксация процедуры на фото и видео.

Что эти поправки изменят? Во-первых, выполнять функции технического эксперта теперь сможет индивидуальный предприниматель. Для этого он, конечно, должен быть аккредитован как оператор техосмотра. Во-вторых, будет усилен контроль за операторами техосмотра со стороны органов государственного контроля. Им будут даны полномочия проводить проверки в форме контрольной закупки. В-третьих, при участии сотрудника ГИБДД будет проводиться и технический осмотр автобусов, чтобы на рейсах не появлялись машины, использование которых несёт угрозу жизни. В-четвёртых, в законопроекте предполагалось, что диагностическая карта будет оформляться исключительно в электронном виде. Мы все поклонники электронного документооборота и всячески его внедряем, но всё-таки надо идти людям навстречу в ситуациях, когда электронная форма становится неудобной, недостижимой. Поэтому мы предлагаем не вводить таких жёстких ограничений и допустить вариант, когда любой человек мог бы распечатать эту диагностическую карту на бумаге. Во всяком случае в качестве временной меры, пока электронная форма не станет повсеместной.

И ещё несколько поправок к законопроекту, которые касаются изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Они уточняют ответственность за нарушения при проведении техосмотра.

Брифинг руководителя ФАС Игоря Артемьева по завершении заседания

Из стенограммы:

И.Артемьев: Сегодня Правительство рассматривало подготовленные Федеральной антимонопольной службой и согласованные Правительством поправки к уже принятому в первом чтении закону об унитарных предприятиях. Эта тема уже много лет дебатируется и в парламенте, и в Правительстве.

Ещё в 2002 году был принят 161-й закон, который призван ограничить деятельность этих предприятий как архаичных форм систем управления, поскольку в 1990-е годы они создавались на очень короткий период. Тогда надо было создать хоть какую-то организационно-правовую форму, которая могла бы организовать работу по уборке снега или поставке элементарных товаров и так далее. Но эта система государственных унитарных предприятий очень непрозрачная. По сути, производительность труда там в четыре раза ниже, чем в других организационно-правовых формах, например, в тех же государственных учреждениях или тем более в акционерных обществах.

Кроме того, государственные унитарные предприятия, как считает Правительство – собственно, в связи с этим и принят законопроект в первом чтении, – непрозрачны, не ведут реестр имущества, это имущество часто пропадает, они мимикрируют под хозяйствующие структуры, которые получают напрямую, без всякой конкуренции или торгов, строительные подряды или земельные участки, которые потом перепродают. Вообще, больше половины именно муниципальных унитарных предприятий занимается только перепродажей собственности и арендой собственности, то есть спекуляциями на рынке недвижимости. Это плохо, поэтому во многих сферах форма государственных унитарных предприятий себя изжила. Но в некоторых сферах она может функционировать, и весьма успешно, при наличии дополнительных требований, которые сформулированы в соответствующем законодательстве.

Сегодня мы выходили уже на второе чтение, после того как провели консультации со всеми фракциями в Государственной Думе, прошли десяток комитетов и в Совете Федерации, и в Государственной Думе. Разные оценки этого закона, были очень большие дебаты по поводу того, не возникнет ли вакуум – в социальной сфере прежде всего, где оказывается социальная поддержка людям, нашим гражданам. Не произойдёт ли каких-то сбоев при этом переходе.

Поэтому решено во втором чтении в поправках увеличить переходный период преобразований государственных унитарных предприятий соответственно в государственные учреждения либо акционерные общества до 2023 года. Таким образом никакого вакуума не будет. Будет более прозрачная форма, которая позволит делать ту же работу, только лучше, с кратно лучшей производительностью труда, прозрачностью, открытостью, с меньшим коррупционным потенциалом. Надо всё-таки создавать организационно-правовые формы, соответствующие XXI веку, а не 1990-м годам диким, из которых эти унитарные предприятия и выросли.

Ещё о важных поправках, которые являются компромиссом между парламентом и Правительством – сегодня Правительство поддержало этот компромисс. Допускается возможность сохранения унитарных предприятий в районах Крайнего Севера – это убыточные предприятия, это понятно. Возможность сохранения унитарных предприятий для развития культуры, искусства, сохранения культурных ценностей – здесь просто не стали ничего трогать, поскольку это очень чувствительная сфера. А также за пределами Российской Федерации – речь идёт о наших посольствах, консульствах и обслуживающих организациях, которые уже в этой форме работают.

Хочу напомнить, что в правоохранительной системе, в системе безопасности и обороны это тоже разрешено законом, принятом в первом чтении.

Кроме того, самый главный тезис, который лёг в основу этих поправок и закона: там, где нет конкуренции, – могут быть унитарные предприятия, там, где появляется конкуренция, их существование после 2023 года будет запрещено.

В этом суть поправок, которые сегодня были поддержаны Правительством Российской Федерации, и они будут направлены в Государственную Думу. И я надеюсь, что компромисс, который был достигнут с большинством депутатских фракций позволит нам принять этот закон и дальше жёстко его отслеживать.