Заседание Правительства

В повестке: о состоянии конкуренции в Российской Федерации, проекты федеральных законов, бюджетные ассигнования.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по завершении заседания

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

У нас сегодня в повестке дня довольно много вопросов, но начнём мы с вопроса, который является для заседания Правительства довольно традиционным. Я имею в виду доклад о состоянии конкуренции в России. Это традиционная тема, которую мы ежегодно рассматриваем на заседаниях Правительства. Даже уже не ежегодно, а раз в полгода, потому что относительно недавно рассматривали этот вопрос. Он важный.

Развитие конкуренции мы видим в качестве одной из стратегических задач, поскольку здоровая конкурентная среда – один из ключевых факторов, который способен обеспечить экономический рост. И это тем более важно в условиях ограниченного доступа к иностранным инвестициям и технологиям.

Я недавно подписал распоряжение Правительства, которым утвердил «дорожную карту» по развитию конкуренции в отраслях экономики на период 2018–2020 годов.

Остановлюсь на ключевых моментах доклада.

Во-первых, важно, что развитие конкуренции должно активно поддерживаться регионами. Подавляющее большинство субъектов готовы утвердить не менее 33 показателей развития конкуренции из 41 предложенного апрельским Государственным советом.

Во-вторых, государство стало применять более гибкое тарифное регулирование, что действительно очень важно. Из региональных тарифов исключены необоснованные расходы – это более 7,5 млрд рублей (например, затраты на добровольное медицинское страхование сотрудников или компенсация износа основных средств, которые не относятся к производству). Кроме того, ФАС установила единые правила рассмотрения всех тарифных споров.

Участники заседания

  • PDF

    135Kb

    Список участников заседания Правительства, 30 августа 2018 года

В-третьих, есть улучшения в отраслевой политике. Например, на рынке информационных технологий мы видим довольно развитую конкуренцию – с приоритетом интересов абонентов. В этом году мобильные операторы наконец отменят внутренний роуминг. Это, можно сказать, большая победа. И людям больше не придётся переплачивать за связь во время поездок по России.

В то же время, несмотря на позитивные изменения, развитию конкуренции препятствует целый ряд проблем.

Первое – это избыточное государственное участие в экономике. По данным Федеральной антимонопольной службы, присутствие государственных структур не сокращается. Наоборот, возрастает даже в тех сегментах, где это совершенно не требуется. Я имею в виду рынок недвижимости, сферу коммунальных услуг, розничную торговлю, деятельность по организации отдыха и развлечений. 

Второе – невысокая доля малого бизнеса в экономике. Это действительно одна из наших проблем. Вы знаете, что в структуре нашего ВВП небольшие предприятия занимают чуть более 20%. Действующие меры поддержки малого и среднего предпринимательства пока недостаточны, чтобы небольшие компании могли конкурировать с гигантами бизнеса.

Третье – картельные сговоры. 85% дел о картелях – это сговоры на торгах, которых стало в 2017 году даже больше, чем в 2016-м. Ненамного, на 3%, тем не менее рост есть. Ущерб бюджетам всех уровней оценивается приблизительно в 2% ВВП. Лидерство по сговорам уже не первый год удерживает строительство, в том числе дорожное строительство. Антиконкурентные соглашения широко распространены и в сфере госзакупок и закупок компаний с госучастием.

Какие шаги необходимо предпринять сегодня?

Следует более активно проводить приватизацию государственной собственности (хотя это не всегда просто), особенно на региональном и муниципальном уровнях. Усилить работу по противодействию картелям. Причём методы выявления и пресечения антиконкурентных соглашений должны идти в ногу с развитием цифровых технологий.

Кроме того, мы продолжим совершенствовать механизмы поддержки малого и среднего бизнеса. В частности, необходимо как минимум вдвое увеличить долю государственных закупок у небольших и социально ориентированных некоммерческих предприятий, а также обеспечить для всего бизнеса равный доступ к услугам государства и естественных монополий, чтобы предприниматели на более прозрачных и лёгких условиях могли пользоваться финансовыми ресурсами и инфраструктурой.

Теперь о других вопросах.

Мы сегодня обсудим несколько законопроектов и распределим ряд субсидий.

Один из них вносит изменения в Налоговый кодекс, которые касаются ответственности за нарушения при налогообложении контролируемых иностранных компаний. Тема достаточно важная.

Прежде всего речь идёт о ситуации, когда тот или иной налогоплательщик не включает в свой общий доход для исчисления налогов прибыль от контролируемой им иностранной компании. Соответственно, налогов платится меньше или не платится вообще. Сейчас физические лица, контролирующие такие компании, не несут за это уголовной ответственности при условии, что ущерб, который причинён государству, возмещается в полном объёме.

Предлагается продлить действие этой нормы до 1 января следующего года, чтобы дать дополнительное время тем, кто хочет в соответствии с законодательством перевести свои активы в юрисдикцию Российской Федерации.

Заседание Правительства

Ещё один законопроект унифицирует размеры государственных пошлин по спорам и разногласиям, которые возникают в связи с установлением тарифов на услуги естественных монополий. Проще говоря – сколько должен стоить киловатт электроэнергии или кубометр воды. Например, такие споры могут возникать между управляющей компанией и потребителем. Или между управляющей компанией и муниципалитетом. Всеми этими вопросами, напоминаю, занимается Федеральная антимонопольная служба.

Сейчас за рассмотрение разногласий госпошлина составляет 80 тыс. рублей. За рассмотрение споров в досудебном порядке – 160 тыс. рублей. А работа, которую выполняет ФАС, и по сложности, и по объёму приблизительно одинаковая. Поэтому предлагается установить унифицированный размер госпошлины – 120 тыс. рублей.

Рассмотрим также проект закона, который упростит проверку кредитных историй физических и юридических лиц и повысит достоверность сведений, которые предоставляют о себе потенциальные заёмщики.

Сейчас сведения о договорах кредита или займа могут храниться в разных бюро кредитных историй. Это затрудняет оценку платёжеспособности человека или компании перед выдачей нового кредита. И, стало быть, мешает банкам и другим организациям корректно рассчитывать подъёмную для клиента сумму займа.

Законопроект предусматривает введение единого идентификатора для всех кредитных договоров, который, по сути, заменит единую базу данных. Право присваивать такой идентификатор получит Банк России. В результате все кредитные истории, надеюсь, станут более прозрачными. Это должно уберечь организации, которые предоставляют кредиты и займы, от мошенников, а людей и компании – от непосильных займов.

Кроме того, мы сегодня распределяем ряд субсидий. Почти 3 млрд рублей пойдут шести регионам на развитие и восстановление транспортной инфраструктуры. Это Республика Алтай, Республика Якутия, Алтайский край, Хабаровский край, Калужская область и Новгородская область. Там в ряде случаев были чрезвычайные ситуации, в ряде случаев просто нужно помочь восстановить нарушенное сообщение.

Почти 500 млн рублей из резервного фонда мы выделим Северной Осетии на строительство и реконструкцию четырёх объектов здравоохранения. Там они находятся, к сожалению, в очень плохом состоянии. Модернизация позволит повысить качество и доступность медицинского обслуживания. Люди смогут получать эффективную и своевременную помощь, в том числе и в отдалённых районах.

Мы также выделяем деньги из резервов Правительства Росмолодёжи на мероприятия в рамках Года добровольца. Деньги пойдут на приобретение товаров, оплату услуг, на проведение Всероссийского форума добровольцев, поскольку это важное и серьёзное начинание.

И ещё одна тема (я вчера ею занимался) – это проблема очередей в ясли. Мы проводили совещание со всеми регионами в режиме видеоконференции, где эта тема обсуждалась.

В феврале на создание в детских садах дополнительных мест мы предусмотрели в федеральном бюджете 49 млрд рублей. Это по 24,5 млрд ежегодно. Деньги предназначались 82 регионам на софинансирование их собственных программ.

Но некоторые регионы (у нас, к счастью, есть и такие) готовы справиться самостоятельно, без участия федерального центра. Другие субъекты уточнили свои возможности по срокам ввода объектов.

Таким образом, высвободившиеся средства – это свыше 3,3 млрд рублей на 2018–2019 годы – мы направим регионам, которые готовы создать больше дополнительных мест. Мне кажется, это вполне справедливо, и в результате этого более эффективного перераспределения в 20 регионах появится ещё 5,5 тыс. дополнительных мест, что, конечно, очень хорошо.

Есть и другие вопросы, которые мы с вами сегодня рассмотрим.

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по завершении заседания

Из стенограммы:

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по завершении заседания Правительства 30 августа 2018 года

И.Артемьев: Сегодня Правительство на заседании рассмотрело уже 12-й ежегодный доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Мы в соответствии с законом о конкуренции каждый год представляем Правительству наш доклад. И, что ценно, Правительство по этому докладу, в котором поднимаются достаточно нелицеприятные темы, связанные с большим количеством недостатков в сфере развития конкуренции, принимает действенные меры.

В этом году у нас довольно позитивный доклад, потому что создана достаточно серьёзная основа, достаточно прочный фундамент развития конкуренции в нашей стране.

Во-первых, это указ Президента, вышедший в прошлом году, – документ стратегического планирования, который утвердил Национальный план развития конкуренции в России. Это впервые было сделано за всю нашу историю. В связи с этим указом Президента Правительство приняло огромный, гигантский план – по 18 отраслям (от образования до рынка газа, угля, машиностроения и так далее), которым утверждено более 180 конкретных действий (подчёркиваю, абсолютно конкретных действий) по развитию конкуренции в стране.

Кроме того, прошло заседание Государственного совета во главе с Президентом, по результатам которого были даны поручения всем субъектам Российской Федерации. Мы объехали 90% субъектов, каждый регион выбирает себе наиболее подходящие для него направления развития конкуренции. В целом обычно таких направлений бывает около 40, которые каждый регион себе выбирает. Понятно, что у каждого региона своя специфика.

Всё это в совокупности создало очень хорошую, позитивную ауру. И мы говорим, что в стратегическом смысле Правительство перешло от охранительной функции конкуренции – в лице ФАС, судебной системы, правоохранительных органов – к собственно мероприятиям по развитию конкуренции. Это совершенно другая история, и это говорит о том, что приоритеты очень сильно поменялись. Это очень позитивный отклик вызывает и у бизнеса, и у граждан, потому что в конечном итоге развитие конкуренции – это инновации, это более низкие цены, это больший сервис услуг и большее разнообразие соответствующих услуг и товаров. Об этом, в том числе, мы сегодня говорили.

Важные события, которые премьер-министр сегодня отметил, – это отмена национального роуминга и отмена внутрисетевого роуминга. Это большая победа. Вы знаете, что ФАС занималась этим семь лет.

Кроме того, мы подчёркиваем, что на целом ряде рынков сохраняется огромное и ненужное государственное участие, что по-прежнему малый бизнес развит достаточно слабо, что в системе государственного заказа существует много недостатков и малый бизнес получает мало государственных заказов. Что по-прежнему существует засилье ГУПов и особенно МУПов (муниципальных унитарных предприятий), которые мешают развиваться малому бизнесу в таких сферах, как жилищно-коммунальное хозяйство, и в некоторых других.

Я вместе с коллегами из ФАС 10 лет добивался того, чтобы были приняты эти акты, по которым дальше страна будет жить. Сейчас они приняты. И в этом качественное отличие нашего 12-го доклада от 11-го, 10-го, 9-го. Теперь нужно их исполнить. Нужно исполнить указ Президента и Национальный план по развитию конкуренции, нужно исполнить 18 отраслевых карт, нужно неуклонно это делать на уровне регионов. В совокупности всё это может нам дать очень существенный прорыв.

Когда-то Япония и Корея продемонстрировали совершенно невероятный скачок в области эффективности, конкуренции, а потом вышли с гигантскими возможностями на мировые рынки. Это было «японским чудом», «корейским чудом». А началось всё с того, что были приняты программы демонополизации и развития конкуренции. Они привели к этому экономическому чуду. И Россия может повторить успех этих стран. Мы бы очень этого хотели.

<…>