О действиях по развитию экономики и социальной сферы

Совещание о вопросах регулирования рынка труда в контексте внесённого Правительством в Госдуму пакета законопроектов по изменениям в пенсионной системе.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина по завершении совещания

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

О действиях по развитию экономики и социальной сферы

Мы встретились в таком составе с руководителями общественных объединений, представляющих бизнес, предпринимательское сообщество, для того чтобы обсудить некоторые вопросы, которые поставлены в майском указе Президента №204 и некоторых других документах, которые носят стратегический характер. Уверен, что бизнес и работодатели в целом активно подключатся к выполнению указа. Очевидно, что мы все в данном случае являемся участниками партнёрства между государством и бизнесом. Будем работать для того, чтобы наша страна развивалась интенсивно, чтобы был достигнут нормальный, полноценный уровень жизни и, конечно, чтобы каждый участник такого рода отношений вносил свою лепту в эти процессы.

Участники совещания

  • PDF

    Список участников совещания о действиях по развитию экономики и социальной сферы, 26 июня 2018 года

Вы знаете, что Правительство направило в Государственную Думу пакет проектов законов по изменениям в пенсионное законодательство. Мы рассчитываем, что этот пакет будет рассмотрен в первом чтении в весеннюю сессию. Предложенные изменения в пенсионное законодательство начнут действовать со следующего года. Напомню, целью этих изменений является достижение ситуации, когда дополнительные ресурсы можно будет направить на увеличение пенсий, обеспечить долгосрочную сбалансированность пенсионной системы. При этом мы стараемся максимально учесть интересы всех, кто участвует в пенсионных отношениях, – самих работников, работодателей и интересы государства в целом. Напомню, что у нас уже сегодня на одного пенсионера приходится вдвое меньше работающих людей, чем 50 лет назад, я имею в виду ситуацию в 1970 году – 3,7 приходилось на одного пенсионера, а в текущем году 1,8, то есть это двукратное уменьшение. Конечно, этот дисбаланс означает дополнительную нагрузку и на работающих, и на работодателей. Эти процессы в целом продолжаются, они скорее двигаются по нарастающей.

Конечно, предлагая изменения в пенсионную систему, мы учитывали все факторы – основной из них заключается в том, что увеличилась продолжительность жизни, причём существенно. Более длительным является активный период жизни. Сохраняется возможность продолжать профессиональную карьеру. Сейчас у нас в среднем за год трудится около 12 миллионов пенсионеров, то есть примерно четверть – чуть больше четверти всех пенсионеров. А в первые годы после наступления пенсионного возраста в целом остаётся работать каждый второй пенсионер.

Известно, что работодатели – и в этом, может быть, одна из основных целей сегодняшней встречи – далеко не всегда охотно берут на работу людей в возрасте, пожилых людей. Многие сейчас уже волнуются, что будет сложно сохранить работу, найти новую работу, несмотря на то что это хорошие специалисты с огромным опытом, зачастую с уникальной квалификацией. И к тому же они могут эффективно организовать работу, научить более молодых работников.

Нам очень важно не потерять ни одного профессионала. Приложить все усилия, чтобы у людей в зрелом возрасте не было проблем при приёме на работу. Ещё раз хочу подчеркнуть, возраст ни в коем случае не должен быть причиной для увольнения людей. Дискриминация по возрасту в трудовых отношениях у нас законодательно запрещена. Совсем недавно я поручил Роструду тщательно за этими процессами следить. И прошу всех присутствующих также максимально внимательно ко всем этим вопросам относиться – и представителей власти, и представителей работодателей.

Мы предусмотрели достаточно длинный и относительно плавный переход, чтобы и наши граждане, и бизнес могли адаптироваться к новым правилам. Все эти изменения будут продолжаться до 2034 года.

На какие моменты необходимо обратить особое внимание? Во-первых, надо серьёзно перестроить работу с кадрами старшего возраста, подумать, что дополнительно можно сделать для таких специалистов. У многих людей сейчас не самый простой момент, в определённой степени приходится корректировать свои жизненные планы. Надо людей в этой ситуации поддержать, чтобы они чувствовали себя востребованными и могли передать свои профессиональные навыки молодёжи в самых разных качествах, в том числе и в виде наставничества. Конечно, профессиональная активность удлиняет жизнь, но важно, чтобы человек, который в старшем возрасте продолжает трудиться, был здоров, чтобы у него было достаточно сил. Поэтому надо обязательно уделять внимание диспансеризации, профилактическим осмотрам и стимулировать занятия физкультурой, активную социальную жизнь.

Во-вторых, о чём хотел бы сказать, многим людям старшего поколения действительно потребуется переобучение. Цифровые технологии серьёзно меняют рынок труда, это сказывается на всех, не только на людях зрелого возраста, но и на людях достаточно молодых, потому что очень быстро всё происходит. Некоторые профессии уходят, появляются новые профессии. Надо организовать переобучающие программы, которые позволят людям освоить востребованные или совсем новые специальности. Бизнес в этом может и должен принять самое активное участие, а государство должно помогать предпринимателям в этих процессах. Сейчас мы соответствующие меры прорабатываем, потом ещё раз, может быть, встретимся, их обсудим.

Конечно, это не всё, есть и другие предложения на этот счёт. Давайте поговорим и об этом. 

Брифинг Александра Шохина по завершении совещания 

Из стенограммы:

А.Шохин : Сегодняшняя встреча Председателя Правительства с руководителями ведущих бизнес-объединений, работодателями была посвящена вопросам регулирования рынка труда, снятия возможной напряжённости и рисков в области занятости. Эта тема обсуждалась в контексте внесённого пакета проектов законов по изменениям в пенсионное законодательство. И поскольку профсоюзы и многие общественные организации высказывают опасения по поводу того, что бизнес будет так или иначе дискриминировать лиц старшего возраста, предпенсионного возраста, мы сегодня посвятили именно этому вопросу основное внимание.

Безусловно, мы исходим из того, что есть и ответственность работодателей, компаний, и ответственность Правительства, государства за то, чтобы на рынке труда, в области занятости минимизировать все риски.

Сегодня мы обсудили целый ряд направлений. В частности, речь идёт о программах переподготовки, переквалификации работников. Речь идёт не только о молодёжи, вступающей в трудоспособный возраст, но и о лицах средних возрастов, лицах старшего поколения.

Мы считаем, что государство должно все инвестиции компаний, направленные на повышение квалификации и переподготовку, относить на себестоимость. Сейчас часть этих инвестиций осуществляется из чистой прибыли. Мы, на мой взгляд, здесь можем быстро найти общий язык. И речь не идёт о том, чтобы какие-то дополнительные ресурсы компаниям выделять. Речь скорее идёт о признании этой работы как работы государственной важности.

Безусловно, мы считаем важным решить давно уже назревшую проблему – повышение пособий по безработице. Сейчас они составляют величину, которая не вписывается ни в какие параметры, связанные с жизнедеятельностью людей. Мы считаем, что нужно подтянуть это пособие до уровня как минимум минимальной заработной платы. Безусловно, дело не в том, чтобы эти пособия платить, а в том, чтобы максимально использовать активные программы на рынке труда. Активные программы – это программы поддержки людей в поисках работы. В случае необходимости это обучение новым профессиям, программы переселения в регионы, где создаются новые рабочие места.

Мы не можем отделить все эти вопросы от методов стимулирования инвестиций. В частности, мы считаем, что предложение Правительства о том, чтобы не облагать налогом движимое имущество (прежде всего оборудование, станки), который сейчас бизнес называет налогом на модернизацию, – это важное решение по созданию рабочих мест. На самом деле нет другого способа улучшать положение людей, в том числе пенсионеров, кроме как обеспечивать их достойными рабочими местами, повышать заработную плату, которая является в том числе основой для начисления пенсий. Безусловно, все меры, направленные на ускорение экономического роста, одновременно являются и способом сокращения потенциальной напряжённости на рынке труда, и способом увеличения пенсий. И мы прежде всего должны думать о том, как поднять деловую, инвестиционную активность. Бизнес в этом заинтересован. Создание условий для того, чтобы деловая, инвестиционная активность у нас в стране повышалась, – один из главных приоритетов, и от его реализации во многом зависит и решение социальных проблем, в том числе повышение пенсий.

Вопрос: Бизнес был вообще против манёвра?

А.Шохин: Бизнес, безусловно, хотел бы, чтобы фискальная система была стабильна, включая и все налоги, и неналоговые платежи. Мы считаем предложение Правительства по повышению НДС, честно говоря, наименьшим злом из всех вариантов целевого финансирования программ, связанных с реализацией 204-го майского указа Президента. Мы понимаем, что сделать манёвр в пользу образования, здравоохранения, развития инфраструктуры в нынешних условиях достаточно трудно в ожидании, скажем, высоких темпов роста, превышения общемировых трендов здесь. И источники нужно искать уже сейчас. Мы анализировали вместе с Правительством, самостоятельно, с компаниями – членами РСПП и других бизнес-объединений и пришли к выводу, что некоторое повышение НДС – это то, с чем мы можем справиться, что называется. Поэтому мы одновременно поддерживаем позицию Правительства (она была высказана Председателем Правительства на заседании 14 июня) о том, что налоги на фонд оплаты труда, страховые взносы сохранятся на постоянной уже основе на уровне 30% к фонду заработной платы. Сейчас эта ставка называется льготной. Она всё время подтверждается. То, что Правительство решило закрепить на постоянной основе, что называется, на вечные времена эту суммарную ставку страховых взносов, – хорошее решение. И честно говоря, мы не хотели бы, чтобы появлялись, в том числе и при обсуждении пенсионного пакета Государственной Думой, инициативы накинуть на эти 30% дополнительные страховые платежи, например через введение страхования от безработицы и так далее. Сегодня мы тоже об этом говорили. Мы считаем, что на рынке труда есть другие возможности реализации активных программ. Надо иметь в виду, что в этом году благодаря в том числе хорошей мировой конъюнктуре на нефть и другие экспортные товары у нас есть некоторая подушка, которая позволяет нам все эти риски, связанные с потенциальными проблемами на рынке труда, нивелировать. Это своего рода, может быть, социально-трудовой резервный фонд и фонд для лучшей адаптации людей в том числе к новым условиям выхода на пенсию.

<…>