Об обеспечении контроля качества экспортной сельскохозяйственной продукции

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Совещание об обеспечении контроля качества экспортной сельскохозяйственной продукции

Добрый день, коллеги. 

Сегодня обсудим вопросы контроля качества сельхозпродукции, которая идёт на экспорт. Тема очень важная именно потому, что у нас экспорт существенно вырос. Мы эту тему затрагивали на совещании по поддержке международной кооперации и экспорта, которое было на прошлой неделе. А вообще агроэкспорт – это очень хорошая доходная статья внешней торговли. Напомню, в прошлом году мы вывезли за рубеж сельхозпродукции и продовольствия почти на 21 млрд долларов. Неоднократно говорили о том, что у нас агроэкспорт уже превышает объём военно-технического сотрудничества. По данным на конец апреля, поставки зерновых выросли более чем на 42%.

Чтобы бизнес активнее двигался на внешние рынки, мы оказываем ему поддержку в рамках приоритета «Экспорт продукции АПК». Проект работает уже второй год, очевидно, что надо усилить работу по некоторым направлениям. Чтобы успешно продавать за рубеж, надо и производить, и перерабатывать по стандартам стран-импортёров – а они, кстати, разные, есть специфика в зависимости от того, на какой рынок мы пытаемся зайти, – учитывать их требования по качеству и безопасности сельхозпродукции, а иногда просто традиции, включая религиозные. Надо предусмотреть всё это в качестве условий в нашем законодательстве. Причём сделать новое экспортное регулирование удобным и понятным для сельхозпроизводителей, чтобы оно стимулировало агробизнес зарабатывать на внешних рынках.

Несколько важных задач в этой сфере, которые надо решить как можно быстрее. Первое – надо законодательно урегулировать механизм аттестации российских предприятий-экспортёров. При экспорте товаров, которые подконтрольны госветеринарному надзору, надо выполнять ветеринарные требования страны-импортёра. Включение предприятия в реестр экспортёров означает, что его продукция производится с их учётом. Такая практика применяется в Европейском союзе, Америке, Австралии, Японии, в общем, практически в большинстве развитых экономик.

Есть разные позиции, как формировать реестр предприятий – экспортёров продукции, мы обсуждали не так давно эту тему тоже. Но в любом случае этот реестр не должен превратиться в новый административный барьер. Поэтому предприниматель должен сам иметь возможность добровольно решать, хочет он быть включённым в такой реестр или нет. Тем не менее определённые квалификационные возможности с этим реестром должны быть связаны.

Второе важное направление работы – это создание открытой, прозрачной системы ветеринарного контроля за качеством сельхозпродукции, причём как внутри страны, так и извне. Ветеринарные службы тех стран, куда мы поставляем сельхозпродукцию, регулярно посещают Россию. Это нормальная практика, мы тоже следим за качеством импорта, который поступает в нашу страну. Поэтому возможность проведения внезапных проверок предприятий-экспортёров должна быть предусмотрена в нашем законодательстве.

Нужно усилить контроль за производством сельхозпродукции и в регионах нашей страны. У нас очень интенсивно за последнее время развивается производство и мяса, и молока. Это очень хорошо и отрадно, но мы должны минимизировать риск распространения болезней, которые опасны для животных и для человека и вспышки которых могут появиться сразу в нескольких регионах. Здесь есть известное предложение – конкретизировать полномочия Россельхознадзора по контролю за работой ветеринарных служб на местах.

Третье направление работы – это создание современной системы контроля, через которую мы могли бы видеть всю картину, то есть движение сельхозпродукции от поля до прилавка, как принято говорить, чтобы в перспективе можно было найти информацию о каждом этапе производства агропродукции, выяснить, где она была произведена, отгружена, где продана каждая бутылка молока, упаковка рыбы или мяса, тонна зерна и так далее. Причём вводить этот контроль нужно с первого этапа. Внедрение этой системы – задача непростая, которая потребует определённого времени и определённых подходов. Здесь нужно окончательно определиться, что делать, чего не делать, какие административные механизмы использовать и кто чем занимается.

Давайте обо всём этом поговорим.