Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению

О реализации проектов импортозамещения в машиностроении.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Дениса Мантурова о реализации проектов импортозамещения в машиностроении

Сообщение председателя совета директоров ПАО «Силовые машины» Алексея Мордашова

Перед заседанием Дмитрий Медведев посетил Ленинградский металлический завод ПАО «Силовые машины» – ведущего российского производителя энергомашиностроительного оборудования для тепловой, атомной, гидроэнергетики, электросетевого комплекса, промышленности и транспорта.

Завод основан в 1857 году и в настоящее время специализируется на разработке и изготовлении паровых, гидравлических и газовых турбин для различных объектов энергетики.

Турбины завода работают на 700 электростанциях в 57 странах мира. В России оборудованием завода оснащены более 65% энергетических объектов, в том числе Саяно-Шушенская ГЭС, Нововоронежская АЭС, Благовещенская ТЭЦ, Бурейская ГЭС, Калининградская ТЭЦ, Костромская ГРЭС и другие.

В 2012 году для расширения производственных мощностей и производства новых высокотехнологичных продуктов в эксплуатацию введён первый производственный комплекс по производству энергетического оборудования. Производственная программа комплекса – производство паровых турбин и турбогенераторов мощностью от 500 МВт для крупных тепловых энергоблоков и атомных электростанций, а также паровых турбин для АЭС в быстроходном и тихоходном исполнении мощностью 1200 МВт с возможностью расширения линейки до мощности 1800 МВт.

Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению

Из стенограммы:

Д.Медведев: Сегодня у нас заседание Правительственной комиссии по импортозамещению. В повестке дня несколько тем.

Во-первых, обсудим, как эта работа продвигается в сфере машиностроения. Это касается и автопрома, и сельхозмашиностроения, и производства оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности. Во-вторых, коснёмся вопросов подготовки корпоративных планов. И в-третьих, примем некоторые решения по программе развития «Российских железных дорог», а также в сфере топливно-энергетического комплекса.

Участники заседания

  • PDF

    129Kb

    Список участников заседания Правительственной комиссии по импортозамещению, 12 апреля 2018 года

Мы с коллегами только что осмотрели несколько производственных подразделений, цехов Ленинградского металлического завода, который входит в «Силовые машины». Это пример того, насколько может быть выстроена стратегия производства российского оборудования, включена в существующую партнёрскую сеть, пример того, как сбыт налаживать. Важно, чтобы такой опыт не угасал, а применялся и самими «Силовыми машинами», и в других отраслях. Сегодня мы уделим этому определённое внимание.

Напомню, что около четырёх лет назад мы выделили импортозамещение в отдельное, самостоятельное направление. Была создана эта правительственная комиссия, специальные институты, включая Фонд развития промышленности, отобраны и запущены проекты и, что, конечно, немаловажно, выделены ресурсы. Сегодня у нас есть около полутора тысяч технологических направлений и сотни полноценных, работающих проектов.

Важно, чтобы эта разносторонняя работа продолжалась системно и непрерывно. Чтобы в отраслевые планы вовремя вносились коррективы, чтобы производители осваивали производство новых компонентов, новых технологий, переходили на российское программное обеспечение и при этом не теряли в качестве по сравнению с зарубежными продуктами, товарами, что, конечно, весьма и весьма непросто. Очевидно, и мы эту цель изначально перед собой ставили, что наша продукция должна быть конкурентной как внутри страны, так и в смысле экспорта.

Мы эту цель перед собой поставили и должны её достигнуть. Даже несмотря на то, что нам мешали и продолжают мешать. Я об этом вчера говорил во время отчёта Правительства в Государственной Думе. Вы знаете о событиях последнего периода, когда был принят очередной пакет санкций со стороны Соединённых Штатов Америки. Наш фондовый и валютный рынок весьма эмоционально на это отреагировал. Падение биржевых индексов, естественно, сказалось на показателях российских компаний. Несмотря на то что ситуация в целом вполне контролируемая, мы видим, что рынки двигаются разнонаправленно и отыгрывают назад. Очевидно, эта ситуация требует пристального внимания со стороны Правительства, со стороны тех, кто отвечает за состояние дел не только в производстве, но и в финансовой сфере. Тем более что неопределённости на рынках добавляют всякие дурацкие милитаристские заявления, которые звучат из ряда натовских стран.

Непосредственно против нас снова ведётся игра самыми беспринципными и неконкурентными методами. Как я уже говорил ранее, компании, которые попали в сложную ситуацию, должны получить поддержку. Поручения о проработке такого рода поддержки мною даны. Это касается разных компаний – и металлургов, и энергетиков, и оборонщиков, и некоторых других.

Экономические санкции, хотя и являются инструментом политического давления, бьют в конечном счёте по обычным людям. Мы видим, что под ударом оказываются стратегические, системообразующие предприятия, от успешной работы которых зависят десятки тысяч людей, моногорода и бюджеты региональных центров. И решения, которые будут предложены в качестве поддержки, будут направлены не на компенсацию потерь владельцев компаний (хотя это тоже нужно иметь в виду), как иногда это представляют, а прежде всего на сохранение производств, рабочих мест. Тем более что ряд компаний, которые находятся в санкционных списках и которые сейчас попали в подобного рода ограничительные списки, успешны как внутри страны, так и на зарубежных рынках.

Примеров вполне успешных компаний у нас достаточно. Некоторые отрасли за последнее время преобразились. Доля российской продукции сильно выросла в сфере транспортного, тяжёлого, нефтегазового машиностроения, станкостроения, радиоэлектроники, фармацевтики. В других секторах циклы перехода на российские аналоги несколько длиннее, но движение вперёд есть.

В автопроме, сельхозмашиностроении, производстве оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности (мы сегодня можем обсудить и эти темы) есть свои достижения.

За прошлый год почти на 20% выросло производство российских автомобилей, включая автомобили мировых брендов. Условия благоприятствовали: автомобильный рынок рос неплохими темпами, что позволило реализовать бóльшие объёмы продукции.

В автопроме у нас внушительные инвестиционные планы. Осваиваются технологии производства целого ряда новых компонентов, что в будущем позволит увеличить долю российской локализации в сборке.

Производство сельхозтехники выросло на 21%. В настоящее время более половины рынка (56%) – это российские образцы. И мы продолжим наращивать нашу долю.

Заметно выросли объёмы производства пищевого оборудования, машин для переработки мяса, производства молока. Эти отрасли тоже продемонстрировали рост где-то на 20%. Причём треть российского пищевого оборудования, что особенно отрадно, идёт на экспорт.

Также в прошлом году произведено на 27% с лишним больше дорожно-строительной, коммунальной и наземной техники. Вырос экспорт в страны дальнего зарубежья, причём довольно существенно.

Создание принципиально нового, технически сложного оборудования с нуля – задача всегда непростая. Результаты, которых мы добились, потребовали совместных усилий государства и бизнеса. И в значительной мере стали возможны благодаря своевременным мерам государственной поддержки.

Но чтобы замещение импорта успешно развивалось и в дальнейшем проникало в новые секторы, роль бизнеса в этом процессе должна быть ключевой. Разработка корпоративных планов импортозамещения ведётся не первый год. Но темпы, скажем прямо, могли бы быть и выше. Есть компании, которые утвердили планы, активно взялись за работу: они участвуют в проектах локализации, финансируют НИОКР, тестируют российские образцы. Другие только разработали проекты планов, но ещё не утвердили или вообще застряли на стадии анализа.

Понятно, что у предприятий есть свои очевидные риски. Это и затраты, и освоение новых компетенций. Всегда возникает вопрос, каков будет спрос на планируемую продукцию, как рассчитать рентабельность в условиях, когда нет пока долгосрочных контрактов. Тем не менее двигаться нужно, этот путь нужно проходить.

Давайте посовещаемся, какие дополнительные стимулы нужны, чтобы более активно приступить к импортозамещающим проектам. Есть и целый ряд новых проблем, на которые, наверное, требуется государственная реакция. Давайте эти вопросы тоже обсудим.

Сначала послушаем выступление Министра промышленности. Пожалуйста, Денис Валентинович (обращаясь к Д.Мантурову).

Заседание Правительственной комиссии по импортозамещению

Д.Мантуров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

По всем обозначенным Вами отраслям осуществляется комплекс мер поддержки, включая НИОКР и субсидии для стимулирования спроса, экспортные субсидии, дальнейшее снижение доли импорта. Мы концентрируемся на развитии новых направлений. В частности, по автопрому мы планируем достигать дополнительных результатов за счёт акцента на увеличении выполняемых на отечественных мощностях технологических операций. Кроме того, мы фокусируемся на разработке перспективных образцов, включая электрические, беспилотные автомобили, не забывая при этом о транспорте, который работает на газомоторном топливе. По компримированному варианту мы уже три с половиной года работаем, в частности, с «Газпромом». И сейчас проходит тестирование седельный тягач на СПГ, способный без дозаправки преодолевать до 900 км, в рамках серийного производства на КамАЗе. Также ведётся разработка компактного электромобиля для крупных городов с запасом хода на одной зарядке не менее 200 км.

В сельскохозяйственном машиностроении в последние годы проведено обновление модельного ряда по всем традиционным сегментам. Чтобы двигаться в новые рыночные ниши, мы наращиваем компетенции по беспилотным сельхозмашинам. В ближайшие годы «Ростсельмаш» подготовит линейку техники с разными уровнями автономности. Компоненты и программное обеспечение по данному проекту изначально разрабатываются российскими компаниями. Эта работа ведётся в том числе в рамках направления «Автонет», для развития которого Вами недавно утверждена «дорожная карта» подготовки нормативной базы.

В сегменте строительно-дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники мы фокусируемся на разработке современных машин, механизмов для различных видов навесного оборудования. В первую очередь это касается машин для земляных работ – экскаваторов-погрузчиков, асфальтоукладчиков и универсальной коммунальной техники. Акцент на этих направлениях мы делаем с учётом задач, которые поставлены в послании Президента в части развития инфраструктурных проектов.

В этой же связи отдельное внимание Минпромторг уделяет вопросам, связанным с разработкой специальной техники для переработки промышленных отходов всех классов, включая самоходные дробильно-сортировочные комплексы.

И конечно, учитывая рост в сельском хозяйстве, мы особый акцент делаем на развитии машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности. Помимо упомянутых Вами сегментов мы делаем упор на подготовке серийного производства современных машин для переработки зерна, а также оборудования для выпуска сыров.

Кроме того, учитывая, что доля фасованных продуктов питания в общем объёме потребления также растёт, в отдельное направление поддержки мы выделили сегмент оборудования для упаковки. Сегодня ряд предприятий уже выпускают и успешно продают, в том числе на внешних рынках, соответствующие автоматы и устройства.

В качестве дополнительной регуляторной поддержки по пищемашу мы предлагаем поднять ввозные пошлины на всё оборудование до уровня связывания. Где-то это по позициям сегодня от 0,5 до 10% – то, что у нас есть возможность сделать в рамках ВТО.

Более детально весь спектр мероприятий развития российского пищемаша мы отразили в проекте отраслевой стратегии, которую при Вашей поддержке рассчитываем утвердить в ближайшее время.

А.Мордашов (председатель совета директоров ПАО «Силовые машины»): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!

Во-первых, большое спасибо, что выбрали площадку «Силовых машин» для проведения заседания Правительственной комиссии по импортозамещению. Для нас эта тема стала особенно актуальной в последнее время в связи с тем, что 26 января Министерство финансов США включило «Силовые машины» в список компаний, которые относятся к категории так называемых SDN, в санкционный список.

«Силовые машины» – глобальная энергомашиностроительная компания с количеством работающих более 15 тысяч человек, лидер российского рынка, лидер российского сегмента энергетического машиностроения, и мы выполняем большое количество проектов в самых разных странах мира.

Причиной внесения нас в санкционный список стала очень странная логика, с нашей точки зрения, которая заслуживает того, чтобы стать известной. У нас есть совместное предприятие с «Сименсом», в котором нам принадлежит 35%, а «Сименсу» – 65%. Очевидно, что оно полностью контролируется «Сименсом» и собирает газовые турбины по их технологии. Это предприятие поставило пару лет назад турбины для проекта в России, который организовывал «Ростех», перенаправивший потом эти турбины в Крым. Эта история широко освещалась в прессе. Американское правительство сочло это нарушением их правил и ввело санкции, но не в отношении «Сименса» и не в отношении СП, а в отношении «Силовых машин», у которых только 35%, что является, с нашей точки зрения, очень странной логикой. Тем не менее плоды этой логики мы теперь пожинаем в полной мере.

В связи с этим мы хотели бы попросить определённой поддержки «Силовых машин». Нам кажется, что просьбы о такой поддержке типичны не только для «Силовых машин», но и, к сожалению, для определённого круга компаний, которые тоже оказались под санкциями.

По сути, мы говорили бы о поддержке в четырёх направлениях. Прежде всего это поддержка в доступе на рынок – и на российский рынок, и на зарубежный. Для нас зарубежные проекты стали гораздо более сложными сегодня, и доступ на зарубежный рынок для нас, мы надеемся, не закрылся, но стал гораздо более трудным. И здесь мы хотели бы попросить о помощи государства, Правительства в части предоставления нам государственной гарантии тогда, когда этого требуют наши заказчики. Сегодня возможности получить такой сервис у банков у нас очень сильно ограничены в связи с санкциями. Привлечь финансирование (сегодня оно всё более требуется нашими заказчиками при экспортных контрактах) в настоящее время в банках тоже очень-очень трудно. И мы бы хотели просить включить те возможности государства, Росэксимбанка, РЭЦа, которые могут нам помочь в этом вопросе. И просить Центральный банк тоже благоприятно к этому относиться, помогать нам в этих вопросах.

Мы очень просили бы дать нам преференции на внутреннем рынке. Я бы хотел специально подчеркнуть, что вопрос этот является очень непростым. Мы все сторонники рыночной экономики. И я тоже считаю, что это принципиально правильно – иметь рыночную, свободную экономику, и никаких ограничений, никаких препятствий. Но сегодня, к сожалению, так сложилась жизнь, что равные правила игры, о которых любят говорить те, кто нас учит рыночной экономике, ими самими нарушаются, и в отношении «Силовых машин» тоже. И очень остро стоит вопрос о том, что без поддержки государства, без преференций на внутреннем рынке, который для нас является ключевым, нам просто не выжить. Я понимаю, что это очень острый вопрос, я бы призывал нас всех очень осторожно к этому относиться и не увлечься слишком. Но сегодня без решения этих вопросов российскому энергомашиностроению, в частности, не выжить вовсе.

Интересным образом сложилась ситуация после последних решений (в отношении силовых машин – 26 января, в отношении Виктора Феликсовича Вексельберга – совсем недавно): две основные, ведущие компании в российском энергетическом машиностроении – мы, «Силовые машины», и Уральский турбинный завод – оказались теперь в статусе SDN.

Мы очень просим помочь нам и ввести специальные преференции для нас на российском рынке.

Ещё одно направление, в котором мы бы очень хотели попросить о поддержке, – это организация оплаты и банковского финансирования. Здесь у нас сегодня огромные трудности, и без поддержки системообразующих банков, которые имеют эти возможности, таких как Сбербанк, ВТБ (мы очень благодарны Сбербанку за поддержку), нам будет очень трудно выживать.

Хотел высказать большую благодарность в адрес Министерства промышленности, которое очень внимательно относится к нашим просьбам по доступу на рынок и так далее. Оно очень активно работает с нами по выработке практических решений в этом направлении.

Ещё одна тема, которая является темой сегодняшнего заседания, – это импортозамещение. Знаменитая история с газовыми турбинами ещё раз подчёркивает, что России необходима своя технология газовых турбин. И мы, «Силовые машины», готовы взять на себя обязательство сделать такую технологию. Но для этого мы бы просили о государственно-частном партнёрстве в освоении газовых турбин. Мы готовы, например, взять на себя половину расходов, но без государственной поддержки в финансировании НИОКР, в финансировании испытательной базы нам просто не потянуть этот проект.

Такая практика в мире является широко распространённой и общепринятой. Мы слышим о сотнях миллионов евро, которые немецкое правительство выдаёт «Сименсу» на освоение перспективных, прогрессивных видов оборудования. GE (General Electric) получает подобного рода суммы от американского правительства.

Лично я считаю, что всё это очень сложные инструменты, нельзя искажать рынок. С другой стороны, в той обстановке, в которой мы находимся сегодня, когда нас загнали в такие условия, что мы уже стали неконкурентоспособными не по собственной вине, нам нужна поддержка государства, в том числе такими мерами.

Ещё одна тема, которую хотелось бы затронуть, – это развитие персонала. Для нас развитие наших сотрудников является ключевым приоритетом и ключом к успеху в освоении новых видов продукции. Государственно-частное партнёрство в создании центров развития персонала, центров обучения, в поддержке учебных, научных центров критически важно для нашего выживания.

В заключение хотел бы поблагодарить за выбор нас в качестве площадки, за внимание к нашим проблемам.

Мы видим возможность выживать, расти и развиваться в этой обстановке, и то, что происходит, даёт нам дополнительный стимул для этого. Но нам нужна поддержка, помощь государства и определённая кооперация, взаимодействие, которые приведут в конечном счёте к защите не только отдельной компании, но и в целом интересов нашей страны.

<…>