О «дорожных картах» Национальной технологической инициативы

Сообщение Аркадия Дворковича на совещании с вице-премьерами.

Дмитрий Медведев провёл совещание с вице-премьерами  9 апреля 2018 года. 

<…>

Документы

Д.Медведев: Ещё одна тема, которую хочу затронуть, это работа по продвижению Национальной технологической инициативы. Я подписал пять распоряжений об утверждении «дорожных карт» по реализации направлений – это «Технет», «Автонет», «Маринет», «Нейронет» и «Аэронет». В документах утверждён детальный план мероприятий по исполнению этих карт. Все они будут реализовываться поэтапно, начиная с этого года (уже реализация пошла), и на достаточно длительную перспективу – по 2035 год. По каждому этапу установлены цели, которых нужно достичь, сроки исполнения, ответственные за этот процесс органы власти. По сути, уже начата работа – она, кстати сказать, очень непростая – по созданию нормативной базы, которая будет стимулировать развитие современных технологий. Здесь, с одной стороны, нельзя увлекаться нормотворчеством, потому что обилие нормативного регулирования подчас приводит к противоположному эффекту, просто затрудняя работу. С другой стороны, какая-то правовая основа должна быть, особенно в тех случаях, когда речь идёт о совершенно новых в истории человечества явлениях, таких, например, как беспилотный автотранспорт: регулирования развёрнутого на эту тему, как известно, ни в одной стране мира ещё не существует. Нам всем нужно будет пройти этот путь.

Аркадий Владимирович (обращаясь к А.Дворковичу), Вы все эти темы координируете. Для нас важно, чтобы мы выходили на глобальные рынки, чтобы наши компании действительно развивались, по возможности превращались даже в национальных чемпионов. Как идёт работа по этим пяти направлениям?

Сообщение Аркадия Дворковича на совещании с вице-премьерами

А.Дворкович: Работа в рамках Национальной технологической инициативы идёт и по этим пяти направлениям, по которым «дорожные карты» подписаны, и ещё по двум направлениям – это энергетика и здравоохранение («Энерджинет» и «Хелснет»), по которым «дорожные карты» готовятся. В скором времени они будут представлены на подпись. Мы в настоящий момент реализуем несколько десятков пилотных проектов по каждому из направлений, где соединяются усилия научных организаций – от фундаментальной до прикладной науки, бизнеса, а также федеральных органов исполнительной власти и учреждений, находящихся в ведении государства, – это университеты, клиники и ряд других учреждений. По каждому направлению сформированы консорциумы, по некоторым есть уже первые результаты, которые дают основания считать, что коммерциализация технологий может начаться в ближайшие годы. То есть речь не идёт об абстрактных работах, только о каких-то исследованиях, речь идёт об абсолютно прикладных вещах, связанных с перспективами развития транспортных систем, здравоохранения, сельского хозяйства и по иным направлениям.

Приведу ряд примеров по картам, которые были подписаны. В части «Автонет» Вы уже сказали о беспилотном транспорте. Кроме того, речь идёт о транспорте, основанном на электричестве, альтернативных видах топлива, новых поколениях навигационных систем, беспроводной связи нового поколения. Кстати, связь на основе 5G (пятого поколения) позволит как раз продвинуться по направлению беспилотных транспортных систем. Без этой технологии эта тема практически бесперспективна. Мы видим здесь очень чёткую взаимосвязь.

Д.Медведев: Да, только стоит она очень дорого, эта 5G, поэтому нужно смотреть, где её делать и как делать.

А.Дворкович: Дмитрий Анатольевич, именно так, поэтому наша работа рассчитана не на 2–3 года, а действительно на 10–15 лет. Это именно перспективные технологии, где мы хотим занять существенные ниши на рынке.

Что касается «Маринет» и «Аэронет», речь идёт прежде всего о нормативной правовой базе, которая регулирует деятельность частных предпринимателей и компаний в этой сфере. Речь идёт о новых сервисах, которые раньше оказывались в основном государственными структурами. Сегодня речь идёт о рынке, где присутствует значительное число игроков, будь то отдельные виды беспилотного транспорта, те же навигационные системы, сервисы, необходимые для судоходства, судостроения.

«Нейронет» – это машинно-человеческие технологии, где соединяются автоматизированные системы с управлением за счёт усилия человеческого мозга. Эти технологии выходят на рынок постепенно, но последовательно, и здесь также есть масса нормативных моментов, которые нужно учесть в новом законодательстве.

Наконец, «Технет» – это робототехника, аддитивные технологии и ряд других направлений новых производственных технологий, где у промышленности есть уже серьёзный спрос, но не хватает технических стандартов и иных правил, которые позволяют их внедрять массово на практике. Нормативная база уже начинает формироваться, и её каркас должен быть создан в ближайшие два года. Тем не менее, Вы правильно сказали, этот каркас не должен быть слишком жёстким, чтобы учитывать постоянные изменения технологий – те изменения, которые происходят.

Продолжаем работать. Эти проекты не связаны с сиюминутными потребностями, но эти рынки будут формироваться в ближайшие три-четыре года, и мы хотим успеть к этому времени, чтобы играть на них серьёзную роль, чтобы получить добавленную стоимость для нашей экономики.

Д.Медведев: Хорошо. Будем этим заниматься. 

<…>