О проекте стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

Совещание о проекте стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы с вами обсудим сегодня проект стратегии развития автомобильной промышленности до 2025 года. Договаривались специально провести отдельное совещание. За подготовку стратегии отвечали два ведомства – Минпромторг и Министерство экономического развития. Хотел бы послушать позицию ведомств и позицию самой автомобильной общественности, поскольку эта стратегия непосредственно затрагивает все предприятия автопрома.

Участники совещания

  • PDF

    200Kb

    Список участников совещания о проекте стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2025 года, 27 февраля 2018 года

Понятно, что стратегия носит комплексный характер. Это одна из тех отраслей, которые тянут за собой большое количество смежников. Автомобиль является результатом труда большого количества специалистов: тех, кто работает непосредственно на конвейере, металлургов, химиков, инженеров, программистов и многих других. Поэтому такое внимание этому уделяется.

В прошлом году, если говорить о рынке, спад продаж новых автомобилей удалось остановить. Сказался и эффект отложенного спроса, что само по себе неплохой сигнал. Как известно, покупка автомобилей носит циклический характер. Многие покупатели решили обновить свой автопарк именно в прошлом году. То есть и граждане нашей страны, и бизнес перестают воздерживаться от достаточно крупных покупок.

Рынок начал восстанавливаться. По итогам года на российских предприятиях было произведено почти на 20% больше машин, чем годом раньше. Причём рост наблюдается по всем сегментам – от легковых автомобилей до автобусов. Первые результаты этого года тоже как будто бы неплохие.

Основное преимущество получили производители, которые локализовали выпуск машин в России. Доля автомобилей, которые собраны в нашей стране, в общем объёме продаж систематически растёт. В среднем по отрасли она достигла уже почти 86%, но это именно средняя цифра.

Постепенно расширяется и экспорт. Причём не только готовых автомобилей, но, что также важно, и автокомпонентов.

То есть позитивная динамика есть. Но чтобы рынок вернулся к лучшим показателям, нужны дополнительные усилия и время. Нужно следить за ситуацией, в случае необходимости принимать взвешенные решения по поддержке отрасли.

Конечно, важны не только объёмы продаж, но и качественное развитие. Для этого нужно выстроить стратегию. Проект её подготовлен. Несколько ключевых моментов, исходя из проекта.

Первое. Для развития такой страны, как Россия, нужен доступный по цене и хороший по качеству транспорт, адаптированный под наши дороги, под наши климатические условия. Это возможно только при расширении внутреннего производства и повышении его локализации.

Очевидно, что вырастет добавленная стоимость, если всё это сделать, на единицу продукции. Увеличатся доходы предпринимателей и компетенции в сфере инженерных решений.

Весьма высокую долю на внутреннем рынке, которую заняли машины российской сборки, нужно как минимум удержать, остаться в пределах параметров, которые я назвал.

Понятно, что сейчас конкуренция несколько ослабла – ряд автомобильных марок ушли с рынка. Но они могут вернуться. Рынок у нас в этом смысле открытый, и к усилению конкуренции нужно готовиться. Для этого необходимо повышать привлекательность самой российской юрисдикции для бизнеса, стимулировать привлечение инвестиций в производство комплектующих, чтобы у автопрома формировалась своя база местных поставщиков и появился долгосрочный спрос и на наши инженерные кадры, и на исследования, и на разработки. В стратегии это, конечно, нужно учесть.

Второе. Нужно наращивать экспорт. Это сделать непросто. Конкуренция на этом рынке очень высокая. Поэтому нужно не только повышать качество и узнаваемость товаров, которые сделаны в России, но и искать инструменты поддержки экспортёров, чем занимается весь мир.

Ряд решений мы уже приняли. Например, освободили от НДС реэкспорт товаров, которые собираются в России из импортных комплектующих. Действуют программы компенсации процентных ставок по экспортным кредитам. Сегодня ещё обсудим, какие шаги можно было бы предпринять, в том числе – в рамках международных соглашений.

И наконец, третье. Развитие отрасли должно идти при самом широком внедрении передовых технологий. Это касается источников энергии, экологических требований, информационных технологий, требований безопасности и инфраструктуры. Нужно подумать, как подготовить стимулы для развития всех этих позиций, понять, на каких специалистов и какие услуги будет спрос в ближайшем будущем, скорректировать образовательные программы и решить целый ряд других задач.