Заседание Правительства

Первый вопрос повестки – об отраслевых планах развития конкуренции на 2018–2019 годы.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по завершении заседания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Добрый день, коллеги! У нас сегодня в повестке несколько важных вопросов. Начнём с отраслевых планов развития конкуренции на период 2018–2019 годов. Не буду ещё раз говорить о пользе конкуренции, недавно на форуме в Сочи об этом речь шла. Мы предпринимаем целенаправленные усилия, чтобы сделать наше антимонопольное законодательство современным, эффективным, гибким в необходимых случаях. Предусмотрели ряд стимулирующих механизмов, в том числе в сфере госзакупок и закупок компаний с государственным участием, предоставили больше возможностей для малых и средних предприятий.

Напомню, в конце прошлого года Президент подписал фундаментальный Указ об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции. Этот документ среди прочего предусматривает необходимость единых скоординированных действий в этой сфере.

Совершенствовать законодательство надо, но одного этого недостаточно, важно отслеживать практику применения. Эта практика на отраслевом и региональном уровнях очень разная. Есть и административное вмешательство, есть случаи, когда в регионах создаются различные унитарные предприятия, которые нарушают конкурентный ландшафт. Конечно, это делается вроде как из благих побуждений, для того чтобы быстро решить задачи, но нужно учитывать не только быстроту решения задач, но и общесистемные последствия. Здесь многое зависит от действий антимонопольной службы, именно поэтому мы договорились подготовить отраслевые планы, или «дорожные карты» по развитию конкуренции на период 2018–2019 годов.

Участники заседания

  • PDF

    132Kb

    Список участников заседания Правительства, 22 февраля 2018 года

Федеральная антимонопольная служба представила в Правительство сводный отчёт о том, что сделано. По оценке ФАС, картина достаточно пёстрая. По некоторым направлениям ведомственные подходы скоординированы в достаточной мере, по некоторым не так, как хотелось бы. Не все замечания учтены, но движение вперёд есть. Мы утвердили «дорожную карту» по развитию конкуренции в здравоохранении, приступили к её реализации. Большинство ведомств по своей компетенции приняли ведомственные документы по развитию конкуренции. Ряд министерств в установленные сроки такие планы вообще не утвердили, во всяком случае у меня есть информация о том, что этого не сделали Минобрнауки, Минэнерго и Минстрой. Если это так, надо всё это доделать, а если не так, тогда скажете.

Понятно, что все секторы экономики имеют свою специфику – рынок лекарств отличается от рынка транспортных средств, оборонка от энергоносителей, – но есть и общие подходы, которые должны совпадать.

Для этого Правительство должно следить за единством применения этих универсальных правил. Об этом чуть подробнее доложит руководитель Федеральной антимонопольной службы.

Теперь о некоторых других решениях, которые в повестке. Мы рассмотрим два законопроекта об изменениях в Налоговый кодекс. Первый касается волонтёров – у нас идёт Год добровольца. В законопроекте уточняются виды доходов, которые освобождаются от налога на доходы физических лиц. 

Второй законопроект предусматривает, что налог на доходы физических лиц не будут платить семьи, которые получают ежемесячные выплаты в связи с рождением или усыновлением первого или второго ребёнка. Это те дополнительные меры, которые введены с января текущего года.

Несколько законопроектов направлено на повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока, чтобы формировать там современный и максимально благоприятный деловой климат. Я напомню, что в прошлом году мы впервые закрепили в законодательстве механизм выдачи электронных виз для упрощения въезда иностранцев. Этот механизм был внедрён в свободном порту Владивосток и неплохо себя зарекомендовал. Упрощённый порядок в аэропорту Владивостока по электронной визе уже действует, ещё четыре аэропорта технически готовы перейти на новый режим работы.

Второй законопроект меняет Налоговый кодекс в части инвестирования в некоторые территории опережающего социально-экономического развития и свободный порт Владивосток.

Кроме того, сегодня мы выделяем деньги на решение проблемы очередей в детские сады для детей до трёх лет. Это важная программа, которая у нас сейчас реализуется. В общей сложности в этом и следующем году по 24,5 млрд рублей в год получат 82 региона. Мы рассчитываем, что к 2021 году практически все дети до трёх лет смогут ходить в детский сад, если родители, конечно, примут такое решение.

Ещё один вопрос касается индустриальных парков и технопарков. Мы понимаем, что их строительство – это дополнительная нагрузка на региональный бюджет и нужны инвестиции в инфраструктуру, поэтому компенсируем эти расходы за счёт федерального бюджета. Сейчас уже отобрали 15 индустриальных парков и технопарков, затраты на создание которых будем возмещать. Предлагается расширить эту господдержку, ещё один индустриальный парк сюда вовлечь. Есть и другие моменты, о которых мы сейчас поговорим. 

Брифинг руководителя Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева по завершении заседания

Из стенограммы:

И.Артемьев: Сегодня у нас большая радость – мы три вопроса докладывали на Правительстве Российской Федерации. Главный и ключевой – это состояние подготовки «дорожных карт» отраслевыми ведомствами в рамках ранее принятых распоряжений Правительства и указа Президента от 21 декабря прошлого года. Это впервые в нашей истории – указ о развитии конкуренции в стране. И был утверждён национальный план по развитию конкуренции в стране. Соответственно, ведомства готовили свои программы, некоторые блестяще справились, как, например, Министерство труда и социальной защиты. По другим есть замечания. Кто-то эту работу выполнил не в срок. Сегодня Дмитрий Анатольевич очень жёстко комментировал все эти вопросы, говоря о том, что необходимо максимально задействовать ресурсы конкуренции во всех сферах и сделать свою работу.

Три уровня работы. Первый – это указ и национальный план, которые все обязаны выполнять. Второй – это отраслевые программы ведомств. Третий элемент этой большой работы – апрельский Госсовет под руководством Президента, который будет рассматривать региональные программы развития конкуренции, то есть работу губернаторов и органов местного самоуправления. Предполагается, что будут внесены изменения в стандарты развития конкуренции в регионах, то есть как уменьшить долю государственного участия в транспорте, медицине, образовании, промышленности и так далее. Все три элемента являются частью большой, огромной работы Правительства России по достижению новых форматов, изменению структуры экономики и повышению её эффективности. Об этом мы сегодня говорили, и очень нелицеприятно.

Должен сказать, что отношение к конкуренции Председателя Правительства очень последовательное, воодушевляющее для нас. Мне кажется, меняется отношение отраслевых ведомств к этому. У нас появляется шанс.

Вопрос: Игорь Юрьевич, не могли бы Вы уточнить, какие разногласия возникли у ведомств, почему они не успели завершить работу? Правильно я понимаю, что дедлайн через неделю?

И.Артемьев: Нет, Дмитрий Анатольевич дал месяц на доработку – это нормальный срок. Президент в своём указе установил в ряде случаев жёсткие параметры, поэтому программы должны быть переработаны с учётом указа – и его общих положений, и конкретных параметров и цифр. Поэтому как минимум месяц нужен.

А разногласий много. Ведомств у нас сколько! И со всеми мы делаем совместную программу, работаем. На одной стороне баррикад – мы с Министерством экономики... Условно, конечно, баррикад, мы стараемся, чтобы этих баррикад не было. Там десятки и сотни разных разногласий на сегодняшний день. Но главное в чём? Если министерство понимает и разделяет ценности конкуренции, у них из-под пера выходит хорошая программа, где есть конкретные планы, параметры и ясно, что делать. Плюс это, конечно, приватизация, недискриминационный доступ – основные параметры работы, которые связаны с поддержкой предпринимательства по созданию равных условий конкуренции и так далее. Если они не хотят, они пишут отписку и всё кончается докладом в Правительство. Я сегодня говорил о том, что не должно быть такой формы, чтобы конечное звено всей огромной работы уходило в свисток. Доклад в Правительство – и что дальше? Пишите хоть десять докладов в Правительство, но должны рождаться акты Правительства, поправки в федеральное законодательство и так далее, которые меняют систему отношений. Ещё с коммунистических времён мы помним, что надо поменять производственные отношения, поменять климат, отношение ко всему деловому процессу, поддерживать малый и средний бизнес и так далее. Поэтому я бы сказал, что есть люди, которые хотят, есть люди, которые не хотят.

Вопрос: Правильно ли я понимаю, что до 1 апреля продлён срок?

И.Артемьев: Да. Сейчас выйдет решение, будет указана конкретная дата. Дмитрий Анатольевич сказал: месяц. Соответственно, месяц добавляем.

Вопрос: У региональных программ есть дедлайн по «дорожным картам»?

И.Артемьев: У них дедлайн – это фактически Госсовет, который будет предположительно в апреле. План будет утверждаться окончательно. Это будет исключительно важное мероприятие, потому что Президент, по сути, возглавил эту работу. Он подписал указ, он будет вести заседание Государственного совета Российской Федерации, который так и называется – по конкуренции в регионах. Что должно быть результатом, квинтэссенцией этого? Должны быть поправки, которые уже Правительство примет по поручениям Президента и в рамках действующего указа, в стандарт развития конкуренции в регионах. Я могу сказать, что сегодня эти стандарты развития конкуренции выполнены или выполняются мало где.

Опять же проблема в отношении. Есть даже у некоторых некий советский стиль руководства – позвать, наорать, деньгами завалить, кулаком постучать по столу, напугать всех. Но это что такое? От этого производительность труда не очень сильно увеличивается, а если и увеличивается, то на пять минут. А есть же интересные вещи, которые можно сделать. Если принимаешь правила недискриминационного доступа, бизнесмены в равных условиях конкурируют между собой. Или когда частный сектор приходит в транспорт. Я сам этим занимался, когда работал вице-губернатором по финансам в Питере. Из-под моего пера в своё время выходила реформа транспорта, когда 50% частного транспорта было привлечено в результате торгов. И что? Сейчас это работает. Только для Питера, только за один год частные предприниматели купили около 3 тыс. автобусов за свои деньги, новых совершенно, современных, которые нам были нужны. А где бы мы в бюджете нашли деньги в 1996 году? Это невозможно было, там еле-еле зарплаты-то платили.

Вот это подход! А сейчас губернаторы зачем-то берут и реприватизируют аптеки, то есть отбирают у частного бизнеса, фактически занимаясь национализацией. Зачем аптеки брать на бюджет? Это же нужно содержать, это нужно платить зарплату. Это всё делает государство во многих регионах опять. Зачем? Наркотические вещества – понятно, особый режим хранения, можно одну госаптеку оставить, 10% рынка у неё держать, чтобы этим вещами опасными заниматься. Но всё остальное-то отдайте. Почему нельзя, как Собянин разрешил в Москве, делать детские садики на квартирах: пять мамочек работают, с их детьми сидят. Всем удобно, в том же доме, поди плохо. Но ведь надо же было догадаться это сделать, получить разрешение санитарного надзора. Поработать надо было. А так госсадик, ждём, пока нам построят. Мама сидит дома, а могла бы работать, если хочет. Говоришь «конкуренция», а там жизни людей на самом деле во всех вопросах. Поэтому у меня большое разочарование в отношении того, как исполнялся стандарт, но очень большая надежда, что благодаря указу и государственной политике, которая в последние годы проводится, мы сможем ситуацию сильно поменять.

Вопрос: ВТБ 16 февраля заключил соглашение о покупке 29,1% акций «Магнита» у основателей сети. Как Вы оцениваете эту сделку? Насколько, с Вашей точки зрения, она негативна или позитивна для развития рынка ритейла и насколько хорошо для рынка появление госбанка в качестве владельца блок-пакета?

И.Артемьев: Во-первых, слава богу, что собственник достиг таких больших успехов. Сергей Галицкий, безусловно, является одним из очень позитивных примеров развития предпринимательства в стране. Он ничего не приватизировал, ничего ни у кого не украл, создал эту компанию с нуля, занял лидирующие позиции, и он большой молодец. Если он считает, что пришла пора продать этот свой актив и сосредоточиться на каких-то других делах, я его понимаю. Я знаю, что он очень много для спорта делает, который мне небезразличен, например. Не знаю, чем он будет дальше заниматься, но я к нему отношусь с глубоким уважением.

Когда госбанк покупает, это не значит, что он покупает не для того, чтобы перепродать. Я уверен, ВТБ купил этот актив для перепродажи. У них есть, наверное, уже сейчас проектируемый покупатель или покупатели. В рамках контроля за экономконцентрацией мы будем следить, чтобы не возник какой-нибудь монополистический монстр в этой сфере. Но в принципе представить себе, что такой монстр возникнет, очень трудно, потому что рынок высококонкурентный. У нас помимо «Магнита» есть несколько очень крупных сетей. Если даже одна из сетей будет поглощать эту гигантскую систему, то мы просчитаем все последствия, дадим предписание и можем запретить сделку, если будет необходимо. Я пока не вижу оснований для запрета, кто бы ни купил. Но надо всё посчитать, особенно в регионах, чтобы не было превышения коэффициента 25%, нами же в своё время предложенного Президенту. Нигде не допустим доминирования, ни у одной из сетей в любом случае. И я надеюсь, что банк долго не будет держать этот актив. Видимо, они его перепродадут с профитом для себя, и ничего плохого в этом нет. Поэтому нормальная ситуация, всё под контролем. Если Галицкий в принципе доволен тем, что он сделал, и никаких нарушений при этих сделках не было – а я думаю, что их не было, – то всё нормально.

Вопрос: Игорь Юрьевич, когда будет следующее заседание комиссии по иностранным инвестициям и какие темы в повестку этого заседания войдут, если уже известно?

И.Артемьев: Мне известно, что Председатель Правительства определился: заседание комиссии будет в конце марта. Дата уточняется по графику Председателя, но оно точно состоится, нам об этом сказали сегодня. У меня впереди месяц, и мы с Аппаратом Правительства проводим целую серию совещаний по готовности вопросов на комиссию. Сейчас подгребаем все согласования, которые были. Вы знаете, что комиссия не заседала последние два месяца. Повестка дня будет объявлена недели через две – две с половиной, когда мы согласуем, что у нас готово для обсуждения на правительственной комиссии под председательством Дмитрия Анатольевича, а что не готово. Неготовность – это значит, что какое-то ведомство не дало ещё своего согласования, и мы будем всячески и очень активно стремиться к тому, чтобы это произошло.