Встреча Дмитрия Медведева с председателем правления, президентом ПАО «Транснефть» Николаем Токаревым

Рассматривались итоги работы «Транснефти» в 2017 году, а также планы по развитию компании на последующий период.

Из стенограммы:

Встреча с председателем правления, президентом ПАО «Транснефть» Николаем Токаревым

Д.Медведев: Давайте начнём с итогов прошедшего года. Каких результатов удалось достичь компании «Транснефть», каковы объёмы того, что было сделано по транспортировке, и другие экономические показатели? Расскажите об этом, пожалуйста.

Н.Токарев: Дмитрий Анатольевич, «Транснефть» отработала в 2017 году стабильно. Все показатели производственной и финансово-хозяйственной деятельности выполнены в полном объёме. По наиболее приоритетным и чувствительным направлениям – даже с превышением показателей. В 2017 году были введены в эксплуатацию два больших нефтепровода: Заполярье – Пурпе, 500 с лишним километров и мощностью 27 млн т и Куюмба – Тайшет, 714 км и мощностью 8 млн т первый этап, при необходимости будет увеличена до 15 млн.

Д.Медведев: А общий объём какой?

Н.Токарев: По системе «Транснефти» транспортировалось порядка 477 млн т – это почти 90% всей добываемой в России нефти (остальные – это офшоры и железнодорожный транспорт). Нефтепродуктов – 33 млн т. Причём на экспорт нефти – 233 млн т, 244 млн т – на внутреннюю переработку. Примерно в этой пропорции нефтепродукты: 23 млн т – это экспорт, порядка 10 млн т – это потребление внутри России. Выручка компании более 800 млрд. Налогов в бюджеты всех уровней – 130 млрд рублей. Чистая прибыль компании 186 млрд, дивидендов выплачено 58 млрд.

Из социальных показателей: штатная численность – 117 тысяч человек, средняя зарплата – 89 тыс. рублей. В общем и целом результаты такие.

Д.Медведев: Планы на этот год какие? Что будет нового?

Н.Токарев: Я думаю, что объёмы будут на уровне прошлого года, чуть-чуть даже больше, в зависимости от того, будет продлена или не продлена договорённость с ОПЕК. Капитальные вложения на уровне 256 млрд рублей, из них 200 млрд – это капитальный ремонт, реконструкция уже действующих нефтепроводов. Поскольку технический ресурс значительной части из них, примерно 40%, уже приближается к предельному, основное внимание теперь будем уделять этой теме.

Д.Медведев: Ремонтам именно?

Н.Токарев: Да. И новое строительство, расширение ВСТО до проектных отметок. Сегодня 74 млн т, будет 80 и 50 (от Сковородино до Козьмино – 50). Запущены в эксплуатацию нефтепродуктопроводы (в частности, Волгоград – Тихорецк) и перепрофилировано на нефтепродукты направление на север, в Приморск. Поскольку НПЗ выходит из реконструкции, объёмы дизельного топлива на рынке увеличиваются, нам пришлось адаптировать нефтяные трубы, где это можно было сделать, под нефтепродукты.

Отдельно хотел бы два слова сказать о программе «Импортозамещение». В 2016 году с Вашим участием был запущен в эксплуатацию челябинский завод «Транснефть Нефтяные Насосы». Завод вышел на проектные отметки. 240 насосов уже изготовлено. То есть мы закрыли полностью потребности трубопроводной отрасли, и сейчас интерес к этой продукции проявляют наши соседи и нефтепроводные компании ближнего зарубежья.

Кроме того, если Вы помните, мы с Вами заложили первый кирпич в основание завода электрических двигателей – это электроприводы для тех самых насосов. Завод построен, все строительные работы завершены, идёт монтаж оборудования, и с мая начнутся пусконаладочные работы. Так что в сентябре мы Вас приглашаем запустить и второй завод.

Д.Медведев: Это очень важное направление. Импортозамещение является ключевой составляющей экономического развития, в том числе в области нефти, транспортировки нефти, нефтепереработки и вообще всего набора сервиса, который связан с углеводородами. Поэтому то, что первый завод вышел на проектную мощность и достраивается второй завод, – отрадное явление. Когда будете готовы, доложите.

Н.Токарев: Обязательно.

В целом отечественная продукция в рамках программы импортозамещения у нас сегодня – 93%. 7% – это электроника, средства связи – такие вещи, которые у нас в стране не производятся. Но к 2020 году мы должны довести процент отечественной продукции, которая закупается «Транснефтью», до 97%. Это реально и выполнимо, у нас всё для этого есть, предусмотрено в том числе и финансирование.

Д.Медведев: Это на самом деле хорошая цифра. Будем надеяться, что она будет достигнута.

<…>