Совещание с вице-премьерами

В повестке: о возмещении потерь в доходах ОАО «РЖД» при перевозке зерна по льготному тарифу, о создании новых территорий опережающего социально-экономического развития.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Сообщение Игоря Шувалова о создании  новых территорий опережающего социально-экономического развития

Из стенограммы:

Совещание с вице-премьерами

Д.Медведев: Сначала по тематике, связанной с сельским хозяйством.

В последние годы мы собираем очень хороший урожай зерна. В этом году был достигнут абсолютный максимум – более 140 млн т. И, как водится, в этом случае возникают не только радости, но и некоторые проблемы. В ряде хлебных регионов образовались очень значительные резервы.

В целях стимулирования вывоза зерна из таких регионов подписано постановление о предоставлении субсидий «РЖД». Я уже об этом говорил, просто хочу ещё раз обратить на это внимание. Деньги пойдут на возмещение потерь в доходах, которые могут появиться в связи с перевозкой зерна грузоотправителями без взимания провозной платы. В текущем году на это выделяется 1 млрд рублей, и почти 2 млрд заложено в бюджет 2018 года.

Участники совещания

  • PDF

    Список участников совещания с вице-премьерами, 25 декабря 2017 года

Дополнительный объём перевозки зерна из 13 регионов составит более 3 млн т.

Рассчитываю (мы это обсуждали с коллегами по Правительству), что вкупе с другими мерами это позволит помочь нашим сельхозпроизводителям, которые вырастили прекрасный урожай.

Ещё один блок документов (он принят в развитие совещания, которое у нас было на прошлой неделе): я подписал постановления о создании шести новых территорий опережающего социально-экономического развития. В данном случае речь идёт о территориях, которые созданы не на Дальнем Востоке, а в разных местах нашей страны и, как правило, связаны с работой так называемых монопрофильных поселений, то есть моногородов. Эти территории появятся в Тамбовской области, Ставропольском крае, Карелии, Татарстане. Рассчитываем, что эти ТОР привлекут в регионы инвестиции на общую сумму почти 50 млрд рублей.

Но самое главное, о чём мы говорили на совещании, которое я на прошлой неделе проводил, заключается в том, что это может быть луч надежды в развитии этих регионов, этих конкретных населённых пунктов, который создаст более благоприятную инвестиционную среду или как минимум создаст какую-то деловую активность. Именно с этим связано подписание этих документов. Это касается довольно сложных территорий, где должны заработать разные производства – в области химии, создания электрооборудования, молочные комбинаты, мукомольные комплексы, рыбоперерабатывающие заводы и некоторые другие.

Игорь Иванович (обращаясь к И.Шувалову), мы с Вами обсуждали это. Это решение позволит создать значительное число рабочих мест, на что мы рассчитываем, – более 11 тыс. – и снизить зависимость этих моногородов от градообразующих предприятий. Что там ещё предполагается?

И.Шувалов : Дмитрий Анатольевич, спасибо за подписанные решения. В этих городах этих решений ожидают.

Сегодня (с учётом только что подписанных постановлений Правительства) 36 городов обладают специальным статусом – территория опережающего развития. Напомню, что Юрий Петрович Трутнев и Министерство по развитию Дальнего Востока изобрели этот инструмент для инвестиционной привлекательности отдельных территорий, в первую очередь для Дальнего Востока. Затем по Вашему предложению этот инструментарий был предложен для развития моногородов, чтобы в этих городах появлялась ещё и другая активность, нежели развитие крупных предприятий, которые являются в этих монообразованиях крупнейшим работодателем.

Мы на совещании у Вас договорились о некоторой модификации законодательства. Это будет касаться в первую очередь ответственности муниципальных и региональных властей, с тем чтобы при получении статуса территории опережающего развития была ответственность местных и региональных властей по привлечению резидентов в эти зоны. И если по прошествии определённого разумного срока (мы дополнительно решим, что это за срок, – скорее всего, год или два) не будут появляться резиденты в территориях опережающего развития, тогда у Правительства появится возможность статус этот отозвать. Правительство будет предоставлять не только юридическую рамку, но и через Фонд развития моногородов предоставлять необходимые денежные средства для развития инфраструктуры и обеспечения крупных производств всем необходимым для того, чтобы запускать современные заводы, фабрики и давать возможность обустраиваться на местах.

Также мы договорились, что будем вместе с региональными властями обеспечивать множественность источников поддержки – это и Фонд развития промышленности (это федеральные полномочия), и Фонд развития моногородов, и различные программы, которые существуют в регионах.

По совокупности мы должны научиться так управлять денежными средствами, чтобы и новые рабочие места создавались, и ситуация в этих городах становилась лучше.

У нас по карте приоритетного проекта по развитию моногородов, Дмитрий Анатольевич, была ответственность по созданию в 54 городах в течение 2017 года территорий опережающего развития. Но после того, как мы с товарищами обсудили эту тематику у Вас на совещании, мы сейчас по всем заявкам, которые были дополнительно, помимо подписанных решений, направлены в Министерство экономического развития, посмотрим, имея в виду то, что сказали Вы: в первую очередь предоставлять статус городам, которые в этом нуждаются и находятся в красной зоне, то есть там, где ситуация по безработице более серьёзная, где требуется отдельная поддержка этих городов. И если это города с устойчивым экономическим развитием и запрашивается такой статус, то мы будем смотреть на количество резидентов, которые привлекаются для такой зоны, и специальные обязательства муниципального руководства и региона, с тем чтобы эти резиденты были реальными инвесторами и в определённые сроки свои обязательства инвесторов осуществляли.

Д.Медведев: Это действительно так. Ещё раз хочу подчеркнуть, что этот статус даётся на определённых условиях и в целом по задумке, которая заложена в этот закон, должен носить срочный характер. Это касается и территорий, которые на Дальнем Востоке созданы, и монопрофильных городских образований. Иными словами, регионы должны способствовать тому, чтобы как можно быстрее запустить новые производства в этих территориях.

А территории эти действительно сложные: Котовск, Невинномысск, Кондопога, в Татарстане несколько территорий (Чистополь, Зеленодольск и Нижнекамск). Все эти города находятся в непростом состоянии. Будем надеяться, что использование схемы территорий опережающего развития им поможет.

<…>