Заседание Правительства

В повестке: проекты федеральных законов, бюджетные ассигнования и субсидии.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Михаила Абызова по завершении заседания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Уважаемые коллеги!

Сегодня у нас несколько законопроектов рассматривается, в том числе довольно важный проект, который касается государственного и муниципального контроля. Мы послушаем сообщения о том, как реформа этой сферы происходит.

Эта деятельность касается любого гражданина и любой компании, юридического лица. Такие важные вещи, как качество продуктов, лекарств, образовательный уровень, здравоохранение, услуги жилищно-коммунального сектора, во многом зависят от эффективности государственного контроля.

До недавнего времени мы не вели реестров подконтрольных предприятий, реестров проверок, не было чётко сформулированных требований. Современные компании, по сути, проверялись по правилам ещё советских времён. Эффективность контролёров оценивалась (да во многом и сейчас оценивается) количеством выписанных штрафов: чем их больше налепили, тем лучше работают контрольные структуры. Так не должно быть, конечно.

Участники заседания

  • PDF

    Список участников заседания Правительства, 23 ноября 2017 года

Часть новых правил и подходов к государственному контролю уже внедряется. Год назад утверждена приоритетная программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности» до 2025 года. С 1 января все плановые проверки будут проводиться исходя из категорий рисков с упором на объекты с максимальной угрозой причинения вреда. Деятельность контрольных ведомств будет оцениваться не по отчётам, а по фактическим показателям смертности, заболеваемости, иного ущерба. Уже работает стандарт кадрового менеджмента, меняется система подготовки и обучения инспекторов. Разрабатываются новые правила, касающиеся государственного контроля, с участием предпринимателей.

Долгое время фиксировалась тенденция, когда, несмотря на увеличение количества проверок, продолжал расти размер ущерба по контролируемым рискам. Теперь задача – добиться обратного: сократить число традиционных проверок и повысить уровень защиты людей и предпринимателей. Всё это можно сделать сегодня не только с помощью современных законов, но и с помощью цифровых технологий.

В пилотном режиме запущены проекты, в том числе мобильные приложения, позволяющие выявлять нарушение авторских прав, нарушения, касающиеся охраняемых объектов промышленной собственности, выявлять контрафакт, сообщать о нарушениях природоохранного законодательства. Всё это заработает в полную силу в следующем году. Благодаря этим технологиям не только надзорные органы, но и все желающие смогут выявлять такие нарушения и сообщать о них. Это изменения нормативно-правового регулирования.

Следующий шаг – принятие законопроекта, который мы сегодня рассмотрим. Он призван решить три задачи. Во-первых, повысить безопасность жизни и здоровья человека, защитить его интересы. Во-вторых, радикально сократить административную нагрузку на бизнес. И в-третьих, усовершенствовать работу самих контрольно-надзорных органов.

Работа шла около двух лет в формате Открытого правительства, привлекался бизнес, деловое сообщество, сами контролёры. В итоге законопроект, надеюсь, будет отвечать всем требованиям, которые были сформулированы Президентом и в рамках нашей работы. Он прошёл уже нулевое чтение в Думе.

Впервые устанавливаются единые правила организации и проведения контроля. В обязательную практику входят проверочные листы, списки контрольных вопросов, которыми должны руководствоваться инспекторы и которые позволят предпринимателям в свою очередь обеспечивать соблюдение всех требований безопасности. Чтобы эти требования были не какими-то аморфными, когда тебе вменяют то, что вообще непонятно. Чтобы здесь была прямая корреляция, прямая связь между требованиями контролёров и деятельностью самих поднадзорных лиц, в том числе и предпринимателей.

Заседание Правительства

Акцент смещается на профилактику и предупреждение рисков. В дальнейшем нам предстоит перейти к дистанционным методам контроля, развивать электронную связь между проверяющими органами и предпринимателями. Это важно для повышения доверия и выстраивания партнёрских отношений.

Необходимы результаты, понятные и прозрачные принципы работы контрольных структур (и, конечно, максимальное проявление всех основных качеств таких структур, включая компетентность и объективность), устранение проявлений коррупции, которой предостаточно ещё в деятельности контрольных структур, сокращение числа нарушений со стороны проверяющих а также недопущение этих нарушений со стороны поднадзорных лиц.

Обсудим мы также три законопроекта, которые связаны с созданием новых налоговых стимулов для развития российской нефтяной отрасли. Речь идёт о введении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Тема это непростая. Здесь важно соблюдать баланс между интересами нефтяного бизнеса и бюджетными задачами. Мы об этом подробно говорили во вторник с представителями наших крупнейших нефтяных компаний в Ханты-Мансийске. Уже сейчас ставка налога на добычу полезных ископаемых зависит от географических и климатических условий, от сложности разработки месторождения, от качества нефти. Тем не менее работы на целом ряде месторождений не ведутся именно потому, что там непривлекательная экономика. Мы считаем, что налог на добавленный доход от добычи углеводородного сырья будет гибким механизмом, который позволит запустить эти перспективные проекты. По сути, предлагается до момента окупаемости сделать налоговую нагрузку существенно ниже, чем сейчас. Это позволит сократить объёмы и сроки кредитов под каждый проект, повысить рентабельность и быстрее выйти на самоокупаемость.

Законопроекты вносят изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы, в закон «О таможенном тарифе», которые необходимы для введения новой системы. Сначала система апробируется на ряде месторождений, которые разбиты на четыре группы в зависимости от сложности и параметров их разработки. Мы это рассматривали. Такая настройка должна привести к освоению новых, ранее нерентабельных месторождений.

В повестке дня также законопроекты, которые устанавливают льготный режим страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для анимационных студий. Наша школа мультипликации, как известно, всегда была одной из ведущих в мире. Но отрасль переживала сложные времена. И сейчас ещё есть сложности, хотя она возрождается на иной технологической основе. В цифровую эпоху меняются и способы создания продуктов, и каналы распространения. Появились виды этой продукции, которые востребованы на нашем рынке и даже на зарубежном. Этот потенциал нужно развивать дальше, учитывая важную воспитательную функцию мультипликации и, конечно, экономический эффект.

Современное производство мультфильмов – это высокотехнологичный процесс. Примерно 80% в себестоимости анимационного продукта составляют затраты на оплату труда. Соответственно, стандартный режим выплат страховых взносов ставит эту отрасль в сложные условия по сравнению с IT-индустрией. При этом требования по компетенциям, скажем, очень близкие, практически схожие. Поэтому предлагается установить на период до 2023 года льготный тариф страховых взносов в размере 14%.

Сегодня мы внесём изменения в законодательство, которые упрощают и ускоряют доступ новых лекарственных препаратов на наш рынок. Производителям станет легче зарегистрировать свой препарат, подтвердить его регистрацию. Процедуру можно будет начинать до завершения инспектирования действующего производства (это серьёзная новелла), что значительно сэкономит время. У производителей появляется возможность производить на своей площадке лекарственные препараты с одинаковыми активными компонентами, но с разными торговыми наименованиями. Это особенно важно для того, чтобы способствовать развитию производства и расширению номенклатуры доступных воспроизведённых лекарственных препаратов, которые аналогичны уже запатентованному оригинальному препарату, по истечении срока патентной защиты этого самого оригинала.

И субсидии мы распределяем. Они касаются поддержки регионов. Дотации на обеспечение сбалансированности их бюджетов – это более 11,5 млрд рублей (23 региона). В том числе на оплату труда работников бюджетной сферы. Кроме того, дополнительные деньги из резервов Правительства выделяем на повышение зарплат федеральных бюджетников в рамках майских указов – это около 5 млрд рублей. Часть из них, о чём мы неоднократно говорили (3,6 млрд рублей), позволит увеличить заработную плату преподавателей вузов и научных работников. Около 200 млн рублей выделяется на сферу культуры, 1,3 млрд – на рост заработной платы врачей и других медицинских работников.

И выделяются деньги для предоставления субсидии Адыгее.

Давайте перейдём к рассмотрению основных вопросов повестки дня. 

Брифинг Михаила Абызова по завершении заседания

Из стенограммы:

Вопрос: Михаил Анатольевич, Председатель Правительства упомянул, что в ряде сегментов бизнеса действует ещё система госконтроля советских времён. В чём принципиальная разница между подходом советского времени и новой системой, которая сегодня рассматривалась Правительством?

М.Абызов : Цель, которую поставил перед Правительством Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин и которая закреплена в приоритетном проекте по реформе контроля и надзора, – перейти от репрессивной модели государственного контроля, которая нам во многом досталась ещё с советских времён, к современной сервисной, партнёрской модели, при которой наши контролирующие органы совместно с бизнесом в первую очередь будут работать над предупреждением кризисных ситуаций, наиболее значимых нарушений и, соответственно, предотвращать потенциальные риски для жизни и здоровья наших граждан.

Нашим проектом предусмотрено в два раза снизить смертность и травматизм по тем рискам, которые контролируются государственными органами. И уже за 2017 год только по четырём ведомствам, которые контролируют наиболее значимые уровни риска, смертность снизилась на полторы тысячи человек.

Одновременно с этим количество плановых проверок, которыми мы досаждаем бизнесу, сократилось за 2017 год на 44%. И было принято решение отказаться от планового режима контроля по шести видам надзорной деятельности.

По сути дела, сегодня совместно с предпринимательскими объединениями мы вырабатываем новую модель, которая будет учитывать в том числе развитие информационных технологий. Для этого нам надо внедрить новые системные решения. Я думаю, что в рамках реализации проекта «Цифровая экономика» вопрос реорганизации контроля и надзора будет одним из приоритетных.

За текущий год реализации реформы контроля и надзора мы наработали большой опыт и постарались основные результаты реформы контрольно-надзорной деятельности включить в основополагающий новый закон о государственном и муниципальном контроле, который сегодня был представлен на рассмотрение Правительства. Этим законом будут систематизированы все виды государственного контроля, все виды надзорных мероприятий, которые госконтролёры используют в своей повседневной деятельности.

Кроме того, предполагается обязательное применение так называемых чек-листов, а попросту говоря, списка требований, изложенных контрольным органом в понятном формате, выполнение которых будет проверяться в ходе проверочных мероприятий госконтролёров. Это позволит бизнесу, с одной стороны, заблаговременно ознакомиться с этими требованиями, которые будут изложены в максимально понятном режиме, и переведены с суконного бюрократического, запутанного языка на понятные форматы для простых предпринимателей. В том числе это будет помогать предпринимателям провести некоторые мероприятия самоконтроля: если ими допускаются нарушения, не дожидаясь госконтролёров, ликвидировать эти нарушения.

Но самое главное – наша работа должна привести к тому, что повысится безопасность для граждан, значительно повысится качество продукции и услуг, которые сегодня простым людям предоставляются. Сфера государственного контроля затрагивает и вопросы жилищно-коммунального хозяйства, вопросы торговли, здравоохранения, образования. С другой стороны, мы будет проводить модернизацию госконтроля, с тем чтобы значительно сократить неэффективную административную нагрузку на бизнес. Мы рассматриваем и для себя формируем образы будущего госконтроля, через 15 лет, когда проверки в традиционном нашем понимании уже, наверное, будут исключительным элементом госконтроля. Основной задачей будет обеспечение дистанционного информационного взаимодействия между контролёром и предпринимателем с помощью удобных сервисов, с использованием средств телеметрии, объективных показателей, технологии обработки больших данных. Всё это мы будем реализовывать в том числе в приоритетном проекте «Цифровая экономика».

Вопрос: Дмитрий Анатольевич Медведев говорил о мобильном приложении, с помощью которого любой гражданин сможет направить какие-то свои опасения по поводу того или иного предприятия. Не станет ли это дополнительным фактором нагрузки на бизнес, потому что кто угодно сможет на них пожаловаться и опять кто-то столкнётся с проверками?

М.Абызов: Самое главное, чтобы жалоба была объективной. И нам необходимо здесь, с одной стороны, заботиться о недопущении избыточной нагрузки на бизнес, с другой стороны, обеспечить качество товаров и услуг для наших граждан. На сегодняшний день в масштабном порядке направляются обращения граждан в органы госконтроля, связанные с предоставлением некачественных услуг или реализацией продукции, которая не соответствует техническим требованиям (кто-то это называет контрафактом, кто-то фальсификатом), – это, с одной стороны, нарушает интересы граждан, с другой стороны, несёт прямую угрозу для жизни и здоровья. И в этой связи эти мобильные приложения должны приводить не к моментальному выявлению и наказанию, а работать на предупреждение. И бизнес, который будет знать, что за счёт этих новых технологий и мобильных приложений будет более пристальное общественное внимание к нему и общественный контроль за ним, будет себя вести более дисциплинированно. Это работа на встречных направлениях, и здесь не надо опасаться применения новых технологий.

Вопрос: Речь шла о распространении риск-ориентированного подхода в том числе на внеплановые проверки по жалобам. Это планируется реализовать?

М.Абызов: Сегодня риск-ориентированный подход применяется нами только в части планирования и реализации плановых проверок. Но на их долю сегодня приходится уже только 30% всех проверочных мероприятий. 70% проверок проводится во внеплановом режиме, в том числе по обращениям граждан. Поэтому нам надо внедрить новую модель применения риск-ориентированного подхода в отношении внеплановых проверок. И рассмотренный сегодня на заседании Правительства проект закона такие возможности предоставляет. Сегодня законодательством они, к сожалению, ещё не предоставлены.

Что имеется в виду? Что сейчас надзорный орган, получив обращение гражданина и рассмотрев его, сможет провести оценку, насколько направленная жалоба соответствует объекту высокого уровня риска и насколько требования, которые, возможно, нарушены, значимы с точки зрения потенциала нанесения вреда жизни и здоровью человека. И в этой связи по-разному отреагировать на полученную жалобу. Орган госконтроля сможет, с одной стороны, выйти на внеплановую проверку – такие возможности будут сохранены новым законодательством. С другой стороны, сможет направить уведомление или предупреждение предпринимателю, на которого поступила жалоба, в том числе потребовав от него представить отчёт об объективности этой жалобы, о факте проведения работы по ликвидации, исправлению возможных нарушений, которые этой жалобой фиксируются. Это означает, что при принятии этих норм внеплановых проверок станет меньше и они станут более рациональными и умными.