Заседание Правительства

Первый вопрос повестки – о мерах по улучшению занятости инвалидов.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Максима Топилина о мерах по улучшению занятости инвалидов

Сообщение губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева

Сообщение председателя Общероссийской общественной организации «Центр по оказанию помощи инвалидам с нарушениями опорно-двигательной системы» Ивана Мещерякова 

Из стенограммы:

Д.Медведев: Начнём с обсуждения мер, которые направлены на улучшение занятости инвалидов. Люди с ограничениями по здоровью имеют право на труд, которое гарантировано Конституцией, Трудовым кодексом, но, к сожалению, на практике они встречают довольно много препятствий. Далеко не все работодатели готовы брать на работу инвалидов. Мы должны создавать условия, чтобы у них была возможность найти нормальную работу, получать за эту работу справедливую зарплату, достигать профессиональных успехов и, что самое важное, жить полной жизнью и чувствовать себя нужными и самодостаточными.

По состоянию на 1 января текущего года в нашей стране порядка 3,7 млн инвалидов трудоспособного возраста. Это 30% от общего числа инвалидов. Из них работает только четверть, то есть около миллиона человек. Многие хотели бы работать. Необходимо стремиться к тому, чтобы к 2020 году создать условия, при которых подходящую работу могли бы найти не меньше половины лиц с инвалидностью трудоспособного возраста.

Мы уже приняли ряд мер, чтобы снизить остроту проблемы. Этим вопросом мы занимаемся вместе с бизнесом, вместе с работодателями. Неплохой опыт накоплен в регионах. В результате уровень трудоустройства инвалидов вырос за последние несколько лет почти до 40%.

Прежде всего для организаций устанавливаются квоты на приём инвалидов, что значительно увеличивает их шансы найти работу. Большая работа была проделана для того, чтобы обустроить для инвалидов специальные рабочие места на основании указа Президента от 7 мая 2012 года. За период с 2012 по 2015 год создано приблизительно 44 тыс. таких мест. Из федерального бюджета на это выделялись довольно значительные средства.

Участники заседания

  • PDF

    155Kb

    Список участников заседания Правительства, 9 марта 2017 года

Мы понимаем, что особенно непросто молодым, которые только окончили вуз, колледж или техникум. Поэтому в прошлом году Правительство приняло специальный план по сопровождению инвалидов молодого возраста. Он предусматривает, что в каждом регионе будут созданы условия для профессионального образования и последующего трудоустройства лиц с инвалидностью. У нас уже действует общероссийская база вакансий «Работа в России», в которой есть раздел для инвалидов. Сейчас там размещено более 70 тыс. вакансий на квотируемые рабочие места.  Эта база облегчает поиск работы, помогает оценить условия работы.

В этом году начал функционировать федеральный реестр инвалидов. С помощью него инвалиды могут получать информацию по своей программе реабилитации, видеть, какие социальные выплаты и пенсии им назначены. Эта система также позволяет выявлять тех, кто при устройстве на работу столкнулся с трудностями, и, соответственно, им помогать.

Несмотря на всё сделанное, остаётся ещё немало вопросов.

Во-первых, нужно совершенствовать сам механизм квотирования, стимулировать работодателей к тому, чтобы они принимали на работу людей с ограничениями по здоровью. Пока этот механизм представляет собой резервирование рабочих мест, которые не всегда соответствуют квалификации инвалидов и не учитывают их возможности.

Во-вторых, многим людям с ограничениями по здоровью требуется помощь как в поиске работы, так и в том, чтобы адаптироваться на рабочем месте, и здесь без помощника или наставника часто не обойтись. Вопрос о таком сопровождении должен быть отрегулирован в законодательстве.

В-третьих, необходимо принять дополнительные меры, чтобы в этом году трудоустраивать большее количество выпускников с инвалидностью.

У Министерства труда есть предложения по нашим дальнейшим шагам в этой сфере, в том числе – разработать меры по повышению уровня занятости инвалидов на период с 2017 по 2020 год. Подробнее доложит Министр труда и социальной защиты Максим Анатольевич Топилин.

От регионов мы послушаем выступление губернатора Пензенской области Ивана Александровича Белозерцева, от экспертов выступит председатель общероссийской общественной организации «Центр по оказанию помощи инвалидам с нарушениями опорно-двигательной системы» Иван Александрович Мещеряков.

Также мы сегодня рассмотрим ряд законопроектов, включая изменения в Кодекс об административных правонарушениях, для того чтобы сделать борьбу с незаконным оборотом ветеринарных препаратов более эффективной.

И внесём ряд поправок в закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Они позволят существенно увеличить пропускную способность автотрасс в районе крупных торговых центров, чтобы там не возникали заторы и люди не теряли время в гигантских пробках и, конечно, чтобы не создавались опасные ситуации, которые неизбежны, если владельцы центров не уделили должного внимания транспортной логистике. Определённые предложения в этом законопроекте предусмотрены.

Давайте начнём с обсуждения первого вопроса – о мерах по улучшению занятости инвалидов.

Доклад Максима Топилина на заседании Правительства

М.Топилин: Мы считаем, что важнейшей целью социальной политики Российской Федерации является занятость инвалидов, возможность зарабатывать себе на жизнь трудом в соответствии с выбранной профессией и полученными знаниями. Очень важно, что раскрытие таких возможностей всё в большей степени влияет на мотивацию молодых людей.

Мы исходим из того, что этой проблемой нужно заниматься с самого раннего возраста, со школы, с детских лет, и вообще показатель корректного трудоустройства инвалидов является, наверное, результирующим во всей работе по реабилитации инвалидов, по включению инвалидов в активную деятельность наравне со всеми нашими гражданами.

Действительно, всего лишь 25% инвалидов в трудоспособном возрасте сегодня имеют работу. В последние годы мы предпринимали значительные усилия, в том числе по оказанию помощи субъектам Российской Федерации в этом направлении, но нам представляется, что эта работа должна перестроиться и исходить не из элементарного субсидирования, а стать системной и приобрести стандартный характер, когда мы наблюдаем инвалида начиная со школы, с профориентационной работы, с обучения и с его трудоустройства.

Мы ставим перед собой задачу к 2020 году удвоить занятость инвалидов и для этого подготовили соответствующие предложения.

Безусловно, ключевой проблемой для лиц с ограниченными возможностями является то, что они имеют проблемы со здоровьем, ограничения в этой связи. Мы, постоянно работая в рамках программы «Доступная среда», выявляем барьеры с точки зрения образовательного процесса.

Пока проблемной остаётся тема, связанная с вакансиями, рабочими местами для инвалидов. Не полностью ещё решена проблема доступности, в том числе транспортной доступности рабочих мест. Поэтому, когда мы говорим о решении проблемы занятости инвалидов, это всё носит комплексный, многоступенчатый характер, который связан далеко не только с вопросами трудоустройства.

Первое, что необходимо учитывать, – это особенности самих инвалидов. Мы с этого года запустили такой проект, как федеральный реестр инвалидов. Он сейчас начал работать, разворачиваем его деятельность. Мы заполнили реестр практически всеми данными о лицах с ограниченными возможностями. И в перспективе он будет базой данных и инструментом для того, чтобы люди могли получать в том числе услуги по различным реабилитационным направлениям и по трудоустройству в удобной для себя форме. До создания реестра инвалидов мы практически не обладали сводными данными о том, сколько у нас инвалидов, с какими ограничениями жизнедеятельности. То есть мы знаем, сколько у нас инвалидов первой, второй, третьей группы, но этого недостаточно, чтобы работать персонифицировано по различным технологиям с лицами, у которых есть нарушения слуха, нарушения с передвижением.

Для этого мы подготовили приказ, в соответствии с которым для работодателей и для всех органов исполнительной власти установлены требования к рабочим местам применительно к инвалидам: какие требования устанавливаются для инвалидов по зрению, какие для инвалидов по слуху, какие для лиц, передвигающихся в креслах-колясках. Это позволит единообразно – конечно, с учётом отдельных особенностей – подходить к созданию специализированных рабочих мест.

Мы знаем, что из тех инвалидов, которые поступают в средние специальные и высшие учебные заведения, в лучшем случае 50% оканчивают эти учебные заведения и ещё меньше трудоустраиваются. Сейчас мы вместе с Министерством образования готовим мероприятия, связанные с тем, чтобы максимально адаптировать как сами учебные заведения, так и учебный процесс. Очень важно, что в рамках программы «Доступная среда» на 2017 год выделяется из федерального бюджета почти 2 млрд рублей, чтобы продолжать адаптацию школ, средних специальных учебных заведений и высших учебных заведений. Школы мы приспосабливали и в прошлые годы, приспособили практически 20% школ. Что касается средних специальных и высших учебных заведений, работа только начинается и требует продолжения. Мы исходим из того, что к 2020 году до 90% инвалидов должны трудоустраиваться после окончания учебных заведений.

О механизме квотирования. Сегодня этот механизм, к сожалению, действует зачастую формально. В органах на местах не следят за тем, как формируются квоты. Мы проанализировали ситуацию: практически везде это происходит. То есть формально квоты выделяются, но связи между тем, какая потребность в рабочих местах и как выделяются квоты работодателями, практически нет.

Поэтому мы предполагаем подготовить изменения в законодательство, с тем чтобы сделать этот механизм более гибким для работодателя. Мы исходим из того, что это будет не дополнительная нагрузка на работодателей, а более гибкий механизм, при котором если работодатели по тем или иным причинам не могут (в связи с технологическими особенностями) предоставить рабочие места и такой потребности у инвалидов нет, то можно было бы подумать о механизме компенсационных выплат. Сейчас эта работа ведётся. Мы исходим из того, что этот механизм надо скорректировать. По нашим оценкам, около 800 тыс. квотируемых рабочих мест в принципе должно быть в стране, исходя из тех нормативов, которые сегодня установлены.

Очень важным инструментом работы является то, что мы с 2016 года впервые уже в законодательном режиме обеспечиваем взаимосвязь между всеми участниками процесса реабилитации инвалидов и медико-социальной экспертизой. Уже второй год в автоматическом режиме вся информация с характеристиками и особенностями инвалидов попадает из медико-социальной экспертизы в учреждения занятости, здравоохранения, образования, культуры. Эти учреждения должны вырабатывать соответствующую траекторию действий применительно к каждому инвалиду, исходя из его особенностей. Это всё будет находить отражение  в реестре инвалидов. То есть мы переходим от общей работы к точечной работе с каждым конкретным гражданином.

О портале «Работа в России». Мы, действительно, создали там специализированный раздел, сейчас в нём 70 тыс. рабочих мест. Но этого совсем недостаточно, и в проекте плана мероприятий мы ставим задачу, чтобы на портале «Работа в России» к 2020 году было до 200–250 тыс. рабочих мест для инвалидов. Это очень важная информационная поддержка этой категории граждан.

И о теме сопровождения. Действительно, мы, исходя из лучших практик, которые существуют в мире, предлагаем поправки в закон о занятости. Такой законопроект уже практически готов, согласован со всеми субъектами Российской Федерации, уточняется технология работы, вводится услуга сопровождаемой занятости.

Причём это можно делать в рамках действующих бюджетных средств, просто эту работу надо наладить исходя из единства технологий. Потому что для инвалида необходима проработка маршрута как до места работы, так и на территории работодателя; нужны в отдельных случаях (далеко не во всех) мероприятия по оснащению специализированного рабочего места; рабочий график, распорядок работы может быть особенным, и освоение трудовых функций, помощь в нахождении на работе тоже может потребоваться.

И здесь мы исходим из того, что необходимо будет привлекать институт некоммерческих организаций. Сейчас этот опыт во многих регионах есть, и это будет не увеличение численности работников службы занятости, а именно расширение возможностей некоммерческих организаций.

Мы подготовили проект плана по этому направлению деятельности, его осталось досогласовать с федеральными органами исполнительной власти, и мы его готовы в ближайшее время внести, с тем чтобы достичь показателей, о которых я сказал в своём докладе, и решить те задачи, которые Вы поставили в своём вступительном слове.

Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев и статс-секретарь - заместитель Министра здравоохранения Дмитрий Костенников на заседании Правительства

И.Белозерцев: В Пензенской области при трудоустройстве инвалидов мы в первую очередь обращаем внимание на запросы и желания самого человека с учётом, конечно, его состояния здоровья. Благодаря персонифицированному учёту для 8,5 тыс. инвалидов разработаны индивидуальные планы по трудоустройству. Это позволяет человеку с ограниченными возможностями выработать профессиональную направленность, пройти обучение, трудоустроиться и адаптироваться на производстве. Более 7 тыс. инвалидов проинформированы о возможностях получения государственных услуг в сфере содействия занятости населения, почти половина из них воспользовались данными услугами.

В регионе принят закон о квотировании рабочих мест для инвалидов. Работодателям с численностью работающих не менее 35 человек установлена квота для приёма на работу инвалидов в размере 2,5% от численности работников. Применение закона позволило трудоустроить более 3 тыс. человек.

Мы активно применяем практику аренды рабочих мест. Если предприятие в силу отраслевых или каких-либо других факторов не предоставляет вакансии для трудоустройства инвалидов, оно финансирует создаваемое общественной организацией рабочее место, выплачивает заработную плату. На арендованные рабочие места в регионе трудоустроено 350 инвалидов.

Отдельно мы сопровождаем инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействуем в последующем трудоустройстве.

Хотел бы обратить внимание на уникальный проект, реализуемый региональной общественной организацией «Благовест» при поддержке правительства Пензенской области. Это пример эффективного взаимодействия власти и гражданского общества, он может быть распространён в других регионах Российской Федерации.

Речь идёт о проекте комплексной адаптации инвалидов «Квартал Луи». Это своеобразная коммуна, созданная для людей с ограниченными возможностями, для самостоятельного проживания. Помогая друг другу, молодые люди длительное время живут в одном доме, учатся организовывать своё жизненное пространство, справляются с бытовыми сложностями и приобретают навыки самообслуживания. В настоящее время адаптацию в коммуне прошли 58 инвалидов. Для них создано семь рабочих мест, из средств регионального бюджета выделено более миллиона рублей.

Кроме того, на базе «Квартала Луи» действует социальный проект для инвалидов-колясочников «Арт-холл». Он включает мини-кинотеатр и театр для молодых людей с ограниченными возможностями. Проект получил продолжение. Ведётся строительство пансионата для молодёжи с ограниченными возможностями «Дом Вероники» на 10 человек, а также планируется открыть хостел для детей-инвалидов, приезжающих на реабилитацию в Пензу, и сопровождающих их родителей.

Всего в 2017 году на постоянные рабочие места в Пензенской области будут трудоустроены не менее 2 тыс. инвалидов.

Хочу поблагодарить, Дмитрий Анатольевич, Вас за поддержку регионов в решении этого важного вопроса.

Председатель Общероссийской общественной организации «Центр по оказанию помощи инвалидам с нарушениями опорно-двигательной системы» Иван Мещеряков и статс-секретарь - заместитель Министра здравоохранения Дмитрий Костенников на заседании Правительства

И.Мещеряков (председатель общероссийской общественной организации «Центр по оказанию помощи инвалидам с нарушениями опорно-двигательной системы»): Трудоустройство инвалидов в России до сих пор является одной из приоритетных задач. В России ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, приняты изменения в законодательные акты, внесены изменения в деятельность профильных федеральных органов исполнительной власти. Но до сих пор остаются проблемы, которые необходимо решать. Хочу остановиться на основных.

Неготовность работодателя относиться к инвалидам как к полноценным сотрудникам – до сих пор сохранилось стереотипное мышление. В ряде случаев присутствует низкий профессиональный уровень самих инвалидов, которые, даже несмотря на полученное образование, не всегда соответствуют тем компетенциям, которых требуют работодатели на открытом рынке труда. В некоторых субъектах – потеря региональных надбавок, пенсий и низкий уровень заработной платы, которая не может компенсировать возникающие потери, а затрат становится больше. Именно по этой причине многие инвалиды работают неофициально, что позволяет им сохранять данные надбавки.

Серьёзной проблемой также является закрепление инвалида на рабочем месте. Зачастую коллектив, даже при желании, не готов к правильному подходу в общении, не говоря уже о выстраивании рабочего процесса с инвалидом. Часто именно поэтому проблема закрепления человека с инвалидностью на рабочем месте, в коллективе – одна из острейших в процессе его трудоустройства. На это влияет множество факторов – начиная с психологической неподготовленности сотрудников и заканчивая отсутствием навыков сурдоперевода.

Необходимо совершенствование системы квотирования рабочих мест для инвалидов. Мы считаем, что, действительно, необходимо принять дополнительные меры по улучшению занятости инвалидов и поддержать инициативу Минтруда. Но просим обратить внимание при составлении плана мероприятий на следующие проблемы – учесть возможность привлечения общественных организаций инвалидов к решению данных проблем; расширить спектр социальных услуг и включить в него содействие трудоустройству инвалидов; рассмотреть возможность создания региональных фондов квотирования и поддержать именно те предприятия, которые готовы создавать рабочие места выше квоты; установить определённую минимальную планку уровня заработной платы инвалидов при отмене региональных надбавок к пенсии; выработать индивидуальный подход к трудоустройству инвалидов, отталкиваясь от нозологии, группы инвалидности, профессиональных навыков и уровня социализации.

И просим обратить внимание, что для многих людей с инвалидностью трудоустройство – это не только заработок, но и возможность ощутить себя полноценным членом общества.

Д.Медведев: Пожалуйста, коллеги, какие будут соображения по докладу, по выступлениям? Какие будут предложения?

Решение согласовано со всеми?

Хорошо. Действительно, вопрос этот очень серьёзный, важный, нужно им заниматься постоянно. Собственно, поэтому я и попросил, чтобы этот доклад у нас сегодня был сделан публично, для того чтобы ещё раз вернуться к проблеме трудоустройства лиц с инвалидностью.

Договорились. Принимаем решение на эту тему.

<…>