Заседание Правительства (2018 год, №34)

Первый вопрос повестки – об итогах подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к осенне-зимнему периоду 2018–2019 годов.

Материалы

На заседании планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. Об итогах подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к осенне-зимнему периоду 2018–2019 годов

По состоянию на 1 ноября 2018 года показатели готовности субъектов Федерации в целом соответствуют показателям во время подготовки к отопительному периоду 2017–2018 годов: подготовлено 8883,8 тыс. ед. жилищного фонда (99,9% планируемого к подготовке); 71 993 котельных (99,9% от планируемых к подготовке); порядка 172 тыс. км тепловых сетей (99,9% планируемых к подготовке); порядка 483,4 тыс. км водопроводных сетей (100% планируемых к подготовке).

2. О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года

Минэкономразвития представлен в Правительство разработанный совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Прогноз подготовлен в составе двух основных вариантов (базового и консервативного), прогнозные показатели структурированы на три шестилетних периода (2019–2024 годов, 2025–2030 годов, 2031–2036 годов).

3. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 251 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”»

В целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность предоставления АО «Корпорация МСП» государственной поддержки за счёт федерального бюджета на финансирование исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в 2019–2024 годах, для увеличения объёмов гарантийной поддержки в рамках расширения объёмов кредитования субъектов МСП.

Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

4. О проекте федерального конституционного закона «О внесении изменений в статью 121 Федерального конституционного закона “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”»

Законопроектом предлагается продлить период, в течение которого нормативными правовыми актами Республики Крым и Севастополя могут быть установлены особенности регулирования имущественных и земельных отношений, отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до 1 января 2023 года. Период, в течение которого могут быть установлены особенности регулирования градостроительных отношений, предлагается продлить до 31 декабря 2020 года. Это необходимо для завершения процессов оформления и переоформления прав граждан и юридических лиц на земельные участки и другие объекты недвижимости, а также для реализации масштабных инфраструктурных проектов в Крыму.

Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”»

В связи с тем, что Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» не допускается применение МРОТ для целей, не связанных с трудовыми отношениями, законопроектом предлагается определить в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанности по уплате обязательных платежей, при неудовлетворении которых Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, без привязки к МРОТ. Предлагается установить, что такие требования в совокупности должны составлять не менее 100 тыс. рублей.

Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”»

Законопроект направлен на устранение выявленных в правоприменительной практике пробелов, связанных с приостановлением и прекращением действия государственной аккредитации общероссийских и региональных спортивных федераций. В частности, предлагается закрепить в законодательстве положения о том, что действие государственной аккредитации спортивной федерации может быть прекращено в случае признания её прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, ликвидации спортивной федерации и исключения сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц, добровольного отказа спортивной федерации от государственной аккредитации.

Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”»

Лицензирование деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на компакт-дисках и DVD-дисках вводилось для борьбы с контрафактом. По мере развития интернета и сетевых технологий спрос на аудиовизуальную продукцию на материальных носителях значительно сократился. Поэтому лицензирование этой деятельности больше не является эффективным механизмом борьбы с распространением контрафактной продукции.

Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности”»

Действующим законодательством установлено, что энергосбытовые организации обязаны получить лицензию на осуществление своей деятельности до конца 2018 года. После этого срока энергосбытовая деятельность без лицензии не допускается. За энергосбытовую деятельность без лицензии или с нарушением лицензионных требований предусматривается административная ответственность. Законопроектом предлагается продлить установленный срок запрета на энергосбытовую деятельность без соответствующей лицензии до 1 июля 2020 года. Предусматривается также, что административная ответственность за нарушение этого запрета будет применяться с 1 июля 2020 года.

Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

9. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», «О внесении изменений в статью 575 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции”» и о проектах федеральных конституционных законов «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”», «О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации»

Законопроекты подготовлены во исполнение подпункта «б» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы. Цель законопроектов – формирование единообразных подходов к установлению различными организациями антикоррупционных запретов и обязанностей, налагаемых на отдельные категории работников, а также к правовому регулированию запретов и ограничений, связанных с получением служащими вознаграждений и подарков.

Пакет законопроектов рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц»

Цель законопроекта – совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). В Гражданский процессуальный кодекс предлагается ввести новый правовой институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Также предусматриваются изменения в Арбитражный процессуальный кодекс в части установления порядка рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц. Это позволит на законодательном уровне закрепить правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков), унифицировать процессуальный порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц и сформировать единообразную судебную практику.

Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Москва,
21 ноября 2018 года

Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.

Стенограмма

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Александра Новака об итогах подготовки предприятий энергетики к осенне-зимнему периоду 2018–2019 годов

Доклад Владимира Якушева об итогах подготовки предприятий ЖКХ к осенне-зимнему периоду 2018–2019 годов

Заключительное слово Дмитрия Медведева по вопросу об итогах подготовки предприятий ЖКХ и энергетики к осенне-зимнему сезону 2018–2019 годов

Брифинг Максима Орешкина по завершении заседания

Из стенограммы:

Д.Медведев: Начнём сегодня заседание Правительства с вопроса о готовности предприятий ЖКХ, энергетических компаний к отопительному сезону. Тема всегда актуальная для нашей страны, где две трети территории, по сути, находится в зоне вечной мерзлоты. Поэтому подача тепла в дома, в социальные объекты – это без преувеличения вопрос национальной безопасности.

На федеральном уровне мы зафиксировали требования по запасам топлива, по готовности жилья и коммунальных предприятий, включая плановые ремонты и проверку надёжности систем, к зиме. В целом коммунальная инфраструктура в последние годы справляется неплохо. Так, по итогам прошлой зимы количество аварий в сфере горячего водоснабжения сократилось почти на треть по сравнению с предыдущей зимой. Общее число аварий стало меньше на 11%.

Регионы подготовили порядка 72 тыс. котельных, привели в порядок теплотрассы, водопроводы. Также были созданы необходимые запасы топлива. На склады завезено более 5 млн т угля и свыше 2 млн т жидкого топлива. Особо отмечу, что мною принято решение об оказании дополнительной поддержки регионам, которые столкнулись с ростом цен на нефтепродукты и уголь. Я такое поручение дал – нужно будет подготовить проект распоряжения Правительства о выделении финансовых средств из резервов. Займитесь этим, Виталий Леонтьевич (обращаясь к В.Мутко), вместе с Антоном Германовичем (Силуановым).

Участники заседания

  • PDF

    134Kb

    Список участников заседания Правительства, 22 ноября 2018 года

В итоге уровень готовности к зиме достаточно высокий. Но есть проблема, с которой мы сталкиваемся из года в год, – огромные долги организаций ЖКХ перед поставщиками топливно-энергетических ресурсов. На 1 ноября этого года общий объём задолженности увеличился на 7,4% и составил почти 200 млрд рублей.

Конечно, нужно этим заниматься. Обращаю внимание глав регионов: внимательно изучите эту проблему, доложите о принятых мерах. Напомню, что состояние ЖКХ – один из важнейших показателей, по которому мы судим об эффективности исполнительной власти в регионах.

Более подробно доложат Министр энергетики и Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Мы сегодня рассмотрим прогноз долгосрочного социально-экономического развития до 2036 года.

В сентябре мы одобрили среднесрочный прогноз – до 2024 года. Но мы расширяем рамки прогнозирования. Впервые на заседании Правительства обсуждаем такую долгосрочную перспективу.

Прогноз, который подготовило Министерство экономического развития, разработан на основе ожидаемых тенденций в мировой экономике, на товарных и финансовых рынках. Он учитывает внешние и внутренние условия, в которых будет жить страна. В том числе результаты, которых мы планируем достичь в ходе выполнения поставленных национальных целей развития.

Надеюсь, что подход, которым руководствовались при подготовке этих прогнозов, взвешенный. Он касается всех базовых макроэкономических показателей – цен на нефть, роста ВВП, инфляции и других. Доложит Министр экономического развития.

Понятно, что горизонт планирования исключительно длинный. Но даже при таком горизонте к этому нужно относиться серьёзно, внимательно. Мы прекрасно понимаем, что рубеж 2036 года ещё совсем нескоро. Немногие из тех, кто сидит за этим столом, будут заниматься к этому времени государственным управлением. Но это не означает, что мы должны к этому относиться легковесно. Нужно постараться все факторы взвесить, продумать, как это может выглядеть к этому периоду.

Такого рода долгосрочное прогнозирование необходимо как минимум по двум причинам. Во-первых, потому что, повторяю, это расширяет наши горизонты планирования, расширяет возможности учёта наших представлений о будущем для того, чтобы планировать среднесрочные и более длительные показатели развития страны. И во-вторых, я думаю, в 2036 году будет интересно посмотреть, что мы думали о будущем в 2018 году. Главное, чтобы наши представления не вызывали такие же эмоции, как, например, предположения о будущем, заложенные в программу КПСС, принятую XXII съездом партии в начале 1960-х годов. Что там говорилось, люди среднего возраста помнят, – о том, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме.

Поэтому сделаем максимально строгий прогноз. Надеюсь, что именно это и будет заложено, Максим Станиславович (обращаясь к М.Орешкину), в доклад, который Вы нам сегодня представите.

В рамках отдельного национального проекта мы продолжаем создавать условия для развития малого и среднего предпринимательства. Сегодня будет рассмотрен законопроект, который позволит существенно расширить его финансовую поддержку, сделать её более адресной и эффективной.

У нас действует институт развития – Корпорация МСП, которая оказывает небольшим компаниям кредитную и гарантийную поддержку. Особенно тем, которые реализуют проекты с повышенным риском. Это практически все стартапы, бóльшая часть инновационных компаний. Соответственно, корпорация должна иметь необходимые финансовые ресурсы, в том числе резервы на возможные потери.

Тем более объём такой поддержки в ближайшие годы должен заметно вырасти. Рассчитываем, что в следующем году сумма гарантий, которые будут выданы по линии Корпорации МСП, увеличится более чем в три раза – до 44 млрд рублей (с 14 млрд в этом году).

Деньги должны пойти на развитие малого и среднего предпринимательства в высокотехнологичных отраслях, развитие сельских предприятий, сельхозкооперативов, фермерских хозяйств. И поддержать проекты в регионах, которые требуют повышенного внимания, – это Дальний Восток, Северный Кавказ, моногорода и некоторые другие.

У нас в повестке пакет из пяти законопроектов по борьбе с коррупцией. Эта работа ведётся в рамках выполнения Национального плана по противодействию коррупции. Законопроекты были по моему предложению, напомню, с рассмотрения сняты и доработаны с учётом рекомендаций специальных юридических институтов – Совета по кодификации и некоторых других.

Ещё один законопроект по юридическому направлению рассмотрим сегодня – о групповых исках в судах. Сейчас в арбитражных и административных судах уже можно рассматривать такие групповые споры. Это ускоряет процесс вынесения решения. Чтобы заявители могли чаще пользоваться такой возможностью, вводится новое регулирование. Устанавливается единый порядок обращения в суды для группы лиц, их процессуальные права, порядок ведения дел, распределение судебных расходов.

Здесь можно будет действовать уже без всяких нотариальных доверенностей, и представители Роспотребнадзора получат право защищать интересы потребителей в судебном процессе непосредственно. Это касается тех случаев, когда люди пострадали из-за некачественных товаров или услуг.

Доклад Александра Новака на заседании Правительства

А.Новак:  Подготовка объектов электроэнергетики к отопительному сезону находится на особом, постоянном контроле Министерства энергетики. Результаты подготовки и актуальные региональные вопросы были обсуждены на заседаниях правительственной комиссии, федерального штаба, которые прошли во всех федеральных округах Российской Федерации. Текущая ситуация в целом по отрасли была рассмотрена также на Всероссийском совещании, которое мы провели совместно с Минстроем.

В настоящее время отопительный сезон начался во всех субъектах Российской Федерации, завершены ремонты оборудования, укомплектован штат персонала, сформированы необходимые запасы топлива и материальных ресурсов. В плановом режиме ведутся работы по техническому обслуживанию и настройке режимной и противоаварийной автоматики. Особое внимание Министерство энергетики уделяет усилению системной надёжности энергосистем в регионах с высокими рисками нарушения электроснабжения, а также энергосистемам Крыма и Калининградской области.

В предстоящий отопительный сезон нами прогнозируется увеличение на 2,2% потребления и производства электроэнергии по сравнению с фактическими показателями прошлого года.

В единой энергосистеме России обеспечен необходимый резерв мощности на максимум потребления – более 15%, это 38 тыс. МВт. Сформировано более 19 тысяч бригад для случаев аварийно-восстановительных работ общей численностью более 120 тысяч человек. Мобильные подразделения находятся в круглосуточной готовности, оснащены соответствующей техникой – это более 40 тыс. единиц. Комплектность аварийного запаса оборудования и материалов составляет 100%. Обеспечена готовность к применению более 5 тыс. резервных источников энергоснабжения общей мощностью порядка 750 МВт.

В 2018 году введено более 4 тыс. МВт генерирующих мощностей и 16 тыс. км линий электропередачи. В мае этого года включена в работу высоковольтная линия 500 кВ Ростовская – Тамань, которая необходима для повышения надёжности энергоснабжения потребителей Крыма и южной части России в целом.

В сентябре произошло важное событие – столица Ямало-Ненецкого автономного округа Салехард присоединена к Единой энергетической системе России. Энергоузел, который ранее работал изолированно, за счёт строительства двух линий электропередачи длиной более 350 км каждая, а также трёх подстанций был связан с тюменской энергосистемой в районе Надыма.

Также завершено строительство высоковольтной линии 220 кВ Томмот – Майя, что позволило присоединить изолированный центральный энергорайон Якутии к Объединённой энергосистеме Востока.

По топливообеспечению на текущую дату острых вопросов нет. Практически все электростанции выполнили расчётные нормативы запасов, Дмитрий Анатольевич уже сказал об этом. Хотел бы добавить, что график северного завоза также выполнен на текущую дату на 100%.

Единственное, имеется недовыполнение норматива по Иркутской ТЭЦ-6: запас составляет чуть ниже нормативного. Мы ведём ежедневный анализ накопления запасов мазута по указанной электростанции.

Министерством энергетики утверждён перечень энергосистем и энергорайонов, которые характеризуются режимом с высокими рисками нарушения электроснабжения. По каждому региону сформирован перечень мероприятий, направленных на снижение таких рисков. В настоящее время это четыре энергосистемы: дагестанская энергосистема, Республика Крым, якутская энергосистема и иркутская энергосистема.

Особое внимание в этом году было уделено учениям производственного персонала. С 22 сентября по 22 декабря в 30 субъектах Российской Федерации проводятся масштабные учения энергетиков. На особом контроле – Тверская область, Республика Карелия, где в предыдущий зимний период неблагоприятные погодные условия оказывали наибольшее воздействие на электрические сети. Также уделяем особое внимание Красноярску, где в марте 2019 года состоится Универсиада.

В течение года проведено 176 учений и более 715 тренировок по ликвидации последствий технологических нарушений, в том числе комплексные специальные учения в Центральном федеральном округе. Предприятия группы «Россети» отработали взаимодействие со штабами по обеспечению безопасности электроснабжения субъектов Российской Федерации, с территориальными подразделениями МЧС России и Федерального дорожного агентства (Росавтодор), подрядными и территориальными сетевыми организациями.

Отдельно хотел бы отметить положительное взаимодействие и максимальное содействие МЧС России при подготовке к работе в осенне-зимний период. Совместная работа была организована не только в части обеспечения оперативного реагирования при устранении технологических нарушений, но и в части информационного взаимодействия.

В результате принятых мер за 10 месяцев этого года мы отмечаем снижение аварийности на объектах генерирующих компаний на 16,2%, на объектах электросетевого комплекса – на 4,7%. Средняя длительность отключений снизилась на 17%.

В целях снижения аварийности дополнительно выполнены мероприятия по перенастройке устройств релейной защиты, разработаны и утверждены необходимые регламенты взаимодействия.

Министерством энергетики проведена работа по актуализации нормативно-правовой базы в части надёжного функционирования энергосистем. Выпущены методические указания по устойчивости работы энергосистем, методические указания по размещению резервов активной мощности. Утверждены правила предотвращения развития аварий и их ликвидации. Внесены изменения в правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления. В настоящее время ведётся разработка актуальных требований к оснащению автоматикой линий электропередачи и правил технического обслуживания устройств.

Все эти меры дополнительно обеспечат повышение надёжности прохождения осенне-зимнего периода.

В завершение хотел бы отметить, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации в этом году вступила в силу новая методика оценки готовности предприятий электроэнергетики к зиме. Если по старой методике Минэнерго оценивало готовность к зиме 84 генерирующих и сетевых компаний, то сейчас оцениваем 435 компаний. Минэнерго непрерывно мониторит основные показатели деятельности этих энергокомпаний в течение всего года.

На данный момент по итогам оценки все системообразующие компании получили паспорта готовности к прохождению ОЗП. По отдельным компаниям сформирован план мероприятий по устранению выявленных замечаний, которые находятся на постоянном контроле Министерства энергетики.

Доклад Владимира Якушева на заседании Правительства

В.Якушев: Подготовка страны к прохождению отопительного периода находится на постоянном контроле Министерства строительства и ЖКХ. 16 августа и 7 ноября в рамках подготовки к прохождению отопительного периода под председательством вице-премьера Виталия Леонтьевича Мутко состоялись всероссийские селекторные совещания по подготовке предприятий ЖКХ и энергетики к работе в осенне-зимний период 2018–2019 годов. В рамках данных совещаний были обсуждены наиболее серьёзные вопросы. Принимали участие все субъекты Российской Федерации, а также Минэнерго, Минобороны, ФАС и Ростехнадзор.

В этом году отопительный период стартовал 19 августа на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и на 22 ноября идёт на территории всех субъектов Российской Федерации. Старт прошёл в штатном режиме, без аварий или ситуаций, потребовавших вмешательства Минстроя России либо введения режима чрезвычайной ситуации. Возникающие технологические нарушения устраняются в нормативные сроки. Напомню, что в прошлом году к этому моменту у нас были уже зафиксированы серьёзные нарушения в Свердловской области, а также авария на сетях тепло- и водоснабжения в Улан-Удэ.

По оперативным данным, представленным регионами, в целом по стране жилищный фонд, котельные, тепловые, водопроводные, электрические сети подготовлены на 100%. В 2018 году проходил эксперимент: в 46 субъектах Российской Федерации в комиссии по подготовке к осенне-зимнему периоду были привлечены органы государственного жилищного надзора, что обеспечивало эффективный контроль готовности не только котельных и сетей, но и жилищного фонда. Я думаю, что на следующий год мы подключим к этой работе жилищные инспекции всех субъектов Российской Федерации.

Что касается в целом выдачи паспортов готовности, то в этом году паспорта получили на данный момент 79,4% муниципальных образований, и мы сейчас ведём эту работу. Самая высокая доля выданных паспортов – в Северо-Кавказском федеральном округе (96,8%), самая низкая доля – в Дальневосточном округе (55,2%).

Что касается запасов топлива. Фактически завезено на склады 5,28 млн т угля, или 122% от запланированного, 2,07 млн т жидкого топлива, или 112% от запланированного.

Что касается конкретных субъектов Российской Федерации. 7 ноября в ряде субъектов был отмечен недостаточный запас. Мы поработали с этими субъектами, получили от них графики и сегодня можем констатировать, что этот вопрос был урегулирован. Это Кировская, Тверская, Ульяновская области, Карелия и Крым.

Что касается финансирования. Освоение денежных средств по подготовке находится на уровне прошлого года. Сегодня это 94%.

Что касается замены ветхих сетей. Нужно отметить, что в этом сезоне нам удалось выйти по замене ветхих тепловых сетей на уровень 3,8%, что касается водопроводных – 4,2%. И практически сегодня объём замены сетей сравнялся с объёмом сетей, которые переходят в категорию ветхих. Достаточно неплохой результат.

Как Вы отмечали, Дмитрий Анатольевич, увеличилась задолженность за топливно-энергетические ресурсы, но здесь есть ряд объективных причин. Резко выросли цены на уголь и топочный мазут, поэтому ряд предприятий жилищно-коммунального комплекса получили ресурсы авансом. Сейчас идут расчёты. Мы рассчитываем, что в ближайшее время эта цифра будет уменьшена. Это находится на постоянном контроле Минстроя.

На данный момент совместно с субъектами Российской Федерации Минстрой ведёт работу по совершенствованию форм представления регионами различных отчётов по подготовке к прохождению отопительного сезона. Текущие формы перегружены, об этом говорят субъекты Российской Федерации. Поэтому мы упрощаем эту систему. От ряда из них отказываемся, чтобы в оперативном режиме получать более качественную информацию. Рассчитываем, что в этот отопительный период и аналитические процессы будут поставлены на более высокий уровень.

Д.Медведев: Какие будут комментарии, дополнения, предложения по проекту решения об итогах подготовки предприятий ЖКХ и энергетики к осенне-зимнему сезону 2018–2019 годов?

Я так понимаю, что курирующие вице-премьеры всё посмотрели, совещания провели, всё согласовали по вашей линии.

Тогда обращаю внимание на две позиции. Нужно контролировать всё, что делается, – как министры и докладывали. Регулярно докладывать о том, что происходит, в Правительство, курирующим вице-премьерам. В случае необходимости мне докладывать. Ещё раз хочу обратить внимание на вопросы, относящиеся к исполнительной власти субъектов и органов местного самоуправления: сокращение задолженности потребителей перед ресурсоснабжающими организациями, оснащение субъектов, которые требуют гарантированного электроснабжения, резервами, источниками, с тем чтобы когда что-то случится… А всё равно что-то происходит, мы с вами понимаем – страна очень сложная, большая, зима долгая, климат тяжёлый, поэтому рано или поздно что-то происходит. И резервы необходимо иметь в постоянной боевой готовности. Нужно также, чтобы всю эту информацию аккумулировали в Минстрое, для того чтобы обеспечить в целом надёжную эксплуатацию объектов энергетики, жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в установленный период.

Давайте примем необходимые решения. 

<…>

Принятые решения

Решения, принятые на заседании Правительства 22 ноября 2018 года:

1. Об итогах подготовки предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики к осенне-зимнему периоду 2018–2019 годов

По состоянию на 1 ноября 2018 года показатели готовности субъектов Федерации в целом соответствуют показателям во время подготовки к отопительному периоду 2017–2018 годов: подготовлено 8883,8 тыс. ед. жилищного фонда (99,9% планируемого к подготовке); 71 993 котельных (99,9% от планируемых к подготовке); порядка 172 тыс. км тепловых сетей (99,9% планируемых к подготовке); порядка 483,4 тыс. км водопроводных сетей (100% планируемых к подготовке).

Решения Правительства:

1. Принять к сведению доклады Министра энергетики Российской Федерации А.В.Новака и Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации В.В.Якушева по данному вопросу.

2. Минэнерго России (А.В.Новаку), Минстрою России (В.В.Якушеву), Ростехнадзору (А.В.Алёшину) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить контроль за прохождением субъектами электроэнергетики и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства осенне-зимнего периода 2018–2019 годов.

О результатах докладывать ежемесячно, итоговый доклад до 30 апреля 2019 года представить в Правительство Российской Федерации.

3. Минэнерго России (А.В.Новаку), Минстрою России (В.В.Якушеву) обеспечить контроль за накоплением субъектами электроэнергетики и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства фактических запасов топлива в соответствии с утверждёнными нормативами.

О результатах докладывать ежемесячно, итоговый доклад до 30 апреля 2019 года представить в Правительство Российской Федерации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами местного самоуправления принять меры по:

- сокращению задолженности потребителей перед ресурсоснабжающими организациями за потреблённые энергоресурсы и недопущению увеличения просроченной задолженности;

- оснащению объектов, требующих гарантированного электроснабжения, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, автономными резервными источниками электроснабжения и необходимой спецтехникой для ликвидации последствий возможных нарушений электроснабжения потребителей и обеспечению контроля за их исправностью;

- обеспечению надёжной эксплуатации объектов энергетики, жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства в осенне-зимний период 2018–2019 годов.

Соответствующую информацию до 30 апреля 2019 года представить в Минстрой России и Минэнерго России.

2. О прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года

Минэкономразвития представлен в Правительство разработанный совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года. Прогноз подготовлен в составе двух основных вариантов (базового и консервативного), прогнозные показатели структурированы на три шестилетних периода (2019–2024 годов, 2025–2030 годов, 2031–2036 годов).

Решения Правительства:

1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкина по данному вопросу.

2. Утвердить прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, уточнив совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России его отдельные положения, касающиеся в том числе:

- соответствия прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов;

- учёта Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации;

- динамики показателей деятельности в области информации и связи в структуре компонентов производства валового внутреннего продукта;

- тарифной политики в инфраструктурном секторе до 2021 года с учётом принятых решений;

- уровня инфляции в краткосрочном периоде;

- показателей, определяющих соотношение реальной заработной платы и пенсий.

3. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 251 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”»

В целях реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» законопроектом предлагается законодательно закрепить возможность предоставления АО «Корпорация МСП» государственной поддержки за счёт федерального бюджета на финансирование исполнения обязательств по гарантиям, предоставленным субъектам МСП в 2019–2024 годах, для увеличения объёмов гарантийной поддержки в рамках расширения объёмов кредитования субъектов МСП.

Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 251 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

4. О проекте федерального конституционного закона «О внесении изменений в статью 121 Федерального конституционного закона “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”»

Законопроектом предлагается продлить период, в течение которого нормативными правовыми актами Республики Крым и Севастополя могут быть установлены особенности регулирования имущественных и земельных отношений, отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, до 1 января 2023 года. Период, в течение которого могут быть установлены особенности регулирования градостроительных отношений, предлагается продлить до 31 декабря 2020 года. Это необходимо для завершения процессов оформления и переоформления прав граждан и юридических лиц на земельные участки и другие объекты недвижимости, а также для реализации масштабных инфраструктурных проектов в Крыму.

Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 121 Федерального конституционного закона “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

5. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”»

В связи с тем, что Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» не допускается применение МРОТ для целей, не связанных с трудовыми отношениями, законопроектом предлагается определить в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» размер требований кредиторов по денежным обязательствам и обязанности по уплате обязательных платежей, при неудовлетворении которых Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций, без привязки к МРОТ. Предлагается установить, что такие требования в совокупности должны составлять не менее 100 тыс. рублей.

Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”»

Законопроект направлен на устранение выявленных в правоприменительной практике пробелов, связанных с приостановлением и прекращением действия государственной аккредитации общероссийских и региональных спортивных федераций. В частности, предлагается закрепить в законодательстве положения о том, что действие государственной аккредитации спортивной федерации может быть прекращено в случае признания её прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица, ликвидации спортивной федерации и исключения сведений о ней из единого государственного реестра юридических лиц, добровольного отказа спортивной федерации от государственной аккредитации.

Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О физической культуре и спорте в Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”»

Лицензирование деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для ЭВМ, баз данных и фонограмм на компакт-дисках и DVD-дисках вводилось для борьбы с контрафактом. По мере развития интернета и сетевых технологий спрос на аудиовизуальную продукцию на материальных носителях значительно сократился. Поэтому лицензирование этой деятельности больше не является эффективным механизмом борьбы с распространением контрафактной продукции.

Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности”»

Действующим законодательством установлено, что энергосбытовые организации обязаны получить лицензию на осуществление своей деятельности до конца 2018 года. После этого срока энергосбытовая деятельность без лицензии не допускается. За энергосбытовую деятельность без лицензии или с нарушением лицензионных требований предусматривается административная ответственность. Законопроектом предлагается продлить установленный срок запрета на энергосбытовую деятельность без соответствующей лицензии до 1 июля 2020 года. Предусматривается также, что административная ответственность за нарушение этого запрета будет применяться с 1 июля 2020 года.

Законопроект рассмотрен и одобрен 19 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и отдельные законодательные акты Российской Федерации, связанных с лицензированием энергосбытовой деятельности”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

9. О проектах федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», «О внесении изменений в статью 575 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции”» и о проектах федеральных конституционных законов «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”», «О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”»

Законопроекты подготовлены во исполнение подпункта «б» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2018–2020 годы. Цель законопроектов – формирование единообразных подходов к установлению различными организациями антикоррупционных запретов и обязанностей, налагаемых на отдельные категории работников, а также к правовому регулированию запретов и ограничений, связанных с получением служащими вознаграждений и подарков.

Пакет законопроектов рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проекты федеральных законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», «О внесении изменений в статью 575 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции”» и проекты федеральных конституционных законов «О внесении изменения в статью 11 Федерального конституционного закона “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”», «О внесении изменений в статью 11 Федерального конституционного закона “О Правительстве Российской Федерации”» и внести их в Государственную Думу в установленном порядке.

10. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц»

Цель законопроекта – совершенствование правового регулирования судебного рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц, в том числе по делам о защите прав потребителей, о возмещении вреда, по спорам, вытекающим из нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов). В Гражданский процессуальный кодекс предлагается ввести новый правовой институт рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц. Также предусматриваются изменения в Арбитражный процессуальный кодекс в части установления порядка рассмотрения корпоративных споров по требованиям о защите прав и законных интересов группы лиц. Это позволит на законодательном уровне закрепить правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков), унифицировать процессуальный порядок рассмотрения дел о защите прав и законных интересов группы лиц и сформировать единообразную судебную практику.

Законопроект рассмотрен и одобрен 12 ноября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части урегулирования порядка рассмотрения требований о защите прав и законных интересов группы лиц» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

Брифинги

Заседание Правительства состоялось 22 ноября 2018 года.

Из стенограммы:

Брифинг Максима Орешкина по завершении заседания Правительства

М.Орешкин: Сегодня на заседании Правительства был рассмотрен долгосрочный прогноз до 2036 года.

Понятно, что подготовка таких прогнозов – это попытка взглянуть на долгосрочные тренды. Невозможно точно предсказать, где мы будем находиться в 2036 году. Но посмотреть на основные тренды, к каким структурным изменениям они будут приводить, чтобы заранее, уже сейчас, реагировать на эти изменения с точки зрения социально-экономической политики, – это самое важное в этом процессе.

Я остановлюсь на основных трендах, которые мы заложили на долгосрочный период и которые важно понимать.

Первый тренд связан с динамикой сырьевых рынков. Мы ожидаем довольно серьёзного снижения и довольно низкого уровня цен на основные сырьевые товары в долгосрочной перспективе. По нашим оценкам, к 2025–2030 годам цены будут находиться на уровне примерно 50 долларов за баррель и дальше сохранятся на этом уровне – в реальном выражении. Этот уровень соответствует долгосрочным, многолетним (за несколько десятилетий – я бы даже сказал, за сто лет) ценам, которые складывались на нефтяном рынке. Понятно, что они отражают риски с точки зрения изменений структуры спроса в глобальной экономике – структуры спроса на энергию.

Второй важный тренд – то, как будет меняться российская демография. Мы сейчас находимся в непростом периоде с понижающим давлением на экономически активное население в ближайшие годы. После 2024 года экономически активное население будет расти. Это будет следствием роста продолжительности активной жизни и тех демографических вводных, которые мы сейчас имеем, связанных с активным ростом рождаемости, который наблюдался с 2000 года.

Важно понимать, что и структура рабочей силы будет меняться. Активно вырастет молодое поколение (люди в возрасте от 15 до 25 лет) – увеличится с 16 миллионов до 20 миллионов человек. Активно будет расти старшее поколение (люди в возрасте от 50 до 75 лет) – порядка 7 миллионов человек прибавится за рассматриваемый период. При этом срединная часть населения в трудоспособном возрасте (25–50 лет) будет испытывать серьёзное снижение. Это демографическая волна, которая идёт с 1990-х годов, связанная с резким падением рождаемости в тот период.

Третий тренд связан с динамикой производительности труда. Напомню, в рамках среднесрочного прогноза мы ожидаем существенного повышения темпов роста производительности, что позволит российской экономике выйти на темпы экономического роста более 3%, что выше среднемировых уровней. Причины такого ускорения производительности связаны с нашими ожиданиями увеличения инвестиционной активности в экономике и роста её до уровня свыше 25% ВВП, а также с активным внедрением новых управленческих технологий. Этим мы занимаемся в рамках национального проекта по производительности труда.

Однако за пределами 2024 года, после того как мы выйдем на новые уровни темпов роста производительности труда, вследствие того, что гэп производительности России с наиболее передовыми экономиками будет сокращаться, темпы роста производительности труда будут постепенно замедляться.

В итоге мы имеем два глобальных тренда: позитивный демографический тренд и постепенное замедление роста производительности труда, которые в целом будут обеспечивать довольно стабильную динамику экономики, долгосрочную, в районе чуть выше 3% ВВП.

Чтобы выйти на эти уровни, очень важна успешная реализация национальных проектов, успешная реализация плана по повышению инвестиций – то есть всех тех инициатив, которые сейчас приняты и реализуются Правительством. От их успеха будет зависеть, выходим мы на эту траекторию или не выходим.

Вопрос: ВВП чуть выше 3%?

М.Орешкин: Мы не видим возможности для дальнейшего ускорения. Это связано с долгосрочными демографическими тенденциями и тенденциями с точки зрения роста производительности труда. Темп будет чуть выше 3%, примерно в этом диапазоне.

При этом очень важно понимать, что серьёзно будет меняться структура экономики. Мы увидим серьёзное увеличение доли услуг. Экспорт и импорт услуг вырастет в структуре ВВП в 1,5 раза. Мы видим, что в экспорте товаров доля сырьевых товаров снизится в 2 раза, они будут замещаться продукцией других отраслей – химической промышленности, пищевой, машиностроительной продукцией. Структурные изменения внутри экономики в этот период времени будут происходить серьёзные. И в целом понятно, что в российской экономике, как с точки зрения выпуска, так и с точки зрения инвестиций, топливно-энергетический сектор большой, поэтому расти сильно он не может – с точки зрения глобальных тенденций, с точки зрения внутренних моментов, связанных с развитием этой отрасли внутри экономики. Это во многом будет предопределять снижение его доли и во многом будет влиять на общие темпы экономического роста. Потому что, понятно, когда топливно-энергетический сектор страны показывает темпы роста 1,5–2%, для того чтобы даже выйти в среднем по экономике на 3%, другие отрасли должны расти от 4 до 5% как минимум. Чтобы в целом мы выходили на темпы роста, которые заложены в прогнозе.

Вопрос: До 2024 года рост ВВП какой?

М.Орешкин: Пока мы среднесрочный прогноз не пересматриваем. Есть уже показатели, которые можно уточнять в ту или иную сторону, но мы этого пока не делаем. Я думаю, в начале следующего года, когда мы получим первые итоги 2018 года, можно будет смотреть, как стоит уточнять прогноз. И конечно, очень важен мониторинг тех эффектов, которые в экономике произойдут, в I квартале особенно. Этот квартал мы ожидаем самым непростым в следующем году, что связано с индексацией НДС с начала следующего года.

Вопрос: Прогноз по инфляции, по курсу рубля?

М.Орешкин: У нас установлен целевой ориентир по инфляции 4%, он заложен полностью до 2036 года. Что касается курса, здесь мы не ожидаем каких-то кардинальных изменений с точки зрения реального курса рубля. При этом мы исходим из более-менее стабильной динамики, определённого укрепления, небольшого, реального курса рубля на всём просматриваемом горизонте.

Вопрос: До 2036 года вы закладываете реальное укрепление рубля?

М.Орешкин: Плавное реальное укрепления рубля, что связано с опережающим ростом производительности в российской экономике.

Вопрос: Эффективного курса рубля?

М.Орешкин: Да.