Заседание Правительства (2018 год, №26)

В повестке: о прогнозе социально-экономического развития на 2019—2021 годы и на период до 2024 года, проекте федерального бюджета, бюджетах государственных внебюджетных фондов, основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, о сопутствующих бюджетных законопроектах и документах.

Материалы

На заседании планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года

2. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

3. О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

4. О проекте федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»

5. О проекте федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

6. О проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

7. О проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О размере и порядке расчёта тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения” в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг»

9. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 51 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования»

10. О проекте федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

11. О проекте федерального закона «О внесении изменения в часть первую статьи 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”»

12. О проекте основных направлений таможенно-тарифного регулирования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

13. О проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов

14. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)»

Законопроектом предлагается установить запрет создания унитарных предприятий либо изменения видов их деятельности, за исключением случаев, когда унитарное предприятие создаётся в целях обеспечения обороны и безопасности государства и предусмотрено федеральным законом, актом Президента или Правительства России либо для работы в сферах естественных монополий. Законопроектом также предусматривается, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу предлагаемых изменений и осуществляющие деятельность на товарных рынках, будут подлежать ликвидации или реорганизации.

Законопроект рассмотрен и одобрен 17 сентября 2018 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Москва,
19 сентября 2018 года

Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.

Стенограмма

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Максима Орешкина о прогнозе социально-экономического развития на 2019–2021 годы и на период до 2024 года

Брифинг Антона Силуанова по завершении заседания

Из стенограммы:

Д.Медведев: Сегодня у нас очень важное заседание Правительства, потому что мы рассматриваем большой пакет законопроектов, которые связаны с формированием федерального бюджета на 2019 год и период 2020–2021 годов. Вместе с проектом бюджета обсудим документы, которые формируют идеологию и определяют основные условия нашей работы и главные задачи на ближайшие три года.

В бюджетный пакет входят прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, бюджеты государственных внебюджетных фондов, некоторые другие примыкающие вопросы. Все необходимые обсуждения прошли на отраслевых совещаниях, на комиссии по бюджетным проектировкам. И конечно, мы занимались бюджетными вопросами в ходе подготовки национальных проектов и Основных направлений деятельности Правительства до 2024 года.

До 1 октября бюджетный пакет должен быть направлен в Государственную Думу, затем он поступит в Совет Федерации. Просил бы всех министров, руководителей профильных ведомств активно работать на парламентских площадках, разъяснять позицию Правительства, занимая консолидированную позицию.

Кроме того, сегодня Банк России представит Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики.

Участники заседания

  • PDF

    154Kb

    Список участников заседания Правительства, 20 сентября 2018 года

Начнём с прогноза. В отличие от предыдущих лет сегодня нам предстоит одобрить не один документ, а два: традиционный трёхлетний прогноз, который является основой для формирования бюджета, и прогноз на более длительный период – до 2024 года.

Скажу сразу, нужно взвешенно оценить макроэкономические условия, в которых мы будем работать в течение ближайших шести лет, выполняя указ Президента, где определены национальные цели развития, ключевые приоритеты, и реализуя Основные направления деятельности Правительства, которые мы в ближайшее время рассмотрим.

Подход, который мы использовали при составлении прогноза, максимально осторожный. Это касается и цен на нефть, и роста валового внутреннего продукта, и других показателей. С чем это связано? Это, конечно, связано с неопределённостью. Все мы понимаем, что начало этого шестилетнего цикла вряд ли будет простым. Мы должны учитывать ситуацию на мировых сырьевых и финансовых рынках, а также не в меньшей степени – возможное расширение торговых войн и усиление протекционизма и санкционного давления. И выстраивать свою экономическую политику так, чтобы мы могли, во-первых, уверенно развиваться даже в таких не вполне благоприятных условиях, во-вторых, обеспечить устойчивое повышение уровня жизни. В целом, как прогнозируется, следующий год станет адаптацией к тем решениям, которые мы сейчас принимаем. Мы рассчитываем, что за это время определённые циклы пройдут, этот период завершится, а пакет структурных изменений, которые мы запускаем, и меры по повышению деловой и инвестиционной активности смогут вывести экономику на более высокую траекторию.

Если говорить о конкретных цифрах, Минэкономразвития предполагает, что уже начиная с 2021 года ежегодные темпы экономического роста превысят 3%. Прежде всего – за счёт отраслей, где есть неплохой экспортный потенциал (это химическая и пищевая промышленность, машиностроение), а также за счёт развития инфраструктуры и жилищного строительства.

По прогнозу Минэкономразвития, будут стабильно расти и реальные доходы. Инфляция в среднем должна остаться в рамках целевого показателя – около 4%. Вполне благоприятной должна быть ситуация на рынке труда.

При подготовке бюджета на ближайшие три года мы, как и раньше, ориентировались на базовый сценарий. Минэкономразвития подготовило также и консервативный вариант. Более подробно доложит Министр экономического развития.

Теперь – о проекте федерального бюджета. При его подготовке мы исходили из необходимости решения двух задач: полное выполнение всех социальных обязательств и формирование условий для укрепления нашей экономики. Все необходимые для этого решения мы приняли. Остановлюсь на этом чуть подробнее.

Бюджет 2019 года будет не просто сбалансированным. Планируется, что он станет профицитным впервые с 2014 года. Объём государственного внешнего долга остаётся на относительно невысоком уровне. Доходы федерального бюджета прогнозируются на уровне почти 20 трлн рублей, расходы – чуть более 18 трлн рублей.

В следующем году мы фактически полностью восстановим финансовую защиту бюджета от внешних шоков, которая помогла нам и в период первого мирового кризиса 2008–2009 годов, и в период с 2014 года, когда началась вторая волна кризиса и мы столкнулись с санкционным давлением. Мы ожидаем, что к концу следующего года объём Фонда национального благосостояния вновь достигнет максимального за всю историю его существования уровня. Объёмы ФНБ будут расти благодаря жёсткому бюджетному правилу, которое принято в прошлом году. Даже несмотря на достаточно высокие цены на энергоресурсы, которые мы имеем сейчас (по сравнению с тем, что было некоторое время назад), мы оставили цену отсечения на уровне 41,6 доллара за баррель нефти марки «Юралс».

Второе. Мы встроили в бюджет большой финансовый пакет для реализации национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Самый большой объём предусмотрен на поддержку демографии, понятно почему. Эти деньги дадут отдачу не только здесь и сейчас, но и позволят улучшить ситуацию в будущем. Главное, что они должны укрепить благосостояние людей, позволят развивать систему образования,  дадут возможность детям вырасти образованными людьми. В нашу экономику придут профессиональные и активные граждане, которые будут участвовать в новых проектах.

Кроме того, мы в ближайшие годы планируем использовать Фонд развития, который заработает в 2019 году. С его помощью будут финансироваться различные проекты, в том числе инфраструктурные – от строительства пунктов пропуска через границу до развития аэропортов.

Третье. Мы предусмотрели поддержку наиболее перспективных отраслей промышленности, где высок потенциал расширения экспорта или замещения импорта на внутреннем рынке. Это прежде всего автопром, выпуск средств производства, то есть станков и оборудования, по которым на 2019 год предусмотрено более чем четырёхкратное увеличение госфинансирования относительно 2018 года. Ряд мер поддержки предусмотрен и в других отраслях – в секторе промышленной инфраструктуры, в инновационных компаниях, фармацевтике, медицинской промышленности.

Заседание Правительства

Отдельная тема – поддержка регионов. Мы будем и дальше совершенствовать межбюджетные отношения, чтобы региональные бюджеты были более сбалансированными, давали регионам больше возможностей зарабатывать деньги самим. Для этого перераспределяется часть доходов в пользу регионов. Это касается акцизов на крепкий алкоголь и нефтепродукты.

Будут расти межбюджетные трансферты. В сторону увеличения мы пересмотрели свои прежние планы на 2019–2020 годы по финансированию Дальнего Востока и Байкальского региона, Калининградской области (в рамках соответствующих госпрограмм), а также по финансовой поддержке Арктической зоны, которая вырастет в несколько раз.

И конечно, в рамках корректировки налоговой системы мы планируем сохранить механизмы налоговой поддержки отдельных территорий и ряда новых проектов, которые там появляются.

Во многих регионах поменялись управленческие команды, пришли новые губернаторы. Нужно с ними активно работать, в том числе и по более точной настройке механизма межбюджетных трансфертов. Подробнее о бюджете доложит Антон Германович Силуанов.

Также обсудим бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионного, социального и обязательного медицинского страхования. В них мы заложили средства, которые позволят обеспечить необходимый уровень социальной защиты людей. В частности, деньги пойдут на дальнейшее улучшение качества медицины. В том числе мы включим в базовую программу ОМС новые виды высокотехнологичной помощи, продолжим устранять в больницах дефицит отдельных специалистов.

В бюджете Пенсионного фонда мы учли будущие изменения пенсионной системы, предусмотрели деньги на повышение пенсий выше инфляции. Средний годовой размер страховой пенсии по старости для неработающих пенсионеров за три года превысит прожиточный минимум пенсионера почти в два раза. Бюджет фонда сформирован исходя из установленной на постоянной основе ставки тарифа (22%) страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию.

В повестке дня – проект основных направлений таможенно-тарифного регулирования на ближайшие три года, где определены ориентиры внешнеэкономической деятельности. Это, во-первых, стимулирование наращивания поставок нашей продукции за рубеж. Во-вторых, поддержка несырьевого экспорта, в том числе за счёт преференциальных торговых соглашений Евразийского союза. В-третьих, нужно (и важно) увеличивать вклад России в глобальные цепочки добавленной стоимости, особенно в приоритетных для нас отраслях промышленности. И наконец, мы продолжим политику импортозамещения в сфере инвестиционных и потребительских товаров.

Практическая работа должна опираться на новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза и федеральный закон о таможенном регулировании, который вступил в силу с 4 сентября этого года. Он упрощает административные и таможенные процедуры для всех участников внешнеэкономической деятельности.

Также мы рассмотрим проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020–2021 годов. Ключевая цель – поддержание стабильно низкой инфляции, ориентиром остаются 4%. Сохранению инфляции на низком уровне будут способствовать несколько факторов – это и умеренно жёсткая денежно-кредитная политика Банка России, и поддержка Правительством финансово-экономической стабильности через различные инструменты, прежде всего через сбалансированную бюджетную политику и антимонопольное регулирование.

Есть ещё один законопроект, который к бюджетному процессу отношения не имеет, но является важным для экономики. Речь идёт о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Законопроект устанавливает запрет на их создание и работу, за исключением ряда случаев. Это проблема не новая, мы недавно рассматривали этот вопрос на заседании комиссии. Прозвучало предложение, законопроект подготовлен. Надеюсь, он будет в ближайшее время принят. 

Максим Орешкин на заседании Правительства 20 сентября 2018 года

М.Орешкин : Сегодня мы впервые рассматриваем прогноз не на три года, как это традиционно происходило, а сразу на шесть лет – до 2024 года. Это открывает возможности для более долгосрочного бюджетного планирования, а также для учёта таких показателей прогноза, как динамика населения в разрезе муниципалитетов или грузооборот – в качестве вводных данных для разрабатываемого комплексного плана развития магистральной инфраструктуры и национальных проектов.

Какие ещё отличительные особенности есть у сегодняшнего документа?

Первое. Он учитывает все последние изменения в законодательстве, в том числе в налоговом, пенсионном, а также реализацию плана по повышению инвестиционной активности, утверждённого Правительством в июле этого года.

Второе. Прогноз основан на предпосылке достижения национальных целей развития, заложенных в майском указе Президента. Каждая из целей оказывает влияние на показатели прогноза. Так, например, рост продолжительности жизни до 78 лет и соответствующий рост активной жизни будет одним из важных факторов преодоления негативных демографических трендов, а цифровизация экономики позволит добиться бóльших темпов роста производительности труда.

На достижение этих целей направлены национальные проекты, в рамках которых только дополнительное финансирование из федерального бюджета в ближайшие шесть лет составит 8 трлн рублей. Очевидно, что потребуется активная совместная работа Правительства и региональных властей по выполнению поставленных задач.

Ещё одной особенностью текущей версии прогноза является тот факт, что она подготовлена в условиях высокой волатильности на глобальных рынках – рост ставок на американском рынке, финансово-экономический кризис развивающихся экономик, который уже захватил Аргентину и Турцию и начинает оказывать негативное влияние на другие экономики, серьёзные макроэкономические дисбалансы. Именно эти условия с наложившимися на них ожиданиями дополнительного санкционного давления привели к повышенной волатильности российского финансового рынка. Но, в отличие от прошлых эпизодов, реализованные за последние годы структурные макроэкономические реформы позволяют нам уверенно прогнозировать всего лишь краткосрочный негативный эффект как для финансовых рынков, так и для экономики. Именно эффективность работающих институтов позволяет прогнозировать долгосрочную устойчивость ключевых индикаторов и ожидать возвращения в том числе таких показателей, как обменный курс, к фундаментальным значениям. С начала прошлой недели курс существенно укрепился: был выше отметки 70 рублей за доллар, сейчас – чуть выше 66.

Напомню, что, несмотря на волатильность, которую мы наблюдали в последние месяцы, мы сохранили наш прогноз курса (и на конец этого года, и на среднесрочную перспективу) и другие основные макроэкономические показатели и показатели финансовых рынков неизменными. На конец этого года курс – 64 рубля за доллар. Причём мы его сохранили даже в тот момент, когда многие начали его уже подвергать большому сомнению.

В целом по текущему году мы ожидаем, что экономика покажет рост на уровне 1,8%, а инфляция закончит год на отметке 3,4%, в том числе благодаря тому факту, что динамика рубля к валютам наших торговых партнёров, таких как Турция или Китай, выглядит существенно лучше, чем к доллару.

В предстоящие годы мы ожидаем умеренного ухудшения внешних условий: это и постепенное замедление мирового экономического роста ближе к отметке 3%, и плавное снижение нефтяных цен до уровня 54 доллара за баррель к 2024 году.

В консервативном сценарии мы предполагаем ещё более серьёзное ухудшение внешних условий, но опять же благодаря выстроенным институтам макроэкономической политики серьёзного негативного влияния на экономическую динамику они не окажут.

Следующий год во многом будет переходным, с непростым I кварталом. Связано это будет с тем фактом, что повышение НДС произойдёт в I квартале, а активная фаза реализации национальных проектов начнётся ближе к середине года. Также на I квартал, по нашей оценке, придётся максимальное замедление кредитной активности, вызванное волатильностью на финансовых рынках. По итогам года рост замедлится до 1,3%, а инфляция ускорится до 4,3%, с пиковым значением около 5% в I квартале. 

Начиная с 2020 года восстановление экономического роста будет основываться на результатах реализуемых реформ и успешной реализации национальных проектов. Экономический рост ускорится до 2% в 2020 году, а в дальнейшем закрепится выше отметки 3%.

Какие основные факторы сыграют ключевую роль в ускорении экономического роста?

Первое – смягчение демографического удара (исторического) по экономике. Вместо базового сценария сокращения экономически активного населения на 2 миллиона человек за шестилетний период теперь мы ожидаем его положительной динамики. Ключевые факторы здесь – это рост продолжительности активной жизни, положительная динамика миграционного притока и изменения в пенсионной системе. Занятость будет расти ещё большими темпами на фоне постепенного снижения уровня структурной безработицы.

Второе – повышение качества и объёмов инвестиционной активности до уровня 25% ВВП. В июле был утверждён правительственный план, направленный на эти цели, и его реализация сейчас находится в активной фазе.

Третье – ускорение темпов роста производительности труда, которое будет поддерживаться активным процессом цифровизации экономики, усилением инновационной активности и реализацией национального проекта «Производительность труда». 

Прогнозируемые темпы роста превзойдут рост мирового ВВП и позволят России войти в пятёрку самых крупных экономик мира, преодолев текущее (около 4%) отставание от Германии.

Инфляционная динамика стабилизируется вблизи целевого значения 4%, рост доходов и заработных плат в реальном выражении будет составлять 2–3% в год, что вместе с реализуемыми мерами социальной политики позволит продолжить тенденцию к снижению бедности. У нас есть последние данные – II квартал к уровню II квартала прошлого года: снижение бедности составило 1,4 миллиона человек, или 1 процентный пункт, – с 13,8 до 12,8. Мы в начале этого пути, и сделать ещё предстоит довольно много.

О тарифах. Несмотря на повышение НДС со следующего года, мы сохранили подход к индексации тарифов на уровне целевой инфляции – около 4%. Единственное изменение – предполагается индексацию тарифов ресурсоснабжающих организаций разбить на два этапа: сделать повышение на 1,7% с 1 января, а оставшуюся часть произвести 1 июля. Рост общего платежа за жилищно-коммунальные услуги, несмотря на повышение НДС, также не должен превысить 4%.

Принятые решения

Решения, принятые на заседании Правительства 20 сентября 2018 года:

1. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года

Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкина по данному вопросу.

2. Одобрить подготовленный Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года.

2. О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклад Министра экономического развития Российской Федерации М.С.Орешкина по данному вопросу.

2. Одобрить подготовленный Минэкономразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

3. О проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Решение Правительства:
Одобрить в основном проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

4. О проекте федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации»

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

5. О проекте федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

6. О проекте федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

7. О проекте федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

8. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О размере и порядке расчёта тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения” в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг»

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О размере и порядке расчёта тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения” в части определения коэффициента дифференциации и коэффициента удорожания медицинских услуг» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

9. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 51 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования»

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 51 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” в части формирования нормированного страхового запаса территориальных фондов обязательного медицинского страхования» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

10. О проекте федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

11. О проекте федерального закона «О внесении изменения в часть первую статьи 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”»

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в часть первую статьи 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

12. О проекте основных направлений таможенно-тарифного регулирования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов

Решение Правительства:
Одобрить проект основных направлений таможенно-тарифного регулирования на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

13. О проекте основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов

Решение Правительства:
Одобрить проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2019 год и период 2020 и 2021 годов.

14. О проекте федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)»

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

Брифинги

Из стенограммы:

А.Силуанов : Прошло заседание Правительства, на котором были рассмотрены параметры бюджета на предстоящую трёхлетку. Это завершающая стадия работы Правительства над бюджетом. До 1 октября он будет представлен в Государственную Думу.

Бюджет имеет целый ряд новаций. В первую очередь это изменения налогового законодательства, которые были также обсуждены в Правительстве. Сегодня в основном все налоговые изменения приняты парламентом. Эти изменения дали нам возможность, с одной стороны, увеличить доходы федерального бюджета. Они увеличиваются до 18 с лишним процентов валового внутреннего продукта. С другой стороны, эти изменения позволили создать дополнительные стимулы для развития предпринимательства. Мы отменили налог на движимое имущество, о чём говорили наши предприниматели. Поэтому, с одной стороны, изменения носят фискальный характер, с другой стороны, эти предложения направлены на развитие, стимулирование бизнеса.

Налоговые изменения и ресурсные возможности позволили нам включить дополнительные средства на финансирование национальных проектов. Теперь бюджет всё больше принимает образ проектного подхода. Значительная часть расходов будет посвящена реализации национальных проектов, которые структурированы в зависимости от целей, поставленных в майском указе Президента, структурированы по этапам, срокам, ответственным исполнителям. Бюджет всё больше принимает проектный подход, понятный для общества, для рассмотрения в парламенте. В этом направлении мы и дальше будем двигаться.

Бюджет является основой для стабильных прогнозов, для макроэкономической стабильности. Он составлен с учётом бюджетного правила и имеет профицитный характер на всей трёхлетке – начиная с 2019 года, когда профицит составит 1,8% ВВП, и до 2021 года. Это важно с точки зрения прогнозируемости курсовых соотношений. Это важно с точки зрения реагирования на возможные изменения внешней конъюнктуры. Раньше бюджет приходилось сокращать, изменять – в результате снижения цен на нефть, в результате изменения экономической ситуации в России. Сейчас мы имеем надёжный запас прочности, с одной стороны, и имеем возможности в полном объёме выполнять наши программы, наши обязательства без внесения в них изменений. Это очень важно – создаются стабильные условия для выполнения наших обязательств.

Бюджет предусматривает существенную помощь регионам, поскольку стабильность бюджетной системы для нас тоже один из приоритетов. Предусматриваются дополнительные ресурсы для поддержки регионам по заработной плате, по выполнению социальных обязательств. Продолжается принятие мер по стимулированию субъектов Российской Федерации к увеличению налогового потенциала. Поэтому в предстоящую трёхлетку большие объёмы ресурсов будут направлены на помощь субъектам Российской Федерации. Я уже не говорю о том, что значительная часть национальных проектов будет реализована через регионы с минимальным уровнем софинансирования со стороны субъектов Российской Федерации.

Бюджет составлен с учётом новаций, которые отвечают целям реализации указа (в первую очередь – рост экономики и, конечно, повышение благосостояния наших граждан), способствуют достижению национальных целей развития, поставленных в майском указе, и решению задач, которые поставлены в национальных проектах.

Вопрос: В бюджете предусмотрены внешние заимствования на уровне до 3 млрд в 2020–2021 годах и до 7 млрд в 2019 году и крупные внутренние заимствования. Как изменится эта программа, если будут введены санкции на новый госдолг? Будут ли сокращены внутренние заимствования, будут ли отменены внешние? Что произойдёт с программой по заимствованию?

А.Силуанов: Мы пока не можем сказать, будут ли введены санкции на долг, какие это будут санкции. Мы вполне можем отказаться от внешних заимствований, заместив их внутренними источниками финансирования дефицита. Это первое.

Второе. В следующем году увеличивается объём участия Российской Федерации на внутреннем рынке. Мы в следующем году в чистом виде займём около 1,5 трлн рублей, что примерно в полтора раза больше, чем в этом году. Поэтому даже если у нас будут здесь проблемы или некоторые инвесторы будут ожидать более высоких доходностей, на это мы идти не будем, как и делаем это в текущем году. Мы не собираемся осуществлять займы по доходностям, которые не устраивают Российскую Федерацию. Эта же политика продолжится и в следующем году.

Какие источники финансирования? У нас сохраняется объём остатков средств бюджета, который переходит из года в год. Этот объём достаточен для того, чтобы обеспечить финансирование расходов, которые предусмотрены на 2019 и 2020 годы. Поэтому будем гибко подходить к источникам финансирования дефицита, смотреть на конъюнктуру на внешних рынках, смотреть на конъюнктуру, которая складывается внутри страны, при необходимости задействовать свободные остатки средств бюджета, которые скопились в Казначействе.

Вопрос: Вы говорили о софинансировании регионов по нацпроектам. Какое там в итоге соотношение? Говорили про 95 на 5. Сохранилось ли оно или как-то изменилось? И ещё пара вопросов по инфляции. В основе бюджета на 2019 год заложен прогноз 4,3%. ЦБ его резко пересмотрел до 5–5,5%. Как это скажется на индексации довольствия военных, зарплат госслужащих? Не снизятся ли они в реальном выражении?

А.Силуанов: По софинансированию. В Правительстве принято решение о том, что реализация нацпроектов – это ответственность в первую очередь Российской Федерации по наполнению финансовыми ресурсами реализации нацпроектов. Поэтому по этой категории субсидий было принято решение о софинансировании в большей части из федерального бюджета тех задач, которые стоят в нацпроектах. Вы справедливо сказали, что 95% – это доля Российской Федерации по регионам, которые имеют наибольший объём бюджетной обеспеченности – по сути, это регионы-доноры. И минимальный уровень – до 1% и ниже – для тех субъектов Российской Федерации, которые имеют невысокий уровень налогового потенциала. То есть значительную часть, практически всю часть ответственности за формирование финансового ресурса берёт на себя Российская Федерация.

Второй вопрос. Разные подходы к оценке инфляции у Правительства Российской Федерации и Центрального банка. Действительно, мы в своих расчётах учитывали темпы инфляции 4,3% в следующем году, начиная с 2020 года – по 4%. Есть разные оценки Центрального банка и Правительства по 2019 году. Центральный банк оценивает возможную инфляцию от 5 до 5,5%. Если мы увидим изменение наших прогнозов по инфляции в следующем году, будем рассматривать вопрос доиндексации, если такая необходимость возникнет. Но мы считаем, что темпы инфляции, которые сложились в текущем году и будут переходить на следующий год, не выйдут за пределы, которые есть в прогнозе Правительства. Введение повышенной ставки налога на добавленную стоимость приведёт к некоему увеличению динамики инфляции в начале года, но оснований говорить об увеличении более высоком – по сравнению с темпами, учитываемыми в прогнозе Правительства, – темпов инфляции мы не видим.

Вопрос: Согласно президентским поправкам в пенсионную реформу рост пенсий фиксированный – 6–7%, он не привязан к инфляции. Не было ли идеи привязать его к инфляции, чтобы пенсии гарантированно росли в реальном выражении даже в условиях всплесков инфляции, как прогнозирует ЦБ?

А.Силуанов: У нас в следующем году предусмотрен рост пенсий на 1000 рублей – это примерно 7%. Это значительно выше, чем прогнозы Правительства. Даже если говорить про прогнозы Центрального банка, которые, на наш взгляд, представляются завышенными, это тоже рост пенсий в реальном выражении, то есть выше темпов инфляции. Такой подход будет сохраняться на протяжении всех шести лет. Президент в своём указе чётко поставил задачу относительно обеспечения роста пенсий в реальном выражении. Она и будет выполняться.

Вопрос: Не кажется ли Вам, что разница в прогнозах Правительства и ЦБ по инфляции на 2019 год достаточно существенная? Правительство 4,3% закладывает, а ЦБ, который является регулятором на денежно-кредитном рынке и отвечает за инфляцию в стране, ставит 5–5,5%. Не считаете ли Вы, что нужна большая скоординированность между Правительством и ЦБ в плане прогнозирования инфляции? Иначе у рынка возникает недопонимание, почему у Правительства и ЦБ такие разные прогнозы по инфляции. Как будто Правительство не доверяет ЦБ – такая даже может быть интерпретация.

И ещё по поводу того, что между Правительством и ЦБ, возможно, должна быть бóльшая координация. ЦБ в августе и сентябре в рамках выполнения бюджетного правила то не покупал валюту несколько дней, то потом до конца года прекратил покупку... Нет ощущения, что бюджетное правило не удерживает рубль от ослабления? У нас с начала года рубль почти на 20% ослаб, хотя цены на нефть держатся. Может быть, надо как-то скорректировать бюджетное правило, чтобы оно удерживало рубль от слишком сильного ослабления?

А.Силуанов: Не соглашусь с тем, что Вы сказали. Здесь как раз обратный процесс. Центральный банк сразу сказал, что на месяц прекращает покупки для Министерства финансов. Прошло время, и Центральный банк дал чёткий, достаточно долгосрочный в этом плане прогноз о том, что до конца года тоже такие покупки осуществляться не планируются. Поэтому здесь каких-то действий, как Вы сказали, судорожных, со стороны Центрального банка не наблюдается. Наоборот, Центральный банк даёт свои прогнозы по действиям, которые понятны для рынка.

В чём отличие подходов Центрального банка и Правительства в прогнозе  инфляции? Мы и раньше расходились с прогнозами по инфляции, по отдельным параметрам прогноза социально-экономического развития. Как правило, Центральный банк был менее консервативен (может, менее оптимистичен, будем так говорить) в своих прогнозах, но в целом прогнозы Правительства, в том числе и по инфляции, были более близкими к факту. Здесь разница в прогнозах, которые учитывались правительственными органами (в данном случае – Министерством экономического развития) или аналитиками Центрального банка. Поэтому мы считаем, что наш основной, что называется, таргет в области инфляции – это 4% (плюс-минус) и меры бюджетной политики, а именно сохранение бюджетного профицита на предстоящий период. Мы не ослабляем бюджетное правило, будем так же накапливать ресурсы в Фонде национального благосостояния. Кстати говоря, и последние действия Центрального банка, которые были направлены на повышение ключевой ставки Центрального банка, это тоже один из элементов сдерживания, будем так говорить, инфляционных ожиданий, сдерживания темпов возможного раскручивания инфляции в связи с этапом ослабления курса валюты. Всё это повлияло, мы видим результаты сегодня и в последние дни – курс рубля существенно укрепился. Уверен, что динамика инфляции, которая связана с более крепким или менее крепким курсом рубля, будет идти на спад. Поэтому мы сохраняем приверженность нашим прогнозам – 4,3% в следующем году. Будем следить за ситуацией вместе с Центральным банком. У нас достаточно инструментов для того, чтобы воздействовать на показатели инфляции.

Вопрос: Продолжение вопроса по приостановке покупки валюты Центробанком в рамках бюджетного правила. Насколько, с Вашей точки зрения, целесообразна такая длительная пауза, если Вы говорите, что сейчас уже есть результаты, а пауза до конца года – до декабря? И второй вопрос. Образовывается существенный навес валюты, которая должна быть приобретена в будущем. По прогнозу, в 2019 году ФНБ увеличивается на 4 трлн, получается, к этим 4 трлн рублей надо будет прибавить ту валюту, те рубли, которые не были сейчас на рынке. Какие это риски создаёт для курса? Обсуждали вы это с Центробанком или нет?

А.Силуанов: Это вопрос, который относится к компетенции Центрального банка. Я не хотел бы давать комментарии за своих коллег. Если ситуация на валютном рынке будет развиваться в этом же направлении, то есть курс и дальше будет укрепляться, наверное, Центральный банк сможет ещё раз дополнительно вернуться к этому вопросу. Я думаю, что вместе мы можем провести консультации, но, ещё раз повторю, последнее решение в этом вопросе, по участию на валютном рынке в части покупок для Правительства – это компетенция Банка России, поэтому не исключаю, что Центральный банк ещё раз вернётся к этому вопросу, если ситуация резко изменится в обратную сторону.

Вопрос: Какой объём доходов по приватизации закладывается на будущий год или на трёхлетку, какие крупные пакеты компаний предполагаются к приватизации? Или же по каким причинам не предусматривается продажи крупных пакетов?

А.Силуанов: Если вы посмотрите материалы бюджета, то там не предусматривается реализация крупных пакетов наших компаний. Сейчас, в условиях различных ограничений, санкций и так далее, стоимость пакетов наших компаний недооценена. Мы считаем, что сегодня вполне достаточно обычных ресурсов для финансирования дефицита бюджета. Приватизация – это один из таких источников. Мы считаем, что нет оснований говорить о продаже дорогих имущественных комплексов. Денег у нас достаточно. Если вспомните, мы использовали такой ресурс для продажи пакета «Роснефти», «Башнефти», когда мы столкнулись со сложностями в финансировании дефицита бюджета, когда у нас резко сократились доходы, нам нужны были ресурсы для финансирования наших обязательств. Сейчас такой проблемы нет, поэтому не считаем целесообразным продавать большие пакеты наших компаний, которые приносят нам неплохие дивиденды.

Вопрос: В конце 2019 года, как ожидается, ФНБ достигнет 7% ВВП, и можно будет направлять средства на реализацию инфраструктурных проектов. Была информация, что это будут вклады во внешние компании, которые ориентированы на российскую продукцию. Так ли это? И какие ещё варианты рассматриваются? И второй вопрос. В проекте бюджета предусмотрены средства на три года, 630 млрд рублей, на материальную мотивацию госслужащих. Что это такое?

А.Силуанов: Я с Вами согласен. По нашим оценкам, если будет сохраняться такая конъюнктура, как в прогнозе, мы в следующем году сможем преодолеть планку 7% средств ФНБ. Бюджетное правило – это правило не только для создания подушки безопасности для бюджета, но и для стабильности и предсказуемости курсовых соотношений. Чтобы в полном объёме соблюсти логику бюджетного правила, траты нефтегазовых доходов, которые сегодня поступают в ФНБ, с тем чтобы это не влияло на курс, более правильно и чисто, что называется, осуществлять вне Российской Федерации, инвестируя их в определённые проекты, которые создают спрос для российской продукции, которые стимулируют экспорт российской продукции за рубежом. И об этом мы разговаривали в Правительстве, об этом мы думаем, и это было бы правильно с точки зрения чистоты соблюдения бюджетного правила.

В то же время, если мы говорим о развитии внутренней инфраструктуры, если мы имеем в виду не только бюджетные ресурсы, которые реализуются в рамках национальных проектов, но и создание дополнительного плеча для тех проектов, которые будут реализовываться, то нам необходимо развивать и внутреннее кредитование. Поэтому не исключаю, что в рамках инвестирования средств ФНБ мы могли бы рассмотреть определённый объём средств для финансирования наших институтов развития. У нас есть решение по РФПИ, есть возможность рассмотреть решение по Внешэкономбанку. То есть деньги, которые мы сможем разместить в наши институты развития, приумножат тот объём ресурсов ФНБ, который будет в них вложен. Это позитивно, мы получим мультипликатор и, соответственно, получим дополнительный ресурс для экономики.

Что касается мотивации госслужащих. Да, действительно, у нас начиная со следующего года увеличивается объём материального стимулирования, который предусмотрен для государственной службы. В первую очередь в 2019 году мы увеличиваем такую мотивацию для территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Не секрет, что ситуация с оплатой труда в территориальных органах плачевна, потому что территориальные органы зачастую, в большинстве случаев имеют уровни оплаты труда ниже, чем соответствующие государственные структуры субъектов Российской Федерации. Это не может нас не беспокоить. И поэтому предусмотрены меры дополнительного материального стимулирования территориальных органов министерств, ведомств, федеральных служб. Начиная с 2020 года увеличение материального стимулирования предусмотрено и на федеральном уровне.

Тем не менее считаю, что эти стимулы, которые мы предусматриваем, должны сопровождаться и определёнными структурными изменениями, где-то и сокращением количества государственных гражданских служащих. Где-то мы говорим об оптимизации так называемых бизнес-процессов. Мы, предположим, приняли решение централизовать функцию бухгалтерского учёта в целом ряде министерств в казначействе, высвободив тем самым целый ряд соответствующих государственных служащих в целом ряде ведомств. Вот такого рода мероприятия – использование современных технологий, оптимизация бизнес-процессов – будут реализовываться в предстоящую трёхлетку наряду с повышением денежного содержания государственных гражданских служащих. Госслужба – это важный инструмент работы государственного механизма, и от того, кто там будет работать, насколько квалифицированные сотрудники будут работать на государственной гражданской службе, будет зависеть работа всей государственной машины. Мы все заинтересованы в том, чтобы она работала слаженно и эффективно.

Вопрос: Если мы правильно поняли, в 2020 году на 50 млрд сокращается субсидия ВЭБу для обслуживания внешнего долга. В связи с чем это произошло? Это действительно сокращение? Недавно Игорь Иванович (Шувалов) сказал, что с Вами достигнута договорённость по урегулированию вообще всей темы внешнего долга ВЭБа и плюс о докапитализации института. Вы не могли бы, если действительно какие-то договорённости достигнуты, подробнее рассказать, в чём они заключаются?

А.Силуанов: Действительно, изначально, когда возникла непростая ситуация с Внешэкономбанком, мы закладывали определённый объём поддержки из федерального бюджета нашему основному институту развития. Сумма этой поддержки обозначалась в размере 150 млрд рублей ежегодно. После того как запустился так называемый ВЭБ 2.0, мы видим, что произошли изменения с точки зрения повышения эффективности работы этого института, улучшилась работа с активами, снизились издержки Внешэкономбанка. И год назад было принято решение в трёхлетнем бюджете сократить объёмы поддержки из федерального бюджета со 150 млрд до 100 млрд рублей. Такой объём был в этом году, на следующие годы и так далее. Тем не менее для нас остаются принципиально важными обеспеченность и устойчивость ВЭБа и обеспечение ВЭБом выполнения своих внешних обязательств. Они будут выполнены в безусловном порядке. Это будет сделано в том числе благодаря помощи, которую оказывает государство этому институту развития. Это первое.

Второе. Мы с Игорем Ивановичем Шуваловым договаривались о том, что Российская Федерация будет оказывать поддержку по капитализации этого института развития, потому что нужны новые кредиты, новые инвестиции. Мы договаривались о том, что источником этой капитализации будут средства Фонда национального благосостояния, который в следующем году, по нашим оценкам, превысит тот размер, сверх которого мы можем осуществлять инвестиции. Называлась цифра 300 млрд рублей дополнительной капитализации. Это могут быть депозиты, капитал второго уровня, как это было и в предыдущие годы. С одной стороны, мы не отказываемся от помощи институту развития в выполнении его обязательств по внешним долгам и вместе с Внешэкономбанком будем отрабатывать эту позицию, всегда подставим плечо. С другой стороны, мы договорились о том, что мы будем наращивать капитал Внешэкономбанка путём инвестирования и размещения средств Фонда национального благосостояния.