Заседание Правительства (2017 год, №33)

Первый вопрос повестки – о проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2018–2020 годы.

Материалы

На заседании планируется рассмотреть следующие вопросы:

1. О проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” по вопросам заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии»

Законопроектом предлагается предоставить органам исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов полномочия устанавливать предельные (минимальный и максимальный) уровни цен на электрическую энергию в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии на срок не менее пяти лет. Это позволит установить долгосрочные цены на электроэнергию в таких системах, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”»

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон изменения, которыми устанавливается полномочие МВД России по определению порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства по согласованию с федеральными органами исполнительной власти.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг»

Цель законопроекта – упрощение процедуры и сокращение сроков эмиссии долговых и других эмиссионных ценных бумаг, оптимизация требований к раскрытию информации эмитентами. Кроме того, предлагается изменить принципы и подходы регулирования раскрытия эмитентами информации. Вносимые в законодательство изменения будут способствовать развитию российского финансового рынка за счёт снятия излишних административных барьеров при эмиссии ценных бумаг.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

5. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия»

Соглашение подписано 22 июня 2017 года в Москве. Соглашение направлено на обеспечение прав российских граждан, постоянно проживающих на территории Абхазии и имеющих право на предоставление при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях лекарственных препаратов для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты и медицинских изделий по рецептам на медицинские изделия.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 10, 11 и 51 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”»

Законопроектом предлагается определить на переходный период 2017–2018 годов органы исполнительной власти субъектов Федерации в качестве страхователей для лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних и других подобных нужд и поставленных на учёт налоговым органом.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”»

Действующим законодательством не урегулирован порядок возмещения убытков от хозяйственной деятельности организаций в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. Законопроектом предлагается установить полномочия Правительства России по определению порядка и методики возмещения убытков, причинённых коренным малочисленным народам, объединениям малочисленных народов и лицам, относящимся к таким народам, в результате нанесения ущерба исконной среде их обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

8. О выделении Минфину России в 2017 году средств на предоставление Ростовской области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Федерации

Проектом распоряжения предлагается выделить средства в размере 259193,5 тыс. рублей для оказания поддержки гражданам, лишившимся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации в Ростове-на-Дону 21 августа 2017 года.

9. О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации Минэнерго России в 2017 году бюджетных ассигнований для предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Республике Коми на финансовое обеспечение мер по возобновлению стабильной работы АО «Интауголь» в 20182019 годах и запуска лавы №843

10. О выделении Минпромторгу России средств на дополнительную закупку автомобилей скорой медицинской помощи в 2017 году

Проектом распоряжения предлагается выделить средства в размере 680693964 рублей.

Москва,
15 ноября 2017 года

Содержание пресс-релизов Департамента пресс-службы и информации является изложением материалов, представленных федеральными органами исполнительной власти для обсуждения на заседании Правительства Российской Федерации.

Стенограмма

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Доклад Максима Соколова о параметрах финансового плана и инвестпрограммы «РЖД» на 2018–2020 годы

Сообщение президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова

Брифинг Максима Соколова и Олега Белозёрова по завершении заседания

Из стенограммы:

Д.Медведев: У нас сегодня в повестке дня финансовый план и инвестиционная программа «Российских железных дорог» на период 2018–2020 годов. Железнодорожный транспорт в силу понятных для нашей страны причин играет огромную роль в жизни государства. Миллионы пассажиров регулярно пользуются дальними и пригородными поездами. От эффективности грузовых перевозок зависит работа целых отраслей экономики – сельского хозяйства, энергетики, угольной промышленности, металлургии, нефтехимии, промышленности стройматериалов. И конечно, с учётом наших колоссальных расстояний стоимость транспортировки прямо влияет на конкурентоспособность экспорта, да и не только экспорта, а в целом на конкурентоспособность экономики. Поэтому «Российским железным дорогам» надо своевременно реагировать на изменение географии и структуры перевозок, уметь эффективно конкурировать с другими видами транспорта (в последние годы эта проблема обострилась, прежде всего по автомобильному и водному транспорту, и авиационному, конечно, тоже), предлагать лучший сервис и адекватные цены.

Компания в последнее время, пройдя через ряд преобразований, меняется к лучшему. Для своих клиентов «РЖД» предлагает всё новые услуги – это касается и двухэтажных поездов, и дневных экспрессов, и мультимодальных перевозок, и транспортно-логистических решений. Но дальнейшее развитие требует и значительных капитальных вложений, поэтому инвестиционная программа «Российских железных дорог» – одна из самых больших в нашей стране. Поэтому мы в том числе рассматриваем её на заседании Правительства. На ближайшую трёхлетку это свыше 1 трлн 800 млрд рублей, эти ресурсы мы должны направить на решение наиболее важных задач, которые позволят развиваться не только самой компании, но и регионам, и, конечно, отраслям, и отдельным предприятиям.

Участники заседания

  • PDF

    177Kb

    Список участников заседания Правительства, 16 ноября 2017 года

Наиболее капиталоёмкая задача – строительство новой инфраструктуры. Мы продолжим модернизацию Байкало-Амурской и Транссибирской магистрали, развитие подходов к портам Дальнего Востока, юга, северо-запада страны. В высокой степени проработанности находится строительство Северного широтного хода и высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Дополнительно оценивается возможность строительства мостового перехода на Сахалин, подходов к нему. Эти проекты, конечно, огромные, но они должны обеспечить ускоренное развитие целых регионов.

Нужно также продолжить доводить существующую инфраструктуру до нормативного состояния. Суммарно планируется реконструировать почти 10 тыс. км пути. И конечно, нужно постоянно обеспечивать безопасность движения, антитеррористическую защищённость транспортных объектов.

Помимо развития самой инфраструктуры нужно обеспечить обновление локомотивного парка. Согласно планам компании будет закуплено более 2 тыс. новых локомотивов, инфраструктура должна отвечать современным требованиям, особенно с учётом того, что скоро чемпионат по футболу. Один из проектов планируется реализовать вместе с Москвой – это программа «Глазами пассажира». Речь идёт об обновлении выходов со станций, переходов и тоннелей.

По деньгам. По оценкам компании, один рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру даёт 1,5 рубля мультипликативного эффекта для всей экономики. Мы понимаем, что источник инвестиций – это прежде всего тарифная выручка. Основные виды перевозок компании – как субъекта естественной монополии – подлежат государственному регулированию.

Есть целый ряд резонансных вещей. Не так давно обсуждался вопрос о приостановке продажи билетов на плацкартные и общие вагоны с датой отправления с 1 января 2018 года. Нужно всё возобновить прямо с середины этого месяца. Такое поручение даю и «Российским железным дорогам», и, естественно, Министерству транспорта, и антимонопольной службе.

Правительство заинтересовано, чтобы компания работала стабильно, привлекала новых пассажиров, новые грузы, приносила прибыль, выполняла все возложенные на неё задачи. По наиболее важным направлениям мы предусматриваем софинансирование из федерального бюджета. На субсидирование пригородных перевозок в проекте федерального бюджета на период 2018–2020 годов закладывается порядка 111 млрд рублей, на взносы в уставный капитал для финансирования инвестпроектов, очень крупных проектов, будет направлено порядка 182 млрд рублей.

Сегодня мы эту тематику обсудим. С сообщениями выступят Министр транспорта и глава компании.

Ещё один вопрос в повестке дня, он касается регулирования эмиссии ценных бумаг. Мы рассмотрим законопроект, который совершенствует порядок выпуска и обращения ценных бумаг, цель – в упрощении процедуры, сокращении сроков эмиссии. Документ предусматривает ускорение внутрикорпоративных процедур, которые нужны, чтобы начать выпуск бумаг. В частности, для облигаций больше не потребуется утверждения уполномоченного органа, регистрационные документы можно будет направлять в Центральный банк в электронном виде; на все виды облигаций, которые не конвертируются в акции, будет распространён упрощённый порядок эмиссии; расширяются и права регистраторов в отношении непубличных акционерных компаний. Таким образом, снимается часть избыточных административных барьеров. Надеемся, что это позволит компаниям лучше привлекать дополнительные финансовые средства на своё развитие.

И субсидии мы распределяем. 260 млн рублей планируется направить на поддержку тех, кто лишился жилья в результате чрезвычайной ситуации в Ростове-на-Дону, там случился сильный пожар, пострадали десятки домов в августе этого года. Также деньги направляются на восстановление производства в моногороде Инта в Республике Коми.

Ещё одна мера поддержки, которую мы сегодня рассмотрим, касается обновления парка автомобилей скорой помощи в регионах, в первую очередь в моногородах. Мы этой работой занимаемся. В сентябре было принято решение о закупке 1150 машин на сумму 3 млрд рублей для 75 регионов.

В прошлом году мы выделили порядка 5 млрд рублей на закупку скорых и реанимобилей, тогда в регионы поступили 2,3 тыс. машин. Сегодня мы дополнительно выделяем на эти цели 680 млн рублей для моногородов.

Давайте приступим к обсуждению этих и других вопросов.

Доклад Максима Соколова на заседании Правительства

М.Соколов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Доклад о параметрах финансового плана и инвестпрограммы «РЖД» начну с показателей работы в текущем году. По сравнению с 2016 годом в этом году увеличатся показатели погрузки на 2,6%, общего грузооборота – на 5,2%. Положительная динамика связана как с возрастающим спросом внутри страны, так и с благоприятной конъюнктурой на мировых рынках. Основной прирост обеспечен за счёт погрузки каменного угля (почти 8%), хлебных грузов (более чем на 10% – за счёт рекордного урожая 2017 года), а также удобрений (плюс 7,2%).

Вместе с тем ожидается снижение по минерально-строительным грузам в пределах 3% и по нефтяным грузам по причине сокращения спроса со стороны стран-потребителей из-за продолжающегося перехода перевозок нефти на трубопроводный транспорт. В целом, несмотря на указанные ожидания по снижению показателей по отдельным видам грузов, по итогам года компания «РЖД» сможет получить более 50 млрд рублей доходов дополнительно к установленному плану.

Важно при этом отметить, что в течение года руководство компании уделяло особое внимание росту внутренней эффективности. Программа оптимизационных мер на 2017 год составила 65 млрд рублей. Реализация этих оптимизационных мер позволила сформировать дополнительные источники по увеличению программ капитального ремонта на 26 млрд рублей, в том числе путей – на 8,5 и локомотивов – на 14,8 млрд рублей. В результате общее снижение количества километров путей с просроченным ремонтом составит более 1 тыс., а число локомотивов с просроченным ремонтом снизится на 1 тыс. единиц. При этом, несмотря на дополнительные расходы на ремонт, рост себестоимости не превысит 2,4% при прогнозируемых ранее 4,8%. Это свидетельствует в первую очередь о повышении эффективности структуры затрат компании. Темп роста производительности труда оценивается на уровне 7,6%.

Хочу особо отметить, что в течение года Министерством транспорта совместно с компанией проведена работа в части ускорения реализации приоритетных проектов развития железнодорожной инфраструктуры.

В соответствии с планом строительных работ были перераспределены средства федерального бюджета с проекта Междуреченск – Тайшет на строительство железнодорожного обхода Краснодара, что позволит ввести этот объект уже в конце 2018 года.

По проекту строительства новой железнодорожной линии Журавка – Миллерово средства федерального бюджета, запланированные в 2018 году, были задействованы уже в текущем году. Эта мера позволила уже в сентябре текущего года завершить строительные работы и открыть движение грузовых поездов.

До конца 2017 года будет реконструировано 2800 км железнодорожных путей, построено более 170 км вторых путей, закуплено почти 460 локомотивов и 150 вагонов моторвагонного состава «Ласточка». С учётом запланированного в ближайшие три года приобретения подвижного состава «РЖД» (порядка 450 вагонов) необходимо актуализировать бизнес-план приобретения и эксплуатации с определением оптимальной маршрутной сети с последующим его утверждением на совете директоров компании. Объём инвестиционной программы оценивается примерно в 1,5 трлн рублей.

В текущем году прогнозируется исполнение в полном объёме бюджетной поддержки пригородного сообщения (на эти цели, напомню, было выделено более 35 млрд рублей).

В 2017 году проведены совместные мероприятия по повышению эффективности работы Московского центрального кольца, и за девять месяцев текущего года пассажиропоток на МЦК превысил 100 миллионов человек, а суточная перевозка увеличилась с расчётных 300 тысяч до 400 тысяч человек. Также за счёт инвестиционных мероприятий межпоездные интервалы сократились на 1–2 минуты.

Переходя к параметрам 2018–2020 годов, отмечу, что за три года объём инвестиций составит 1,8 трлн рублей. Около трети этих средств (640 млрд) планируется направить на проекты, связанные с поручениями государственного значения. Эти проекты являются необходимым условием экономического развития страны, создания инфраструктурных условий для новых производств, реализации промышленного потенциала и расширения внешнеэкономических связей, а также обеспечения социальной стабильности и стратегической безопасности государства.

В 2018–2020 годах будет продолжено развитие железнодорожных подходов к портам Дальнего Востока, северо-запада, юга России, а также развитие Московского транспортного узла. Инвестиционные средства, запланированные на обновление железнодорожной инфраструктуры, позволят провести в период ближайших трёх лет реконструкцию свыше 9600 км пути, порядка 700 км контактной сети, внедрить около 530 км автоблокировки.

Предусматривается приобретение 2077 единиц новых локомотивов, а на закупку электричек различных моделей, помимо «Ласточек», проектом инвестиционной программы предусмотрено в 2018 году 5 млрд рублей (и закупка 90 вагонов моторвагонного подвижного состава).

При этом как в 2018 году, так и в последующие годы, исходя из наличия у «РЖД» накопленной амортизации, Минтранс предлагает предусмотреть в 2019–2020 годах выделение порядка 5 млрд  рублей ежегодно на закупку электропоездов.

Важно отметить, что по проекту развития подходов к портам Азово-Черноморского бассейна с учётом необходимости его завершения в 2019 году пока сохраняется дефицит средств в 2018–2019 годах в размере 13 млрд рублей. В целях выполнения поручения Президента по этому проекту для окончания его реализации в 2019 году предлагается рассмотреть вопрос о переносе средств федерального бюджета, которые стоят в бюджете 2020 и 2021 годов, на 2019 год. Такие решения мы должны найти в рамках следующего года.

Также существенный объём инвестиций должен быть обеспечен соответствующими операционными и тарифными источниками.

Прогнозируемый среднегодовой прирост погрузки на период до 2020 года составит 1,9%, прирост грузооборота – 2,4%.

В 2018 году с учётом заявок грузоотправителей и динамики макропоказателей прогнозируется увеличение погрузки к текущему году на 1,8%, грузооборота – на 2,2%, и это в целом коррелирует с динамикой роста ВВП (2,1) и промышленного производства – на 2,5%.

Компания «РЖД» продолжит работу по привлечению высокомаржинальных грузов.

Также необходимо отметить, что объём средств, направляемых на капитальные ремонты и развитие, непосредственно будет связан с гарантией объёмов перевозок со стороны грузоотправителей.

В 2017 году объём капитального ремонта будет увеличен в финансовом плане в 1,4 раза по отношению к 2016 году, в 2018 году планируется увеличить его ещё на 12,5%.

Увеличение затрат на реконструкцию пути в 2018 году по отношению к 2017 году составит около 21 млрд рублей, и это позволит оздоровить более 6,5 тыс. км пути.

Капитальные и средние ремонты будут на уровне максимальных возможностей ремонтных заводов – около 6,5 тыс. единиц локомотивов, и к 2021 году компания планирует ликвидировать просрочку по ранее накопленным неотремонтированным локомотивам.

При этом деятельность компании «РЖД» продолжает оказывать влияние на ситуацию с ценами, увеличение налоговой нагрузки.  В связи с ростом цен на топливно-энергетические ресурсы дополнительные затраты составят, к сожалению, 13 млрд рублей, рост ставки по налогу на имущество на 0,3 процентного пункта также увеличит расходы – порядка 8 млрд рублей, а рост акцизов приведёт к росту расходов в сумме 4 млрд рублей. В целях формирования прибыльного бюджета разработана в связи с этим дополнительная программа оптимизации на 15 млрд рублей.

С учётом изложенных мероприятий по повышению эффективности деятельности прибыль от продаж запланирована в 2018 году в размере 154 млрд рублей (с ростом почти в 1,5 раза к прошлому году), EBITDA возрастёт почти на 7% – до уровня 377 млрд рублей. Чистая прибыль в 2018 году прогнозируется в размере 15 млрд рублей, а к 2020 году предполагается довести этот показатель до 70 млрд рублей.

Объём бюджетного финансирования компании в 2018 году составит 63 млрд рублей, отдельно предусматривается взнос в уставный капитал в 2018–2019 годах в размере 50 млрд рублей ежегодно за счёт средств ФНБ в целях развития БАМа и Транссиба. Государственная поддержка предоставляется для реализации проектов, имеющих значимый мультипликативный эффект. Считаем, что такой принцип должен сохраниться в отношении части перспективных проектов. Это в том числе, второй этап Восточного полигона, мост на Сахалин, ВСМ Москва – Казань.

Конкретные параметры государственной поддержки, включая сбалансированные тарифные решения, должны определяться по итогам разработки соответствующих технико-экономических обоснований.

Необходимо также отметить, что параметрами прогнозов социально-экономического развития предусмотрена индексация тарифов на 4% с учётом отмены целевой надбавки в 2%. По данным компании «РЖД», при такой индексации доходы по перевозкам снизятся на 56 млрд рублей, что негативно отразится на ремонте путей и не позволит выполнить программу инвестиций на 68 млрд рублей.

В связи с этим предлагается принять решение об установлении долгосрочных тарифов до 2025 года с ежегодной их индексацией по принципу «инфляция минус», сохранив действие установленной в 2017 году тарифной надбавки в размере 2%.

Вопрос по дополнительной тарифной надбавке предлагается проработать в течение следующего года и оценить дополнительно. Такие решения обеспечат сбалансированность финансового плана «РЖД».

Данные предложения учтены в проекте протокольного решения заседания Правительства. Прошу поддержать.

И в завершение доклада ещё один вопрос: о необходимости компенсации потерь доходов перевозчиков – пригородных компаний по льготным категориям пассажиров. Этот вопрос тоже требует решения в рамках текущего и следующего годов.

Д.Медведев: Спасибо. Пожалуйста, Олег Валентинович.

Сообщение президента ОАО «РЖД» Олега Белозёрова на заседании Правительства

О.Белозёров: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые члены Правительства!

Компания «Российские железные дороги» добилась в 2017 году неплохих результатов. Обеспечивается выполнение всех объёмных показателей, как уже сказал Максим Юрьевич, это стало возможным благодаря росту производственной эффективности – прежде всего это совершенствование технологий перевозочного процесса и улучшение состояния инфраструктуры.

В грузовых перевозках (в качестве примера) скорость доставки составит 380 км в сутки, это рост по сравнению с 2014 годом около 17%. При этом пассажирские перевозки по пригороду в этом году превысят психологическую цифру – более 1 миллиарда человек будет перевезено в пригороде. Рост наблюдается более 8,5% к предыдущему году.

Пассажирские перевозки будут оставаться безусловным приоритетом в работе компании. Пассажиры в начале года отдавали предпочтение авиационному транспорту, но в последние месяцы мы приложили дополнительные усилия по повышению привлекательности дальних перевозок, и ситуация начала выравниваться. Рост пассажирооборота в октябре составил 1,3%, и положительная динамика в ноябре.

Детские перевозки. Я Вам докладывал, Дмитрий Анатольевич: продолжая практику прошлого года, в текущем году перевезли более 2,5 млн детей в летний период со скидкой 50%. Рост себестоимости железнодорожных перевозок в текущем году не превысит 2%. Результаты стали возможными во многом благодаря решению (и мы благодарим за это Правительство) о введении на 2017 год целевой надбавки 2% на снятие инфраструктурных ограничений. Это позволило нам улучшить наши производственные результаты.

При этом проведена серьёзная оптимизация затрат более чем на 60 млрд рублей. Эти действия позволили усилить программу капитального ремонта инфраструктуры и локомотивов. Мы закрыли потребности в этих видах ремонта по локомотивам и капитальному ремонту и вышли на устойчивую динамику снижения просрочки ремонта железнодорожного пути и локомотивов.

В «РЖД» поддерживается высокий уровень стабильности в трудовом коллективе, полностью выполняется коллективный договор. Максим Юрьевич привёл цифры по росту производительности труда (прогнозному) до конца года – более 7,5%. На данный момент производительность труда выросла на 9,5%. Мы надеемся, что цифры будут более высокие, чем плановые.

Последнее, что хотелось бы отметить по 2017 году: объём программы – 500 млрд рублей, и все мероприятия программы выполняются в соответствии с графиками.

Финансовый план компании рассматривается, как Вы сказали, на 2018–2020 годы, но это первый этап реализации сформированной долгосрочной программы развития до 2025 года.

Данная программа, мы видим, отвечает решению задачи, которая была поставлена Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, – выйти на темпы роста валового продукта выше мирового уровня. Для реализации этой задачи нам необходимо обеспечить опережающее развитие инфраструктуры, чтобы создать резервы пропускных и провозных способностей на всех основных направлениях перевозок.

Мы предлагаем формулу индексации тарифообразования долгосрочную по принципу «инфляция минус 0,1%», при этом предлагаем индексацию на 2018 год установить в размере 3,9% с учётом сохранения в базе индексации целевой надбавки на ремонт в размере 2%.

И просим рассмотреть в 2018 году как переходный период для завершения начатых мероприятий по обновлению и снятию инфраструктурных ограничений в базе инвестиционную надбавку в размере 1,9%, это 26 млрд рублей. Вместе с тем это решение позволит при наших возможностях по ковенантам заимствовать дополнительные средства, и это уже превращается в 70 млрд рублей, которые в свою очередь приведут к росту валового продукта.

Мы предлагаем ряд решений по снижению тарифов (это нагрузка на грузоотправителей): на 20% уменьшить экспортную надбавку, не индексировать тариф на услуги инфраструктуры для пассажирских перевозок в дальнем следовании и распространить действие единого железнодорожного тарифа для дорог Якутии.

В следующем году мы планируем сократить расходы на 80 млрд рублей, производительность труда поднять на 5%, а в целом инвестиционная программа до 2025 года при таких условиях составит 5,8 трлн рублей. При этом мы готовы начать реализацию проекта по транспортному переходу на остров Сахалин и приступить к строительству ВСМ Москва – Владимир.

Хочу поблагодарить за совместную работу Минтранс, Федеральную антимонопольную службу, Минэкономразвития, Министерство финансов. Хочу заверить, что коллектив «РЖД» выполнит все поставленные задачи.

Д.Медведев: Когда билеты начнут продавать в плацкартные вагоны?

О.Белозёров: Завтра. Все решения приняты всеми органами, зарегистрированы, и, как прописано в приказе, продажа начинается 17-го числа.

<…>

Принятые решения

Решения, принятые на заседании Правительства 16 ноября 2017 года:

1. О проектах финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов

Решения Правительства:
1. Принять к сведению доклады Министра транспорта Российской Федерации М.Ю.Соколова и президента открытого акционерного общества «Российские железные дороги» О.В.Белозерова по данному вопросу.

2. Одобрить в основном параметры финансового плана и инвестиционной программы ОАО «РЖД» на 2018 год, отметив, что сбалансированность финансового плана ОАО «РЖД» на 2018 год достигается при выполнении ряда оптимизационных мероприятий по сокращению расходов и увеличению доходов ОАО «РЖД».

3. Поддержать предложения Минтранса России:
об индексации на 2018 год на 3,9 процента к уровню 2017 года тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом;
о сохранении в долгосрочном периоде установленной в 2017 году дополнительной целевой надбавки в размере 2 процентов на выполнение капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
об установлении долгосрочных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования на период не менее 8 лет с индексацией указанных долгосрочных тарифов на уровень, не превышающий темпы инфляции, начиная с 2019 года.

4. Минтрансу России (М.Ю.Соколову), ФАС России (И.Ю.Артемьеву), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину) представить согласованные предложения по уровню и целевому характеру долгосрочной дополнительной тарифной надбавки, а также по сроку ее введения.

5. ФАС России (И.Ю.Артемьеву), Минэкономразвития России (М.С.Орешкину), Минтрансу России (М.Ю.Соколову) 11 декабря 2017 г. представить в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проект правового акта об установлении долгосрочных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования.

6. Минфину России (А.Г.Силуанову), Минтрансу России (М.Ю.Соколову) совместно с ОАО «РЖД» предусмотреть на 2018 год в проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» бюджетные ассигнования на компенсацию в полном объеме потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта от перевозки льготных категорий граждан в пригородном сообщении.

7. Минтрансу России (М.Ю.Соколову), ФАС России (И.Ю.Артемьеву) совместно с ОАО «РЖД» завершить мероприятия, необходимые для обеспечения продажи с 17 ноября 2017 г. билетов в плацкартные и общие вагоны для перевозки пассажиров железнодорожным транспортом на 2018 год.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” по вопросам заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии»

Законопроектом предлагается предоставить органам исполнительной власти субъектов Федерации в области государственного регулирования тарифов полномочия устанавливать предельные (минимальный и максимальный) уровни цен на электрическую энергию в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии на срок не менее пяти лет. Это позволит установить долгосрочные цены на электроэнергию в таких системах, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности соответствующих территорий.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об электроэнергетике” по вопросам заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”»

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон изменения, которыми устанавливается полномочие МВД России по определению порядка депортации иностранных граждан и лиц без гражданства по согласованию с федеральными органами исполнительной власти.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг»

Цель законопроекта – упрощение процедуры и сокращение сроков эмиссии долговых и других эмиссионных ценных бумаг, оптимизация требований к раскрытию информации эмитентами. Кроме того, предлагается изменить принципы и подходы регулирования раскрытия эмитентами информации. Вносимые в законодательство изменения будут способствовать развитию российского финансового рынка за счёт снятия излишних административных барьеров при эмиссии ценных бумаг.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О рынке ценных бумаг” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

5. О проекте федерального закона «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия»

Соглашение подписано 22 июня 2017 года в Москве. Соглашение направлено на обеспечение прав российских граждан, постоянно проживающих на территории Абхазии и имеющих право на предоставление при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях лекарственных препаратов для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты и медицинских изделий по рецептам на медицинские изделия.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о сотрудничестве в области обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 10, 11 и 51 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”»

Законопроектом предлагается определить на переходный период 2017–2018 годов органы исполнительной власти субъектов Федерации в качестве страхователей для лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних и других подобных нужд и поставленных на учёт налоговым органом.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решения Правительства:
1. Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 10, 11 и 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», доработав его в части финансирования в 2018 году расходов по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, оказывающих услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

2. Минздраву России (В.И.Скворцовой) представить в Правительство Российской Федерации доработанный проект федерального закона для его последующего внесения в Государственную Думу в установленном порядке.

7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”»

Действующим законодательством не урегулирован порядок возмещения убытков от хозяйственной деятельности организаций в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов. Законопроектом предлагается установить полномочия Правительства России по определению порядка и методики возмещения убытков, причинённых коренным малочисленным народам, объединениям малочисленных народов и лицам, относящимся к таким народам, в результате нанесения ущерба исконной среде их обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами.

Законопроект рассмотрен и одобрен 7 ноября 2017 года на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона “О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

8. О выделении Минфину России в 2017 году средств на предоставление Ростовской области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Федерации

Проектом распоряжения предлагается выделить средства в размере 259193,5 тыс. рублей для оказания поддержки гражданам, лишившимся жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации в Ростове-на-Дону 21 августа 2017 года.

Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

9. О выделении из резервного фонда Правительства Российской Федерации Минэнерго России в 2017 году бюджетных ассигнований для предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Республике Коми на финансовое обеспечение мер по возобновлению стабильной работы АО «Интауголь» в 20182019 годах и запуска лавы №843

Решение Правительства:

Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

10. О выделении Минпромторгу России средств на дополнительную закупку автомобилей скорой медицинской помощи в 2017 году

Проектом распоряжения предлагается выделить средства в размере 680693964 рублей.

Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

Брифинги

Заседание Правительства состоялось 16 ноября 2017 года.

Из стенограммы:

Вопрос: Вопрос относительно дополнительной надбавки к грузовому железнодорожному тарифу.

М.Соколов: Что касается дополнительной надбавки к индексации тарифа на грузовые перевозки, то поручено дополнительно проработать этот вопрос и доложить на совещании у Председателя Правительства до конца этого года.

Вопрос: А допнадбавка – это 1,9%?

М.Соколов: Параметры этой допнадбавки как раз и должны быть сбалансированы с другими макроэкономическими решениями, в том числе и с влиянием на инфляцию, хотя, нам представляется, её воздействие минимально, и с другими решениями Правительства.

Вопрос: Это целевая надбавка или инвестиционная?

М.Соколов: Позиция ФАС – должна быть инвестиционная надбавка исключительно по отдельным направлениям. Мы, наверное, в рамках подготовки соответствующего совещания у Председателя Правительства более широко посмотрим на этот вопрос, конечно, с учётом позиции Федеральной антимонопольной службы. Но опять же эти решения должны быть сбалансированы с возможностью «РЖД» осуществлять реализацию инвестиционной программы по крайней мере на 2018 год в полном объёме. При этом финансовая модель деятельности «РЖД» должна быть безубыточной.

Вопрос: Что касается объёма инвестпрограммы, сколько он составит на 2018 год?

О.Белозёров: Порядка 580 млрд, но в конечном итоге цифра будет зависеть от принятых тарифных решений. Я бы обратил внимание ещё на один момент. Поскольку у нас перевозка строится не только из тарифной составляющей «Российских железных дорог» (это инфраструктурная составляющая), но в том числе и из вагонной составляющей. Соответственно, в следующем году будет необходимо проработать механизмы, чтобы не было серьёзного роста по вагонной составляющей. Очень бы хотелось, чтобы она снижалась, для того чтобы объём работы в целом на железнодорожном транспорте рос. Это тоже будет давать определённую сбалансированность.

Вопрос: Каким образом это предлагается сделать?

О.Белозёров: Есть предложения по поводу формирования инвентарного парка на основе «Российских железных дорог». Надо прописать дополнительные условия, как этот парк и в какие промежутки времени мог бы использоваться. Ключевая задача – вывезти весь объём грузов, который должна провезти железная дорога.

Вопрос: На Ваш взгляд, какой объём парка оптимален?

О.Белозёров: Мы говорили о том, что это может быть 10–20 тыс. вагонов, но эти цифры будут уточняться. В процессе обсуждения, я думаю, можно будет выйти и на дополнительные нормативные требования, которые повлияют на оборачиваемость вагона, в том числе на время под погрузкой, и, может быть, ещё какие-то составляющие.

Вопрос: «РЖД» согласно содержать этот парк?

О.Белозёров: «РЖД» выполнит любое решение, принятое Правительством.

Вопрос: Сколько составит объём заимствования «РЖД» на 2018 год и какие инструменты будут?

О.Белозёров: Пока преждевременно говорить, поскольку Вы задаёте вопросы ключевые. Всё будет зависеть от того, как будет сформирован тариф. Поскольку у нас сформированы ковенанты (три), соответственно, в зависимости от тарифа. Если будет сформирован дополнительный объём EBITDA, мы сможем на эти средства дополнительно привлечь в трёхразовом увеличении объём средств. Если у нас выпадет порядка 20 млрд, то в инвестиционной программе может выпадать до 60 млрд рублей.

М.Соколов: То есть три параметра, которые балансируют друг друга как сообщающиеся сосуды.

Вопрос: Сохранение целевой надбавки, которая действует в 2017 году (2%), уже утверждено в тарифной базе на 2018 год? Уже согласовано?

М.Соколов: Вот мы как раз окончательно определим их сбалансированность. Какие параметры к чему могли бы привести. На совещании до конца года.

Вопрос: Олег Валентинович, «РЖД» согласно снизить границу надбавок с 10%? И до какого уровня?

О.Белозёров: Да, мы считаем, что все тарифные решения нужно рассматривать сбалансированно, поскольку разные решения дадут возможности по различным направлениям. Мы считаем, что при той модели, которую мы предложили, необходимо снижать с 10 до 8% экспортную надбавку.

Вопрос: Олег Валентинович, вчера обсуждался проект наземного метро с Президентом и мэром Москвы. В какой объём средств оценивается его реализация? Может быть, уже какие-то средства заложены на следующий год?

О.Белозёров: Предварительный расчёт по железнодорожной составляющей – порядка 25–30 млрд из средств «Российских железных дорог». Там есть один элемент, очень серьёзный, который, как мы договорились, возьмёт на себя Москва. Это тоже будет 20–25 млрд. То есть мы договорились пятьдесят на пятьдесят.

Вопрос: Я правильно понял, что параметры долг/EBITDA не планируется пересматривать в свете заимствований?

О.Белозёров: Нет, неправильно. Наоборот, долг/EBITDA, этот элемент три, является неизменным, а вот объём привлечений будет зависеть от тарифных параметров.

Вопрос: Вы рассматривали вопрос, «Ласточки» будут ходить по новой дороге, о которой Вы вчера с Президентом говорили, или какие-то другие поезда?

О.Белозёров: В Москве есть стандарт обслуживания, о чём Министерство транспорта всегда говорило, и это прописано в документах Министерства. Какой подвижной состав будет соответствовать этому стандарту, такой и будет. Это может быть и ЭП (электричка), и «Ласточка», и любая другая электричка, которая будет подходить под стандарт высокого качества.