Поддержка несырьевого экспорта: некоторые факты за 6 лет

В течение 6 лет предпринимались системные действия, направленные на увеличение объёмов российского несырьевого экспорта. По истечении первых пяти лет членства во Всемирной торговой организации (ВТО) Россия вошла в число «переговорных» лидеров на площадке ВТО, наладила эффективное взаимодействие с ключевыми игроками многосторонней торговой системы и добилась учёта российских интересов при выработке многосторонних правил торговли, становясь автором и соавтором многих переговорных предложений. Работа в профильных органах ВТО способствовала улучшению условий доступа российского экспорта товаров на внешние рынки на более чем 1,7 млрд долларов. Общий рост несырьевого неэнергетического экспорта оценивается в 2017 году в 22,6%.

В течение 6 лет предпринимались системные действия, направленные на увеличение объёмов российского несырьевого экспорта.

Общий рост несырьевого неэнергетического экспорта оценивается в 2017 году в 22,6%.

Введена система финансовой и нефинансовой поддержки экспортной деятельности, создан проектно-ориентированный подход для поддержки российских экспортёров. Оптимизирована деятельность торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, подразумевающая осуществление постоянного взаимодействия торгпредств и АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). На базе РЭЦ создано и функционирует «единое окно» в сфере поддержки экспорта.

В целях государственной поддержки экспорта реализуются приоритетные проекты: «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Международная кооперация и экспорт в промышленности», «Экспорт продукции АПК», «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

В августе 2012 года Россия вступила во Всемирную торговую организацию. Россия как член ВТО приняла участие в трёх министерских конференциях (МК) ВТО.

При участии России на МК-9 на Бали в 2013 году было разработано и принято Соглашение ВТО об упрощении процедур торговли, выгода от реализации которого для российской экономики оценивается в 21,2 млрд долларов.

На МК-10 в Найроби в 2015 году принято решение об отмене экспортных субсидий в сельском хозяйстве, вследствие чего многие ключевые игроки многосторонней торговой системы лишились права применять такие субсидии (к примеру, Канада на сумму 64,5 млн канадских долларов и ЕС на сумму 182,4 млн евро).

В ходе МК-11 в Буэнос-Айресе в 2017 году Россия добилась принятия на многостороннем уровне решения по рыболовным субсидиям, предусматривающего рабочую программу переговоров до следующей МК в 2019 году, на которой планируется окончательно согласовать правила, запрещающие предоставление субсидий, способствующих незаконному, несообщаемому и нерегулируемому промыслу, избыточному вылову и созданию избыточных мощностей.

Также при участии России были запущены переговоры по вопросам электронной коммерции, упрощения осуществления инвестиций и внутреннего регулирования в услугах с целью выхода на субстантивные решения к следующей МК.

По инициативе России была учреждена неформальная рабочая группа по повышению вовлечённости малых и средних предприятий в мировую торговлю, а также выявлению мер, которые будут способствовать снижению торговых издержек для малого и среднего бизнеса.

Таким образом, по истечении первых пяти лет членства во Всемирной торговой организации Россия вошла в число «переговорных» лидеров на площадке ВТО, наладила эффективное взаимодействие с ключевыми игроками многосторонней торговой системы и добилась учёта российских интересов при выработке многосторонних правил торговли, становясь автором и соавтором многих переговорных предложений.

Работа в профильных органах ВТО способствовала улучшению условий доступа российского экспорта товаров на внешние рынки на более чем 1,7 млрд долларов.

В 2017 году в рамках ВТО Россией инициирован новый спор в связи с антидемпинговой мерой Евросоюза в отношении российского холоднокатаного проката.