Инструменты управления общественными финансами: обзор за 6 лет

Основными результатами бюджетной политики за 6 лет стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами.

Стабилизационная экономическая политика Правительства и Центрального банка в ответ на один из мощнейших за последние полвека внешних шоков доказала свою эффективность. Её результат – экономика без серьёзных макроэкономических дисбалансов, со снижающейся зависимостью от динамики цен на нефть и более здоровыми структурными пропорциями. Принятые меры купировали кризисные явления в период подстройки к новым реалиям и создали надёжную и здоровую основу для восстановления темпов экономического роста.

Несмотря на жёсткий подход к бюджетной политике, обеспечено безусловное исполнение социальных обязательств, в частности поддержка наименее защищённых категорий населения.

Финансовая политика позволила обеспечить:

Быстрое исправление макроэкономических дисбалансов. Сейчас при низких ценах на нефть отечественная экономика характеризуется крепким платёжным балансом с минимальной зависимостью от внешнего финансирования и ограниченной уязвимостью к изменчивости настроений на мировых рынках; контролируемым уровнем бюджетного дефицита с понятной траекторией выхода на сбалансированность бюджета; контролируемой инфляционной динамикой на уровне целевых ориентиров и снижающимися инфляционными ожиданиями.

Снижение зависимости от цен на нефть. Цена на нефть, обеспечивающая сбалансированность текущего счёта платёжного баланса, снизилась с уровня свыше 100 долларов США за баррель в 2013 году до 35–45 долларов за баррель. В 2017 году цена на нефть, балансирующая федеральный бюджет на первичном уровне (т.е. до исполнения обязательств по обслуживанию государственного долга), составляет 60–65 долларов за баррель, а на трёхлетнем горизонте она снизится до 40–45 долларов за баррель, в то время как ещё в 2013–2014 годах для балансировки федерального бюджета на первичном уровне требовалась цена в районе 95–105 долларов за баррель.

- Оздоровление структуры экономики. За последние два года выросла доля прибыли в структуре национального дохода. Таким образом, формируется внутренний, естественный источник для финансирования инвестиций. Произошло также существенное снижение долговой нагрузки нефинансового сектора и оздоровление структуры финансового сегмента. Это свидетельствует о том, что сейчас экономика в лучшей степени подготовлена к трансформации сбережений в эффективные инвестиции.

Несмотря на непростую ситуацию в экономике, налоговая нагрузка не была повышена. Стабильность бюджетной системы была достигнута за счёт улучшения администрирования имеющихся налогов, повышения отдачи от государственных активов, оптимизации расходов, а также реализации структурных реформ как в расходной, так и доходной части бюджета.

В целях повышения операционной эффективности управления бюджетными ресурсами реализованы следующие действия:

введён механизм казначейского сопровождения госконтрактов (договоров, соглашений);

введена специальная форма расчёта – казначейский аккредитив: оплата по госконтракту только после предъявления документов, подтверждающих факт поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);

реализован механизм приостановления операций на лицевых счетах и отзыва лимитов бюджетных обязательств при нарушении бюджетного законодательства;

при формировании «возвратного» распределения бюджетных ассигнований ответственным исполнителям госпрограмм и главным распорядителям бюджетных средств рекомендовано исходить из необходимости в приоритетном порядке завершить строительство переходящих (ранее начатых) объектов капитального строительства, оснащать социально значимые объекты с высокой степенью готовности к вводу в эксплуатацию;

в сфере совершенствования контроля за использованием бюджетных средств акценты смещены с последующего на предварительный контроль.

На системной и регулярной основе организован мониторинг деятельности подконтрольных организаций.

Расширены объекты контроля (включены все получатели субсидий и исполнители по госконтрактам). Ужесточена административная ответственность за нарушения бюджетного законодательства при осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности, а также за невыполнение госзадания.

Основными результатами бюджетной политики за 6 лет стали обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, оптимизация расходов федерального бюджета, совершенствование налоговой системы, межбюджетных отношений, управления государственными активами и обязательствами.

В 2013 году запущен Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Внедрена практика разработки и публикации «Бюджета для граждан» – адаптированных материалов по законам о федеральном бюджете. Цель «Бюджета для граждан» – дать людям актуальную информацию о бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме.