Вопросы организации и качества услуг в социальной сфере: некоторые важные решения и показатели за 6 лет

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №442-ФЗ). Этот Федеральный закон направлен на создание качественно новой системы социального обслуживания. Законом №442-ФЗ определены новые подходы, основанные на усилении адресности в предоставлении социальных услуг и индивидуальной нуждаемости в конкретных социальных услугах.

С 1 января 2018 года в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ и постановления Правительства от 14 февраля 2017 года №181 начала работать Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). ЕГИССО позволит обеспечить внедрение в сфере социальной помощи принципов адресности и нуждаемости, более точно планировать расходы бюджетов разных уровней на выполнение социальных обязательств, исключить дублирование мер социальной поддержки, оптимизировать процесс администрирования социальной поддержки, учёта льготных категорий граждан, обеспечит наилучший контроль в социальной сфере.

Создана независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (в сферах культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования), которая призвана стать важным элементом системы экономического и материального стимулирования бюджетных организаций.

За 2015–2017 годы независимая оценка качества проведена в отношении более чем 128 тыс. организаций социальной сферы.  Государственные и муниципальные организации социальной сферы, подлежащие независимой оценке, охвачены такой оценкой в полном объёме. Информация о результате независимой оценки качества размещается на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях bus.gov.ru.

В регионах сложилась практика учёта результатов независимой оценки качества для улучшения деятельности организаций социальной сферы. В первую очередь это обеспечение доступности социальных учреждений для инвалидов и других маломобильных групп населения, внедрение новых форм работы библиотек, музеев, улучшение работы регистратур в поликлиниках, внедрение программ индивидуальной работы с учащимися в образовательных учреждениях и другие.

В создании современной системы социального обслуживания участвует и негосударственный сектор. Законом №442-ФЗ впервые установлена возможность получения гражданином социальных услуг как в государственных, так и в негосударственных организациях социального обслуживания, в том числе у индивидуальных предпринимателей. Определены основы для государственной финансовой поддержки негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.

Новое законодательство позволяет негосударственным социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, являться полноправными поставщиками социальных услуг и получать компенсационные выплаты из госбюджета.

Новым правовым механизмом привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных услуг является выплата компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг, включённым в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Федерации, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа).

В результате работы по развитию негосударственного сектора в сфере социального обслуживания число негосударственных организаций социального обслуживания граждан выросло с 67 в 2013 году до 239 в 2017 году.