Охрана лесов. Лесопромышленный комплекс: некоторые факты 2017 года

Средства федерального бюджета направляются на авиационный мониторинг лесов, увеличение численности государственных лесных инспекторов, установление границ лесничеств и лесопарков на землях лесного фонда. Обеспечена окупаемость расходов на развитие лесного хозяйства: на 1 рубль расходов из федерального бюджета в 2017 году приходится 2,2 рубля доходов бюджетов всех уровней.

С 2016 года обеспечена окупаемость расходов на развитие лесного хозяйства: на 1 рубль расходов из федерального бюджета в 2017 году приходится 2,2 рубля доходов бюджетов всех уровней.

Доходы бюджетов всех уровней от лесного хозяйства, включая арендную плату, налоги, таможенные пошлины, составили в 2017 году 61 млрд рублей, что выше уровня 2013 года почти на 44%. При этом порядка половины поступлений дают платежи за использование лесов.

Организована работа по формированию ставок платы за лесные ресурсы. В качестве основного рассматривается рентный подход, когда цена лесного ресурса определяется по методу остаточной стоимости. Критерии формирования ставок платы должны стать стимулами для развития глубокой переработки древесины. В 2018 году это направление работы будет иметь приоритетный характер.

Средства федерального бюджета направляются на авиационный мониторинг лесов, увеличение численности государственных лесных инспекторов, установление границ лесничеств и лесопарков на землях лесного фонда.

Восстанавливается централизованная система авиационной охраны лесов. В Красноярске создан Межрегиональный центр по борьбе с пожарами, там же заработал пирологический центр, задача которого – создание новых подходов, технологий, оборудования.

Одним из достижений в сфере лесного хозяйства является принятие новой методики, в соответствии с которой финансирование перераспределяется в пользу субъектов Федерации с наихудшей статистикой по лесным пожарам. Дополнительную финансовую поддержку, в частности, получили Забайкальский край, Амурская и Волгоградская области.

В 2017 году объём лесозаготовки составил 216 млн куб. м – рекордный показатель за последние 20 лет. При этом в 2017 году обеспечен баланс выбытия и восстановления лесов – восстановлено 953 тыс. га (планировали 945 тыс. га).

80% заготавливается арендаторами лесных участков (или 173 млн куб. м). Арендаторы увеличили объёмы заготовки древесины за последние 5 лет почти на 20%. Рост объёма заготовки произошёл в основном за счёт Иркутской области, Красноярского, Хабаровского краёв, Вологодской, Архангельской, Томской областей, Республики Коми. Добросовестные арендаторы получили гарантии в долгосрочном пользовании лесными участками (до 98 лет) путём заключения договора на новый срок без процедуры торгов. Введены единые типовые договоры аренды.

С 2016 года в субъектах Федерации проводятся аукционы по продаже права на заключение договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства сроком до одного года. Механизм набирает обороты, и в общей сложности на сегодня заключено более 11 тыс. таких договоров. По итогам 2017 года малым бизнесом заготовлено 6,6 млн куб. м. Это выше показателя 2016 года в 2,8 раза.

В последние годы вносились изменения в нормативную правовую базу, предпринимались конкретные действия, которые позволили вплотную приблизиться к переходу на интенсивную модель хозяйствования – со строительством новых лесных дорог, внедрением современных техник лесовосстановления, повышением уровня лесозаготовки без ущерба экологическим системам. В 2017 году подписаны соответствующие «дорожные карты» с главами пяти пилотных регионов: Вологодской, Архангельской, Иркутской, Ленинградской областей, Республики Коми.

Благодаря консолидации усилий удалось побороть пандемию шелкопряда в сибирских регионах. Лесные насаждения спасены на площади 1,4 млн га, предотвращён экологический ущерб на 105,4 млрд рублей.

Активно ведётся работа по совершенствованию дистанционного мониторинга использования лесов, который является одним из эффективных инструментов борьбы с незаконными рубками. По результатам дистанционного мониторинга ежегодно выявляется более 1 млн куб. м незаконно срубленной древесины (около 65% от общего объёма незаконно срубленной древесины). Наибольшие объёмы выявлены в Иркутской области, Красноярском крае, Свердловской и Вологодской областях.