Медиасфера. Интернет: некоторые факты и показатели 2017 года

В 2017 году в 83 субъектах Федерации полностью завершено строительство объектов цифрового эфирного вещания. Доля граждан, имеющих техническую возможность принимать сигнал 10 цифровых эфирных телеканалов, возросла с 94% (2016 год) до 98,3%. А 69,7% граждан имеют доступ к 20 бесплатным эфирным цифровым телеканалам (первый и второй мультиплексы). Аудитория российского интернета в 2017 году увеличилась на 2,7 миллиона человек (на 3,1% к 2016 году) и достигла 87,7 миллиона человек. Количество людей, покупающих в сети легальный контент, возросло за 2017 год на 13% – с 22 миллионов до 25 миллионов человек.

В 2017 году в 83 субъектах Федерации полностью завершено строительство объектов цифрового эфирного вещания. Доля граждан, имеющих техническую возможность принимать сигнал 10 цифровых эфирных телеканалов, возросла с 94% в 2016 году до 98,3%. А 69,7% граждан имеют доступ к 20 бесплатным эфирным цифровым телеканалам (первый и второй мультиплексы).

Наряду с бесплатным эфирным телевидением продолжал развиваться и рынок платного телевидения. В 2017 году впервые удалось покрыть всю территорию страны охватом как минимум двух операторов спутникового телевидения. Создание конкурентной среды сразу принесло ощутимые для населения результаты. Например, в Якутии после того, как там стали работать несколько операторов, стоимость ежемесячной абонентской платы уменьшилась в 6 раз. В 2017 году число абонентов платного телевидения в России увеличилось на 0,8% (на 300 тысяч человек), и их доля достигла 73,6% (41,8 миллиона абонентов). При этом количество абонентов IPTV увеличилось на 200 тысяч, а спутникового телевидения – на 100 тысяч. Рост подписчиков кабельного телевидения полностью остановился. Аудитория сервисов ОТТ (Over the Top) возросла на 3% и достигла 40 миллионов человек. Аудитория пользователей смарт-телевизоров увеличилась на 19%, а пользователей телевизионных приложений на мобильных устройствах – на 12%.

Продолжала увеличиваться доля детских, юношеских и образовательных программ в продукции телеканалов первого мультиплекса, имеющих статус обязательных, общероссийских, общедоступных телеканалов. В 2017 году она возросла с 21,1 до 23,8%.

Продолжается субтитрирование телевизионных фильмов и передач для людей, испытывающих проблемы со слухом. При этом им занимаются не только каналы, которым выделяется государственная дотация на эти цели. Общий хронометраж субтитрированного эфира в 2017 году остался на уровне 14 тыс. часов. 

Аудитория российского интернета в 2017 году, по оценке Минкомсвязи, увеличилась на 2,7 миллиона человек (на 3,1% к 2016 году) и достигла 87,7 миллиона человек. При этом доля мобильных устройств превышает долю стационарных. Продолжается рост количества пользователей мобильного интернета. Оно увеличилось за год на 9% и достигло 66 миллионов человек (75% от всех пользователей интернета в России). На 15% увеличилось число людей, заходящих в сеть со смартфонов (46% от всех пользователей интернета). Объём мобильного трафика в целом увеличился за год на 90%. Стоимость мобильного трафика в России в 10 раз дешевле, чем в США, в 3 раза дешевле, чем в Германии, и в 2 раза дешевле, чем в ЮАР. 

Производство цифрового контента (видео, музыка, игры и электронные книги) увеличилось на 12%.

Российский рынок медийных онлайн-сервисов (по оценке Минкомсвязи) вырос с 11,18 млрд рублей в 2016 году до 13,64 млрд в 2017 году (рост на 22%). 70% от него приходится на онлайн-кинотеатры. На сегодняшний день аудитория легальных онлайн-кинотеатров в России составляет около 40 миллионов человек.

Количество людей, покупающих в сети легальный контент, по оценке Минкомсвязи, возросло за 2017 год на 13% – с 22 миллионов до 25 миллионов человек.

По оценке Минкомсвязи, в интернет-экономике России занято 2,3 миллиона человек. Это столько же, сколько и годом ранее. Непосредственно в интернет-экономике новых рабочих мест создано не было. Шло повышение производительности труда. За 2017 год в интернет-зависимых секторах она увеличилась на 15,2%: в 2016 году 2,3 миллиона занятых произвели продукции и услуг на 1,58 трлн рублей, а в 2017 году – на 1,82 трлн рублей.

Продолжает увеличиваться доля интернет-зависимых секторов экономики: за 2017 год она возросла с 19 до 24% ВВП (оценка Минкомсвязи).

В условиях взрывного роста цифровых технологий и проникновения мобильных сервисов во все сферы жизни большое значение приобретает подготовка и обучение населения к жизни в информационном обществе. За 2017 год индекс цифровой грамотности в России, по оценке Минкомсвязи, вырос на 5,7% и составил 59,9%.