Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения: некоторые важные решения и факты 2017 года

Предоставление в 2017 году из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации способствовало сокращению различий в уровне расчётной бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,7 до 2,6 раза.

В рамках обеспечения финансовой поддержки субъектов Федерации в 2017 году предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 1690,1 млрд рублей, в том числе дотации – 759 млрд рублей, субсидии – 419,8 млрд рублей, субвенции – 326,1 млрд рублей, иные межбюджетные трансферты – 185,2 млрд рублей.

Предоставление в 2017 году из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации способствовало сокращению различий в уровне расчётной бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,7 до 2,6 раза.

Кроме того, в 2017 году из федерального бюджета оказана дополнительная финансовая поддержка регионам в виде предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Федерации в общем объёме 133,8 млрд рублей.

Субсидии субъектам Федерации из федерального бюджета в 2017 году предоставлены в объёме 419,8 млрд рублей (103 субсидии) в рамках 26 государственных программ (411,8 млрд рублей, или 98,1% общего объёма субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (8 млрд рублей, или 1,9% общего объёма субсидий).

Государственный долг субъектов Федерации на 1 января 2018 года составил 2315,5 млрд рублей (30,5% к налоговым и неналоговым доходам (минус 3,32% к 1 января 2017 года)), со снижением к уровню 1 января 2017 года на 37,7 млрд рублей, или на 1,6%.

В целях снижения долговой нагрузки субъектов Федерации в 2017 году проведена реструктуризация задолженности субъектов по бюджетным кредитам. Срок возврата бюджетных кредитов, предоставленных регионам в 2015–2017 годах, срок погашения которых наступает в 2018–2019 годах и в 2021–2022 годах, продлён на 7 лет. Субъектам Федерации, которые в 2018–2019 годах обеспечат темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов не ниже темпов инфляции, общий срок реструктуризации долга будет продлён до 12 лет, т.е. до 2029 года. Это позволит субъектам обеспечить равномерное погашение задолженности по бюджетным кредитам, снизить объёмы возврата бюджетных кредитов и высвободить средства для финансирования приоритетных расходных обязательств.

Кроме того, предусмотрено погашение бюджетных кредитов в 2018–2019 годах в объёме 5% от суммы задолженности ежегодно, в 2020 году – в объёме 10% от суммы задолженности, в 2021–2024 годах – равными долями по 20% ежегодно.

Продолжено использование инструмента бюджетного кредитования на условиях принятия регионами обязательств по ограничению дефицита бюджета субъекта и уровню государственного долга. Общий объём фактически предоставленных регионам бюджетных кредитов в 2017 году составил 333,8 млрд рублей.

Совместно с органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется разработка программ финансового оздоровления субъектов Федерации с высоким уровнем долговой нагрузки. В 2017 году особенно пристальное внимание уделялось организации бюджетного процесса Удмуртской Республики, республик Дагестан и Хакасия.

За счёт дополнительных поступлений федерального бюджета по налогу на прибыль организаций:

увеличен объём дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации на 2018 год на 30,5 млрд рублей;

предоставлены гранты за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала территорий (в 2017 году объём указанных грантов увеличен с 10 млрд до 20 млрд рублей с одновременным ростом количества поощрённых регионов с 20 до 40);

бюджетам субъектов предоставлены дополнительные дотации в целях стимулирования деятельности органов государственной власти регионов, обеспечивших дополнительные поступления в федеральный бюджет по налогу на прибыль организаций.

В целях совершенствования предоставления межбюджетных трансфертов в 2017 году принят ряд федеральных законов по изменению бюджетного законодательства, предусматривающих:

необходимость заключения с высокодотационными субъектами Федерации соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов из федерального бюджета, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению субъектов;

предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации «под потребность»;

установление общих требований к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета;

распределение субсидий бюджетам субъектов Федерации на очередной финансовый год и плановый период федеральными законами о федеральном бюджете (было – решениями Правительства);

закрепление сроков заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Федерации до 15 февраля;

установление единого порядка определения предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Федерации.

В 2017 году проведена инвентаризация расходных полномочий субъектов Федерации. Полученные результаты использованы при предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации на 2018 год.