Инструменты управления общественными финансами: некоторые важные решения и показатели 2017 года

Бюджетная политика в 2017 году была направлена на повышение стабильности и предсказуемости макроэкономических условий, необходимых для обеспечения устойчивых темпов роста экономики. В 2017 году осуществлён переход к бюджетной политике на основе «бюджетных правил». В Фонд национального благосостояния по итогам года поступило 841,8 млрд рублей.

Бюджетная политика в 2017 году проводилась в более благоприятных внешнеэкономических условиях, чем предполагалось базовым сценарием прогноза социально-экономического развития, и была направлена на повышение стабильности и предсказуемости макроэкономических условий, необходимых для обеспечения устойчивых темпов роста экономики.

В 2017 году осуществлён переход к бюджетной политике на основе «бюджетных правил». В целях минимизации влияния ценовой конъюнктуры на рынке нефти на динамику курса (а также другие макроэкономические параметры: инфляцию, процентные ставки) с февраля 2017 года проводились операции на валютном рынке во взаимодействии с Центральным банком по покупке иностранной валюты в объёмах, эквивалентных дополнительным нефтегазовым доходам, которые были получены в связи с превышением цены на нефть марки «Юралс» 40 долларов США за баррель.

За счёт дополнительных нефтегазовых доходов, сформировавшихся в результате превышения цены на нефть базового уровня, в соответствии с «бюджетными правилами» средства в объёме 829 129,9 млн рублей были направлены на покупку иностранной валюты с целью последующего перечисления в Фонд национального благосостояния. С учётом курсовой разницы в Фонд национального благосостояния по итогам 2017 года поступило 841,8 млрд рублей.

Окончательный переход к бюджетной политике на основе «бюджетных правил» законодательно закреплён Федеральным законом от 29 июля 2017 года №262-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета». Согласно этим правилам, предельный объём расходов федерального бюджета определяется как сумма базового объёма нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть, объёма ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию государственного долга.

Базовая цена на нефть марки «Юралс» установлена на уровне 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации, начиная с 2018 года, на 2%. Эти правила предусматривают выход на бездефицитный бюджет на первичном уровне (в условиях постоянных цен на нефть марки «Юралс» на уровне 40 долларов за баррель в реальном выражении в ценах 2017 года) уже в 2019 году.

Одновременно с законодательным закреплением «бюджетных правил» произошло объединение суверенных фондов Российской Федерации на базе Фонда национального благосостояния с сохранением целевой составляющей суверенных фондов (обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда, а также софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан). В связи с этим нефтегазовые доходы, поступившие в 2017 году и не использованные в целях финансирования расходов федерального бюджета, не направлялись в резервный фонд, а в 2018 году будут использованы для пополнения Фонда национального благосостояния.

Кодификация «бюджетных правил» позволяет укрепить доверие к экономической политике и снизить неопределённость, связанную с влиянием внешних факторов на развитие отраслей экономики.

Таким образом, в сочетании с принципом фискальной нейтральности «бюджетные правила» стали основой для формирования стабильной и предсказуемой макроэкономической среды, что позволило увеличить потенциал роста российской экономики на 0,5% в год.

Эти принципы нашли отражение в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, на базе которых осуществлялась подготовка проекта федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Соответствующие направления в 2017 году были впервые разработаны Правительством в виде единого документа, целью которого являлось определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2018–2020 годы, подходов к его формированию, а также выбор приоритетов на предстоящие периоды с целью формирования экономики, устойчивой к неблагоприятным внешним воздействиям и позволяющей уверенно отвечать на современные вызовы.

Основные характеристики федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сформированы с учётом применения основных положений «бюджетных правил» и предполагают поэтапное снижение нефтегазового дефицита федерального бюджета с 9,1% ВВП в 2016 году до уровня 5,7% ВВП в 2020 году.

Взвешенная бюджетная политика Правительства наряду с последовательной и предсказуемой денежно-кредитной политикой Центрального банка позволила укрепить доверие экономических агентов к российской экономике. В качестве результатов проделанной работы выделяются следующие:

пересмотр рейтинговыми агентствами прогноза по страновому рейтингу России в сторону повышения;

повышение популярности российской национальной валюты среди иностранных инвесторов;

сокращение риск-премии по десятилетним облигациям.

Таким образом, в 2017 году первый этап структурных реформ – реформы в макроэкономической политике, направленные на повышение стабильности и предсказуемости макроэкономических условий (построение бюджета на основе «бюджетных правил» и проведение сопряжённых операций на валютном рынке, переход к плавающему валютному курсу и режиму инфляционного таргетирования), – был завершён.

В 2017 году продолжена работа по совершенствованию администрирования доходов и повышению эффективности борьбы с дебиторской задолженностью по доходам в рамках утверждённого Правительством плана мероприятий («дорожной карты»). В 2017 году реализованы ключевые мероприятия «дорожной карты», направленные на создание стимулов для добровольной уплаты платежей, повышение эффективности взыскания задолженности, упрощение признания фактически безнадёжной к взысканию задолженности и её списания, а также совершенствование и выравнивание условий налогообложения.

Реализация «дорожной карты» позволила сократить рост дебиторской задолженности по доходам, а по ряду главных администраторов – сократить её объем. К концу 2017 года дебиторская задолженность по доходам снизилась по сравнению с началом 2017 года на 5,2% (в сравнении с ростом более чем на 20% в 2016 году). Значительная часть изменений, предусмотренных принятыми в 2017 году нормативными актами, вступила в силу с 1 января 2018 года, а значит, окажет влияние на динамику дебиторской задолженности по доходам в последующие периоды.

Проделана работа по уточнению и унификации подходов к прогнозированию доходов, по созданию перечня и реестра источников доходов бюджетов бюджетной системы, по инвентаризации и оценке существующих льгот и преференций, как в части налоговых поступлений, так и по таможенным платежам и страховым взносам. Эти меры позволят сохранить тренд на снижение дефицита бюджета в будущем.