Высшее, послевузовское и непрерывное образование: некоторые факты 2017 года

В 2017 году 11 российских университетов вошли в топ-100 (в том числе 9 – участники проекта 5–100) и 17 российских университетов (в том числе 13 – участники проекта 5–100) – в топ-200 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов.

В 2017 году реализовывался приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». Он направлен на создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, которые призваны стать источниками позитивных изменений городской и региональной среды. По итогам проведённого в 2017 году конкурсного отбора определён 51 вуз, на базе которых будут созданы университетские центры в 39 субъектах Федерации. Центры создаются в увязке с мерами государственной поддержки программ развития 33 опорных региональных университетов.

В 2017 году 11 российских университетов вошли в топ-100 (в том числе 9 – участники проекта 5–100) и 17 российских университетов (в том числе 13 – участники проекта 5–100) – в топ-200 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов.

Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» реализуется с целью развития академической мобильности, увеличения числа обменных и совместных образовательных программ, упрощения процедуры поступления и последующего обучения иностранных студентов, признания образования, полученного в иностранном государстве.

В 2017 году в рамках проекта создан Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций. Подготовлен перечень приоритетных стран – получателей образовательных услуг, а также рекомендации по продвижению российского образования. Проведён ряд подготовительных работ по совершенствованию российской нормативной правовой базы в части экспорта российского образования.

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» реализуется по двум основным направлениям: формирование цифрового образовательного пространства и совершенствование нормативной правовой базы с целью обеспечения широкого использования онлайн-курсов в системе высшего образования.

Итогом работы в 2017 году стало введение в тестовую эксплуатацию информационного ресурса по принципу «одного окна», обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по образовательным программ среднего профессионального и высшего образования. В настоящее время он включает свыше 450 курсов и далее будет регулярно пополняться. В 2017 году обучение на онлайн-курсах для формального и неформального образования прошли 241 тысяча человек, включая учащихся школ, студентов вузов и колледжей. 27 тысяч человек получили документы, подтверждающие результаты обучения. С целью формирования инфраструктуры и кадрового потенциала в 10 субъектах Федерации создана сеть региональных центров компетенций в области онлайн-обучения, в течение 2017 года на их базе прошли повышение квалификации более 3,5 тысячи сотрудников вузов и колледжей.

В 2017–2018 учебном году вузам установлено 505 тыс. бюджетных мест, что позволило сохранить доступность высшего образования на уровне 57%. Процедура распределения бюджетных мест по вузам основана на анализе потребности экономики и социальной сферы регионов, данных о трудоустройстве выпускников.

Повысилось качество приёма: по итогам приёмной кампании 2017 года средний балл ЕГЭ зачисленных на очную форму обучения на бюджет составил 68,2 балла, что на 1,6 балла выше, чем в 2016 году.