Оплата труда. Доходы населения: некоторые важные результаты и показатели 2016 года

Работа Правительства: факты и цифры.

Принят Федеральный закон от 2 июня 2016 года №164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”», в соответствии с которым с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышен на 21% и установлен в сумме 7500 рублей в месяц. Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона  “О минимальном размере оплаты труда”» предусматривает увеличение с 1 июля 2017 года МРОТ на 4% – до 7800 рублей.

Дальнейшие сроки и размеры повышения МРОТ будут обсуждаться сторонами социального партнёрства. Государственной Думой сформирована рабочая группа с участием представителей фракций, руководителей федеральных министерств, которая разработает к осенней сессии соответствующий законопроект.

Повышение МРОТ будет способствовать снижению численности низкооплачиваемых работников, зарплата которых за полностью отработанную норму рабочего времени ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, усилению мотивации к труду, росту его производительности.

В 2016 году осуществлялись меры по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определённые указами Президента России.

По данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2016 год по Российской Федерации составила 36 703 рубля и по сравнению с 2015 годом выросла на 7,7%.

В 2016 году среднемесячная номинальная заработная плата в образовании выросла на 4,3% (составила 28 094 рубля, или 76,5% к средней зарплате по России), в культуре и искусстве – на 5,7% (составила 31 079 рублей, или 84,6% к средней зарплате по России), в здравоохранении – на 6,2% (составила 30 992 рубля, или 84,3% к средней зарплате по России), в сфере предоставления социальных услуг – на 4,3% (составила 23 955 рублей, или 65,2% к средней зарплате по России), в сфере научных исследований и разработок – на 9,6% (составила 64 054 рубля, или 174,3% к средней зарплате по России).

По данным Росстата, на 1 января 2017 года суммарная задолженность по заработной плате составила 2725 млн рублей. По сравнению с 1 января 2016 года задолженность снизилась на 847 млн рублей (на 23,7%).

Основная сумма задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств – 2720 млн рублей (99,8% общей суммы просроченной задолженности). По сравнению с 1 декабря 2016 года задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств снизилась на 1038 млн рублей (на 27,6%).

Объём просроченной задолженности по заработной плате на 1 января 2017 года составил менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности.

Задолженность по заработной плате на 1 января 2017 года имелась перед 49 тыс. человек (менее 1% работников по обследуемым видам экономической деятельности), из них 54% – работники обрабатывающих производств; 19% – строительства; 11% – сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях, лесозаготовок; 4% – производства и распределения электроэнергии, газа и воды; 3% – транспорта.

Исключению фактов необоснованно высокой дифференциации заработной платы способствует реализация Федерального закона от 3 июля 2016 года №347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казённых).

Федеральный закон ввёл обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются:

по федеральным организациям – Правительством Российской Федерации;

по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 года №1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий установлены предельные уровни соотношения в кратности от 1 до 8.

Также указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждён Единый порядок расчёта соотношений в оплате работников учреждений и унитарных предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №1521 «Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Согласно данному постановлению информация о среднемесячной заработной плате руководителя должна размещаться в сети Интернет не позднее 15 мая года, следующего за отчётным.