Федеративные и межбюджетные отношения, территориальное планирование: некоторые важные результаты и показатели 2016 года

Работа Правительства: цифры и факты.

Реализован второй этап инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Полученные результаты, начиная с распределения на 2017 год, используются при предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов.

В рамках задачи по выравниванию бюджетной обеспеченности принято решение о централизации 1 процентного пункта налога на прибыль организаций, а также 5% отчислений от СРП. Дополнительные доходы федерального бюджета будут направлены на оказание дополнительной финансовой помощи наименее обеспеченным регионам, а также в целях предоставления стимулирующих грантов по итогам развития налогового потенциала территорий самым динамично развивающимся регионам.

Продолжалась работа по повышению эффективности предоставления межбюджетных субсидий, ужесточению ответственности федеральных органов власти и регионов за неэффективное планирование и использование средств федерального бюджета.

В 2016 году реализованы новации, направленные на повышение эффективности предоставления межбюджетных субсидий. В полной мере вступили в силу положения в отношении возврата средств субсидий в случае недостижения установленных показателей результативности, а также невыполнения графиков строительства объектов.

Консолидация субсидий, расширение направлений их использования для регионов, сокращение количества иных межбюджетных трансфертов.

Ужесточены сроки для распределения субсидий – 1 февраля 2017 года, для заключения соглашений – 1 марта 2017 года. Если к этому времени не будут заключены все соглашения о предоставлении субсидий, соответствующие бюджетные ассигнования будут подлежать перераспределению.

Осуществлённые меры по консолидации позволили сократить количество субсидий, предусмотренных проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» (с учётом подготовленных поправок ко второму чтению), до 65 субсидий, что на 31,6% меньше аналогичного показателя, предусмотренного Федеральным законом от 14.12.2016 №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год».

Разработка программ оздоровления региональных финансов.

Программы оздоровления утверждены 15 регионами с наивысшим уровнем долговых обязательств.

Снижение уровня долговой нагрузки регионов.

За 2016 год государственный долг субъектов Федерации увеличился на 34,6 млрд рублей, или на 1,5%, и составил 2 353,2 млрд рублей. При этом уровень долговой нагрузки субъектов Федерации за соответствующий период снизился на 2,7% – с 36,5 до 33,8%.

Объём государственного долга регионов по рыночным заимствованиям за этот же период сократился на 132,2 млрд рублей, или на 9,5%, составив 53,8% от общего объёма долга, со снижением на 6,5% к доле на 1 января 2016 года.

В ближайшую трёхлетку будет продолжено предоставление бюджетных кредитов бюджетам субъектов Федерации: в 2017–2018 годах предусмотрено предоставление 200 млрд рублей ежегодно, в 2019 году – 50 млрд рублей. При этом сроки предоставления увеличатся с 3 до 5 лет.