Малое и среднее предпринимательство: некоторые важные результаты и показатели 2016 года

Работа Правительства: факты и цифры.

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в России на февраль 2017 года зарегистрировано 5 925 282 субъекта МСП, из которых 5 636 789 единиц составили микропредприятия (95%), 267 558 единиц – малые предприятия (4,5%), 20 935 единиц – средние предприятия (0,4%). При этом индивидуальными предпринимателями являются 3 074 668 субъектов малого и среднего предпринимательства (52%), юридическими лицами – 2 850 614 субъектов малого и среднего предпринимательства (48%).

С 1 августа 2016 года по 10 февраля 2017 года наблюдалось увеличение числа субъектов МСП на 401 517 хозяйствующих субъектах (7,3%). Эта динамика связана в том числе с принятыми в 2016 году мерами.

Впервые в сфере развития малого и среднего предпринимательства утверждён документ стратегического планирования на долгосрочную перспективу – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года. Ориентиром этого документа является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40%).

Утверждена целевая модель по направлению «Поддержка малого и среднего предпринимательства». Её внедрение в субъектах Федерации запланировано на 2017 год.

Кроме того, президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам одобрены положения приоритетного проекта по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривающего реализацию в 2017–2018 годах мер поддержки как новых, так и действующих предприятий для увеличения численности занятых в сфере малого предпринимательства.

В законодательство РФ об административных правонарушениях внесены изменения, предусматривающие применение к субъектам МСП административного наказания исключительно в виде предупреждения. Эта мера позволит снизить административную нагрузку на предпринимателей, сделать акцент на профилактике административных правонарушений.

Приняты решения, снижающие издержки предпринимателей в связи с соблюдением требований законодательства о контрольно-надзорной деятельности:

введён институт предварительной проверки жалобы, иной информации о нарушении проверяемым обязательных требований, поступившей в орган контроля (надзора);

обеспечена возможность применения проверочных листов, содержащих систематизированные обязательные требования, при проведении проверок в отношении типовых объектов, деятельность на которых осуществляется субъектами малого предпринимательства.

В процедуры оценки регулирующего воздействия и оценки фактического воздействия внедрены механизмы анализа влияния последствий принятия нормативных правовых актов на деятельность малых и средних предприятий («МСП-тест»).

Расширены возможности малых предприятий по применению специальных налоговых режимов. В частности, увеличен пороговый размер дохода (до 120 млн рублей), а также предельный размер стоимости основных средств (до 150 млн рублей) для применения упрощённой системы налогообложения.

До 1 января 2021 года продлено действие системы налогообложения в виде единого налога на вменённый доход, что создаст предсказуемые условия для деятельности свыше 2 млн налогоплательщиков.

Упрощено кадровое делопроизводство на микропредприятиях (с численностью занятых до 15 человек). Такие предприятия освобождаются от обязанности утверждать локальные акты по вопросам трудового права. Такое решение снизит финансовую нагрузку в связи с выполнением требований трудового законодательства для 90% субъектов малого предпринимательства.

В 2016 году регионам выделены средства федерального бюджета в размере 11,1 млрд рублей на предоставление субсидий, гарантий, микрозаймов, создание и обеспечение деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов, центров поддержки экспорта, центров компетенций в области инноваций и промышленного производства, объектов капитального строительства).

Расширена сеть региональных организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: с учётом финансирования 2016 года создан 321 центр компетенции. Эти организации оказывают широкий спектр информационно-консультационных, социально ориентированных и финансово-кредитных услуг, услуг по поддержке экспорта и услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в области инноваций и промышленного производства.

Принято постановление Правительства Российской Федерации, направленное на совершенствование порядка передачи федерального имущества в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Ожидается кратное увеличение числа объектов недвижимости, включённых в перечень федерального имущества, предназначенного для оказания имущественной поддержки малым и средним предприятиям.

Осуществлён запуск единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, что обеспечило новый уровень доступности мер государственной поддержки: с 1 августа 2016 года предпринимателям не придётся доказывать свою принадлежность к малому или среднему бизнесу.

На 2017–2018 годы предусмотрено освобождение от уплаты налога на доход для самозанятых граждан, осуществляющих деятельность по репетиторству, присмотру и уходу за отдельными категориями граждан, уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства, направивших в налоговый орган соответствующее уведомление. При этом субъекты Федерации наделены правом на расширение перечня видов деятельности самозанятых граждан, доходы от осуществления которых освобождаются от налогообложения.

Приняты меры по развитию системы одного окна для предоставления услуг предпринимателям. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), предоставляющие услуги малым и средним предприятиям, включены в перечень организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства.

Реализован пилотный проект с участием 39 субъектов Федерации по созданию и развитию сети МФЦ для бизнеса. Создано более 500 окон для предоставления услуг субъектам малого и среднего предпринимательства. Внедряются такие услуги, как разработка бизнес-планов, товарная и правовая экспертиза, оценка бизнеса и рисков, юридическое сопровождение, страхование имущества физических и юридических лиц, приём заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий, на получение микрозаймов и ряд других. Также расширяется практика предоставления комплексных услуг по принципу бизнес-ситуаций.

Для стимулирования спроса на продукцию малых и средних компаний увеличена квота по прямым закупкам товаров, работ, услуг государственными компаниями у малых и средних предприятий с 10 до 15% (решение вступит в силу с 1 января 2018 года).

Определены типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к их исполнению в рамках закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.

Сформирована двухуровневая система контроля в части обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам крупнейших заказчиков. Номенклатура планируемых закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 100 866 позиций. За 2016 год общий объём договоров, заключённых с малыми или средними предприятиями по результатам закупок (всеми способами), составил 1,5 трлн рублей.

В августе 2016 года АО «Корпорация МСП» осуществлён запуск информационной системы «Бизнес-навигатор МСП» – инструмента информационно-маркетинговой поддержки, позволяющего предпринимателям открывать и развивать новый бизнес.

В рамках формирования инструмента доступного финансирования для снижения процентной ставки по кредитам субъектам малого и среднего предпринимательства АО «Корпорация МСП» совместно с Минэкономразвития России и Банком России реализуется Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства, или «Программа 6,5».

Цель указанной программы – создание механизма поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путём предоставления кредитных ресурсов на льготных условиях для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов, а также для пополнения оборотного капитала через предоставление Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных поручительствами АО «Корпорация МСП».

Задача АО «Корпорация МСП» – обеспечить доступ к «Программе 6,5» субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе через увеличение количества аккредитованных по «Программе 6,5» федеральных и опорных региональных банков. Льготное фондирование долгосрочных кредитов через уполномоченные банки предоставляется на срок до трёх лет.

Основными получателями финансовой поддержки в рамках «Программы 6,5» являются субъекты МСП, осуществляющие деятельность в производственном, агропромышленном секторах экономики, реализующие высокотехнологические проекты, направленные на импортозамещение и несырьевой экспорт. Кроме того, получателями кредитов в рамках «Программы 6,5» являются также лизинговые компании.

В 2016 году совокупный лимит по рефинансированию кредитов малому и среднему бизнесу по льготной ставке увеличен с 75 млрд до 125 млрд рублей. Одновременно принято решение о снижении минимального размера кредита, который может быть привлечён предпринимателем в рамках «Программы 6,5», с 50 млн до 5 млн рублей, а также процентных ставок (до 10,6% годовых для малых предприятий и до 9,6% годовых для средних предприятий).

По состоянию на 31 декабря 2016 года АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк» и региональными гарантийными организациями выдано свыше 10 тыс. гарантий и поручительств на сумму свыше 100 млрд рублей, что позволило малым и средним компаниям привлечь кредиты на сумму свыше 172 млрд рублей.