Транспорт и транспортная инфраструктура: некоторые важные результаты и показатели 2016 года

Работа Правительства: факты и цифры.

Ключевые показатели транспортной отрасли
Дорожное хозяйство
Автомобильный транспорт
Магистральный железнодорожный транспорт
Воздушный транспорт
Внутренний водный транспорт
Морской транспорт
Транспортно-логистические комплексы
Обустройство пунктов пропуска через государственную границу

Ключевые показатели транспортной отрасли

По данным Росстата, в январе – декабре 2016 года объём перевозок грузов организациями всех видов экономической деятельности (без трубопроводного транспорта и железнодорожного транспорта необщего пользования) составил 6,5 млрд т (101,7% к уровню аналогичного периода 2015 года), грузооборот – 2,7 трлн т-км (101,7%).

Объём коммерческих перевозок грузов, выполненных транспортным комплексом в январе – декабре 2016 года, по отношению к соответствующему периоду 2015 года вырос на 0,6% и составил 2,9 млрд т. Коммерческий грузооборот увеличился на 1,8% (2,6 трлн т-км). Объём погрузочно-разгрузочных работ в морских и речных портах России составил 860,6 млн т (104,9% к уровню 2015 года).

Пассажирооборот транспорта общего пользования (без учёта городского электрического транспорта) в 2016 году составил 457,1 млрд пасс.-км (98,1% к уровню 2015 года).

Дорожное хозяйство

В сфере развития дорожной сети в 2016 году обеспечено строительство и реконструкция 303,6 км автомобильных дорог федерального значения.

Осуществлялась реконструкция перегруженных движением участков автомобильных дорог, доля протяжённости федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, составила в 2016 году 21,8%, что лучше запланированного уровня (32,9%).

В рамках комплексного развития крупных транспортных узлов по итогам 2016 года на территории Московского транспортного узла завершена реконструкция федеральной автомобильной дороги М9 «Балтия» на участке от МКАД до Московского большого кольца, на сети региональных дорог завершено строительство 4 путепроводов через железные дороги, а также южного обхода г. Подольска протяжённостью 8,8 км и других объектов.

Завершена реконструкция подъезда к Мурманску протяжённостью 15,2 км, что позволило улучшить транспортное сообщение этого города с дорожной сетью страны и Мурманского морского порта – с международным транспортным коридором «Север – Юг».

В целях повышения безопасности жителей и улучшения состояния окружающей среды населённых пунктов, а также повышения средней скорости доставки грузов и пассажиров в 2016 году завершено строительство обходов г. Торжка на автомобильной дороге М10 «Россия» в Тверской области, населённых пунктов Кирицы и Сушки протяжённостью 12,66 км на автомобильной дороге М5 «Урал» в Рязанской области, пос. Майма на автомобильной дороге М52 «Чуйский тракт» в Алтайском крае, г. Краснослободска протяжённостью 6,1 км на подъезде к Саранску в Республике Мордовия и других.

На территории Северо-Кавказского федерального округа с вводом в эксплуатацию тоннеля длиной 0,76 км ликвидирован крупный лавиноопасный участок на автомобильной дороге «Транскам» Карджин – Алагир – Нижний Зарамаг – граница с Республикой Южная Осетия.

На территории Дальневосточного федерального округа введены в эксплуатацию участки федеральных автомобильных дорог «Лена», «Уссури», «Вилюй» общей протяжённостью 76,4 км. Завершено строительство и реконструкция 3 мостовых сооружений взамен существующих ремонтонепригодных мостов, находящихся в предаварийном состоянии, а также других объектов.

ГК «Автодор» введены в эксплуатацию 4 значимых объекта:

реконструкция участка автомобильной дороги М3 «Украина» км 124 – км 173, 1-й этап (протяжённость 48,9 км);

строительство участка автомобильной дороги М4 «Дон» км 517 – км 544 (с обходом населённых пунктов Н. Усмань и Рогачёвка (протяжённость 29,2 км);

строительство транспортной развязки на автомобильной дороге М4 «Дон», км 1442 (протяжённость 10,9 км);

строительство Молодогвардейской транспортной развязки (протяжённость 0,6 км).

В целях обеспечения транспортных связей Республики Крым и г. Севастополя с материковой частью Российской Федерации в 2016 году осуществлялось строительство мостового перехода через Керченский пролив, а также реконструкция федеральных автомобильных дорог на подходах к нему со стороны Краснодарского края.

Доля протяжённости автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в 2016 году составила 71,3%.

На автомобильных дорогах регионального и местного значения в рамках региональных программ в сфере дорожного хозяйства, в том числе с софинансированием за счёт средств федерального бюджета, завершены строительство и реконструкция участков общей протяжённостью 2961 км, отремонтировано 13 712 км.

Завершено строительство мостовых переходов через р. Каму длиной 1081 м у г. Камбарка в Республике Удмуртия (в рамках концессионного соглашения) и длиной 1 608 м у с. Сорочьи Горы в Республике Татарстан, моста длиной около 1 000 м через р. Волхов в Великом Новгороде, моста длиной 159 м на 32-м км автомобильной дороги Грозный – Шатой – Итум-Кали в Чеченской Республике и других.

В рамках средств, полученных от взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 т (система «Платон»), в 18 субъектах Федерации осуществлялись строительные и ремонтные работы на 30 мостах общей протяжённостью 3,2 км. В 2016 году за счёт этих трансфертов введён в эксплуатацию мост длиной 90 м через р. Алей на автомобильной дороге Шипуново – Краснощеково – Курья в Алтайском крае, заменивший аварийный мост, связывающий с дорожной сетью страны 25 населённых пунктов. Завершены строительные работы на путепроводе через железнодорожные пути в Брянске, что позволило ликвидировать острую перегрузку участка улично-дорожной сети в районе железнодорожного вокзала. Открыто рабочее движение по мосту через р. Белую длиной 836 м в Уфе, а также движение технологического транспорта по мостовому переходу через р. Волгу на автодороге Н. Новгород – Шахунья – Киров в Нижегородской области («Борский мост»).

В рамках подготовки объектов дорожного хозяйства к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году введены в эксплуатацию в Калининградской области участок автомобильной дороги Калининград – Мамоново II (пос. Новоселово) – граница Республики Польша протяжённостью 13,3 км, в Республике Мордовия – подъезд к аэропорту Саранска протяжённостью 3,5 км, а также участок дороги с транспортной развязкой на подъезде к этому аэропорту протяжённостью 3,6 км.

Автомобильный транспорт

По данным Росстата, в 2016 году автомобильным транспортом общего пользования перевезено 11,1 млрд пассажиров (98,1% к уровню 2015 года), пассажирооборот составил 116,6 млрд пасс.-км (99,0%).

Перевозки грузов и грузооборот автомобильного транспорта по итогам 2016 года составили 5 138,2 млн т и 234,5 млрд т-км (соответственно 101,9 и 100,8% к уровню 2015 года), коммерческие перевозки грузов и коммерческий грузооборот – 1 546,5 млн т и 123,1 млрд т-км (соответственно 100,4 и 102,1%).

В рамках реализации утверждённой Правительством Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года №2788-р) Программы некоммерческого лизинга городского пассажирского транспорта, работающего на газомоторном топливе, а также наземного электрического транспорта на территории Республики Крым и г. Севастополя заключены контракты на поставку в лизинг 444 единиц техники (255 единиц автобусов на газомоторном топливе и 189 единиц троллейбусов). Из них лизингополучателям уже передано 230 единиц автобусов и 69 единиц троллейбусов.

В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 мая 2012 года №767-р о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива ПАО «ГТЛК» реализует программу некоммерческого лизинга газомоторной техники за счёт собственных средств компании. По итогам 2016 года ПАО «ГТЛК» были заключены договоры на поставку в лизинг 418 единиц техники, работающей на газомоторном топливе, в Санкт-Петербург, Республику Коми, а также Самарскую область.

Магистральный железнодорожный транспорт

По данным Росстата, в январе – декабре 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года объём перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования вырос на 0,7% и составил 1 227,0 млн т, грузооборот увеличился на 1,6% (2 343,8 млрд т-км).

Пассажирооборот железнодорожного транспорта общего пользования в январе – декабре 2016 года увеличился на 3,3% к аналогичному периоду 2015 года и составил 124,7 млрд пасс.-км.

Объём перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования за январь – декабрь 2016 года составил 1 040,0 млн человек (101,5% к аналогичному периоду 2015 года).

С целью повышения доступности транспортных услуг для населения в 2016 году продолжено оказание мер государственной поддержки организациям железнодорожного транспорта, включающих:

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах дальнего следования в плацкартных и общих вагонах. За 2016 год перевезено 62,6 млн человек;

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате установления льгот по тарифам на перевозку обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений старше 10 лет железнодорожным транспортом в общих и плацкартных вагонах в поездах дальнего следования. За 2016 год перевезено 2,3 млн человек;

компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, оказываемые при осуществлении перевозок пассажиров в пригородном сообщении. За 2016 год перевезено 938,5 млн человек;

компенсацию от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы России. За 2016 год перевезено 449,5 тыс. человек (123,4% от плановых показателей).

В 2016 году в рамках развития транспортной инфраструктуры и реализации государственной программы «Развитие транспортной системы» введено в эксплуатацию 441,6 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий.

Реализовывались в том числе проекты: «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» (63,7 км), «Развитие участка Тобольск – Сургут» (46,7 км), «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» (22,3 км), «Комплексная реконструкция линий Таманского полуострова» (28,5 км).

В рамках реализации проекта «Строительство железнодорожной линии ст. Чульбасс – Инаглинский угольный комплекс железных дорог Якутии (Республика Саха (Якутия), Нерюнгринский район)» завершено строительство 5,7 км железнодорожных линий.

В рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» в 2016 году осуществлялось строительство обходов Краснодарского железнодорожного узла и Украины на участке Журавка – Миллерово, окончание строительства которых будет способствовать обеспечению доставки грузов в порты Азово-Черноморского транспортного узла (Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк и Грушевая) в планируемых на расчётные годы объёмах (до 154 пар поездов в сутки) и оптимизации работы Краснодарского узла с переключением грузового движения в обход на участок Тимашёвская – Крымская.

В 2016 году приобретено 493 локомотива, 500 единиц мотор-вагонного подвижного состава и 294 пассажирских вагона.

В сентябре 2016 года открыто пассажирское движение по Малому кольцу Московской железной дороги протяжённостью 54 км (МЦК). Это позволило повысить доступность и улучшить качество обслуживания пассажиров Московского региона. Среднее ежесуточное число перевезённых пассажиров в 2016 году превысило 239 тыс. человек, в будние дни поток МЦК превышает 272 тыс. человек. В 2016 году перевезено более 27 млн пассажиров. Ввод МЦК позволил разгрузить линии Московского метрополитена и существенно сократить время поездки. Полный круг по кольцу поезда «Ласточка» совершают за 84 минуты. Всего для перевозок задействованы 33 электропоезда «Ласточка» (ЭС2Г) отечественного производства, в которых особое внимание уделено удобству маломобильных граждан.

ПАО «ГТЛК» заключило в сентябре 2016 года договор лизинга на поставку 7 новых, современных, комфортабельных пассажирских электропоездов серии ЭП2Д отечественного производства в 11-вагонном исполнении для междугородних маршрутов ОАО «Центральная ППК».

В 2016 году в целях эффективного функционирования пассажирского железнодорожного транспорта в пригородном и дальнем сообщении был принят ряд налоговых мер по поддержанию устойчивой деятельности железнодорожного транспорта.

Принят Федеральный закон от 30 ноября 2016 №401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий продление льготного периода налогообложения услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по нулевой ставке НДС до 2030 года. Также установлена ставка НДС 0% на перевозки пассажиров в дальнем следовании с 01.01.2017 до 01.01.2030.

Для снижения финансовой нагрузки на субъекты Российской Федерации и на бюджеты пригородных пассажирских компаний Правительством Российской Федерации внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 №844, предусматривающие продление на долгосрочной основе (до 2030 года) действия льготного коэффициента 0,01 к тарифам на услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в пригородном сообщении и компенсацию в полном объёме потерь в доходах владельца инфраструктуры (ОАО «РЖД») от установления данного коэффициента (постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2016 №703).

Воздушный транспорт

Объём перевозок пассажиров воздушным транспортом в январе – декабре 2016 года составил 88,6 млн пассажиров (96,2% к соответствующему периоду 2015 года), пассажирооборот – 215,3 млрд пасс.-км (94,9%), объём перевозок грузов – 0,97 млн т, грузооборот – 6,6 млрд т-км (соответственно 91,5 и 120,6% к аналогичному периоду 2015 года).

В 2016 году отмечается сокращение пассажирооборота на международных авиалиниях на 12,6% и его увеличение на внутренних авиалиниях на 4,9%. На международных линиях в 2016 году наблюдалось существенное снижение перевозки пассажиров – на 18,6%: 32,2 млн пассажиров против почти 39,5 млн в 2015 году. Снижение показателей в 2016 году обусловлено внешними факторами: сокращением популярных международных маршрутов в Турцию, Египет, а также снижением реальной покупательной способности населения.

На внутренних воздушных линиях за 2016 год было перевезено более 56,4 млн пассажиров, что на 7,3% больше показателя 2015 года (52,6 млн пассажиров).

Количество обслуживаемых пассажиров российскими аэропортами в 2016 году составило 159,6 млн человек, превысив аналогичный показатель 2015 года (159,3 млн человек).

Государственная поддержка авиаперевозок в 2016 году реализована посредством 5 программ субсидирования из федерального бюджета, направленных на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории России и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации, на обеспечение доступности воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении, из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении, в Симферополь и в обратном направлении, внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе.

В рамках 5 программ субсидирования в 2016 году перевезено 1,5 млн пассажиров на сумму бюджетных ассигнований 8,0 млрд рублей.

Действующие льготы по ставке НДС на услуги по перевозке пассажиров на внутренних воздушных линиях позволяют сохранить доступность внутренних авиаперевозок для населения (не допустить существенного увеличения тарифа, несмотря на рост себестоимости) и, как следствие, не допустить снижения объёмов внутренних авиаперевозок, а также стабилизировать экономику авиакомпаний.

Развитие аэропортовой инфраструктуры

В 2016 году введены после реконструкции 2 взлётно-посадочные полосы в аэропортах Уфа и Елизово (Петропавловск-Камчатский).

В аэропортах Норильск и Кызыл завершены первые этапы реконструкции взлётно-посадочных полос длиной 730 м и 1450 м соответственно.

В соответствии с Программой подготовки к проведению в 2018 году в России чемпионата мира по футболу продолжается реализация мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов Волгоград, Екатеринбург (Кольцово), Калининград (Храброво), Нижний Новгород (Стригино), Самара (Курумоч), Саранск, Домодедово, Шереметьево, строительство нового аэропорта Ростов-на-Дону (Южный).

В аэропорту Нижний Новгород в рамках первого этапа завершена реконструкция и введена в эксплуатацию часть перрона.

В Ростове-на-Дону высокими темпами ведётся строительство нового аэропортового комплекса с ИВПП размером 3600х45 м с оснащением по II категории ИКАО.

В соответствии с графиками ведётся реконструкция аэродромной инфраструктуры в аэропортах Самара, Екатеринбург, строительство новой ВПП-3 в аэропорту Шереметьево.

Продолжаются работы по реализации проектов реконструкции (строительству) аэродромной инфраструктуры в аэропортах Ульяновск (Баратаевка), Бегишево (Нижнекамск).

Обновление парка воздушных судов

В 2016 году обновление парка самолётов, в том числе с учётом мер государственной поддержки, составило 133 единицы, в том числе:

103 воздушных судна (тип самолёта: «Сухой Суперджет», «Боинг», «Аэрбас»), приобретаемых на правах лизинга (финансового и операционного);

30 воздушных судов (тип самолёта: «Сухой Суперджет», Ан-24), приобретённые в собственность.

Продолжается реализация программы операционного лизинга самолётов «Сухой Суперджет 100» в рамках выполнения поручения Президента Российской Федерации по поддержке российского авиастроения. В декабре 2016 года подписаны два постановления – №1485 и №1486 от 26 декабря 2016 – об увеличении уставного капитала ПАО «ГТЛК» на 5 млрд рублей и 3,8 млрд рублей бюджетных средств в целях расширения поддержки лизинга воздушных судов «Сухой Суперджет 100» и Л-410, а также софинансирования приобретения 29 единиц отечественных вертолётов производства АО «Вертолёты России». ПАО «ГТЛК» заключены твёрдые контракты с холдингом «Вертолёты России» на поставку 10 единиц вертолётов Ми-8МТВ-1, 13 единиц Ми-8АМТ и 6 единиц вертолётов «Ансат». Также твёрдые контракты подписаны с АО «Уральский завод гражданской авиации» и АО «ГСС» на поставку 5 единиц самолётов Л-410 и 4 единиц ВС «Сухой Суперджет 100» соответственно.

Внутренний водный транспорт

Объём перевозок грузов на внутреннем водном транспорте в 2016 году снизился на 3,9% по сравнению с 2015 годом и составил 113,8 млн т (2015 год – 118,4 млн т). Грузооборот составляет 64,7 млрд т-км, что на 3,4% больше уровня 2015 года (62,6 млрд т-км).

Объём перевалки грузов в речных портах за 2016 год составил 138,7 млн т, или 96,6% к соответствующему периоду 2015 года (143,6 млн т).

Из общего объёма перевалки грузов доля грузов в экспортно-импортном сообщении составила 6,7%. Наибольший удельный вес переработки грузов в речных портах составляют строительные материалы – 78,3%, а также наливные грузы – 4,9%.

За 2016 год перевозки пассажиров снизились на 1,2% по сравнению с прошлым годом и на конец навигации составили 13,1 млн человек (2015 год – 13,23 млн человек).

Пассажирооборот предприятий речного транспорта России за 2016 год составил 525,0 млн пасс.-км, что на 6,7 % выше показателя прошлого года (2015 год – 492 млн пасс.-км).

Объём перевозок всех грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в период навигации 2016 года достиг 18,5 млн т грузов, что на 8,6% выше, чем в 2015 году (2015 год – 17,0 млн т).

Общая численность транспортных судов внутреннего плавания по состоянию на 14.02.2017 в соответствии с данными Системы регистрации судов составила 30 392 единицы суммарным дедвейтом около 9,8 млн т и средним возрастом 37 лет.

С целью повышения комплексной безопасности судоходных гидротехнических сооружений и обеспечения безопасности судоходства на внутренних водных путях проведена:

реконструкция гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала (шлюзы № 4, 5, 10–12);

реконструкция гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы. Ввод в эксплуатацию Топорнинских и Кишемских заградительных ворот, Кишемского судоходного канала позволил повысить уровень безопасности гидроузлов № 1, 2.

Для создания на участке реки Енисей от устья р. Ангары до порта Игарка судового хода, обеспечивающего безопасность судоходства, проводилась реконструкция 101 пары береговых створных знаков навигационного ограждения.

В 2016 году продолжались работы по:

реконструкции гидротехнических сооружений Беломорско-Балтийского канала (шлюзы № 8, 9, 17);

реконструкции гидротехнических сооружений Северо-Двинской шлюзованной системы (шлюз №5);

реализации комплексного проекта реконструкции Волго-Балтийского водного пути (реконструкция сооружений Шекснинского гидроузла);

реконструкции объектов инфраструктуры Канала им. Москвы, реконструкция гидроузла Белоомут; второй этап реконструкции Рыбинского гидроузла; техническое перевооружение насосных станций Канала им. Москвы;

реконструкции Новосибирского шлюза (второй этап – реконструкция подходного канала и ворот).

Завершена разработка рабочей документации по реконструкции гидроузлов № 2, 5 Волго-Донского судоходного канала.

В рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» и ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»

Приняты в эксплуатацию линейный дизель-электрический ледокол «Новороссийск» мощностью 16 МВт; 2 катера-бонопостановщика «Александр Сизонцев» и «Капитан Оходов» – суда должны обеспечивать транспортировку и постановку боновых морских заграждений в прибрежной морской зоне с целью локализации и ликвидации разливов нефти, участие в построении нефтесборных ордеров, а также обеспечение аварийно-спасательной готовности на море.

Закончены работы по строительству морского вокзала в Мурманске. Реконструкция морского вокзала являлась этапом проекта создания пассажирского транспортного узла «Арктическая гавань», который воплотился в жизнь к 100-летию Мурманска.

Завершены строительно-монтажные работы по строительству морского вокзала в Петропавловске-Камчатском.

В 2016 году начаты работы по проектированию строительства Багаевского низконапорного гидроузла. Реализация этого проекта призвана ликвидировать инфраструктурные ограничения на основных направлениях грузовых и пассажирских потоков на реке Дон, устранить потери провозной способности флота (по осадке и времени), создать современную и эффективную транспортную инфраструктуру, обеспечивающую ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике.

Строительство планируется начать в 2018 году.

Выполнен первый этап проектных работ (инженерные изыскания) по строительству Нижегородского низконапорного гидроузла.

Морской транспорт

Грузооборот морских портов России за январь – декабрь 2016 года увеличился на 6,7% по сравнению с 2015 годом и составил 721,9 млн т.

Объём перевалки сухогрузов составил 335,8 млн т (+7,5%), объём перевалки грузов в контейнерах увеличился до 42,7 млн т (+6,5%). Уменьшился объём металлолома до 4,0 млн т (-5,5%) и рефрижераторных грузов до 3,2 млн т (-1,1%).

Объём перевалки наливных грузов составил 386,1 млн т (+5,9%), в том числе: сырой нефти – 228,0 млн т (+12,8%), нефтепродуктов – 140,7 млн т (-3,7%) и сжиженного газа – 13,6 млн тонн (+5,5%).

Экспортных грузов перегружено 567,3 млн тонн (+5,3%), импортных грузов – 31,7 млн т (-5,0%), транзитных – 51,0 млн т (+5,8%), каботажных – 72,0 млн т (+27,4%).

В 2016 году отправление грузов морским транспортом составило 23,8 млн т (130,4% к уровню 2015 года), грузооборот – 42,8 млрд т-км (107,6%).

Завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности в 2016 году составил 3,4 млн т (+1,0%), в том числе сухогрузов – 2,9 млн т (+9,3%), наливных грузов – 0,5 млн т (-32,1%).

Перевозки пассажиров морским транспортом в 2016 году составили 13,0 млн человек, по сравнению с 2015 годом объём перевозок вырос на 20,0% (10,9 млн человек).

Объём перевозок через порты и пункты в акватории Северного морского пути (СМП) составил 7 480,2 тыс. т (+37,7% к уровню 2015 года), в том числе транзитных – 214,5 тыс. т.

В 2016 году продолжено гидрографическое исследование трасс Северного морского пути, выполнено техническое обслуживание 258 объектов средств навигационного оборудования, где установлены и действуют 25 комплектов автономных источников питания на основе светодиодных технологий, солнечных панелей и ветрогенераторов – уровень технической оснащённости трасс Северного морского пути составил 39,5%.

Продолжается реализация мероприятий Комплексного проекта развития Северного морского пути (Комплексный проект), утверждённого Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 5 июня 2015 года.

В 2016 году реализовывался ряд инвестиционных проектов, в результате которых были увеличены производственные мощности российских морских портов на 32 млн т. Среди них – ввод в эксплуатацию второй очереди морского многофункционального перегрузочного комплекса (ММПК) «Бронка» и арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти Новопортовского месторождения.

Общая численность судов морского транспортного флота под российским флагом по состоянию на 14.02.2017 в соответствии с данными Системы регистрации судов составила 3866 единиц суммарным дедвейтом около 4,7 млн т.

В Российском международном реестре судов на указанную дату зарегистрировано 1033 судна суммарным дедвейтом более 4,1 млн т. Средний возраст судов, зарегистрированных в РМРС, составил 17 лет.

ПАО «ГТЛК» заключило договоры лизинга на поставку 18 единиц судов российского производства (в том числе сухогрузы и нефтеналивные суда). Строительство судов осуществляется на российских заводах ОАО «Красное Сормово», ООО «Невский ССЗ», ОАО «Окская судоверфь» и ЗАО «Нефтефлот».

Осуществляется программа развития паромной линии на Сахалине по маршруту Ванино – Холмск. В 2016 году заключён контракт с ПАО «Амурский судостроительный завод» на строительство 2 единиц новых российских паромов для замены существующего парка.

Транспортно-логистические комплексы

ПАО «ГТЛК» осуществляет лизинговое финансирование проектов транспортной инфраструктуры. На данный момент на разной стадии развития находятся 3 проекта строительства транспортно-логистических комплексов.

В рамках пилотного проекта ПАО «ГТЛК» выступило основным партнёром и обеспечило лизинговое финансирование ТЛК «Южноуральский» (Челябинская область), который обслуживает грузооборот транспортного коридора между Российской Федерацией и КНР.

Второй проект – «Лавна» – предусматривает строительство комплекса перегрузки угля в морском порту Мурманска и железнодорожной линии на западном берегу Кольского залива.

Третий проект – это строительство транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля на северном берегу бухты Мучке морского порта Ванино Хабаровского края.

Обустройство пунктов пропуска через государственную границу

В Российской Федерации по состоянию на декабрь 2016 года установлено 392 пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Установлено 2 новых пункта пропуска на российско-китайском участке государственной границы: автомобильный пункт пропуска Большой Уссурийский – Хэйсяцзыдао и пешеходный пункт пропуска Благовещенск-1 – Хэйхэ.

Обеспечено бесперебойное функционирование пунктов пропуска, проведена работа по повышению их антитеррористической защищённости.

Завершены строительство, реконструкция и техническое перевооружение 5 пунктов пропуска в рамках ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2012–2021 годы)».

Завершён крупномасштабный проект «Реконструкция автомобильного пункта пропуска Светогорск» в рамках Европейского инструмента соседства и партнёрства.

Продолжена работа по обустройству и техническому оснащению пограничных застав и необходимых вспомогательных объектов в Киргизской Республике в соответствии с межправительственным соглашением об оказании технического содействия Киргизской Республике в рамках процесса присоединения к ЕАЭС, а также по материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений ветеринарно-санитарных контрольно-пограничных пунктов в Республике Армения.

Открыты после строительства и реконструкции 5 пунктов пропуска (воздушные пункты пропуска Раменское, Самара, Сабетта, морской пункт пропуска Большой порт Санкт-Петербург (в пределах многофункционального морского перегрузочного комплекса «Бронка» в рамках первого этапа), автомобильный пункт пропуска Светогорск).

В целях приведения в соответствие с едиными требованиями к обустройству пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза в 2016 году 6 пунктов пропуска оснащены комплексами автоматического определения весовых и габаритных характеристик грузовых транспортных средств.