Городская среда. Градостроительство: некоторые важные результаты и показатели 2016 года

Работа Правительства: факты и цифры.

Приоритетный проект «ЖКХ и городская среда»
СРО в строительстве
Сокращение административных процедур и улучшение инвестиционного климата в строительстве.
Ценообразование в строительстве
Совершенствование технического регулирования в строительстве
Промышленность строительных материалов

Приоритетное направление «ЖКХ и городская среда»

Началась активная работа по реализации приоритетных проектов ЖКХ и городская среда. Цель – создание условий для системного повышения качества городской среды на всей территории страны, в ходе проекта будет вестись мониторинг реализации во всех муниципалитетах с численностью населения 1000 и более человек.

В стране будут внедрены новые, современные правила благоустройства и приняты пятилетние муниципальные программы, предусматривающие благоустройство всех нуждающихся в благоустройстве муниципальных территорий общего пользования, а также дворовых территорий многоквартирных домов. Это будет происходить с учётом мнения граждан.

СРО в строительстве

В 2016 году институт саморегулирования в строительной отрасли претерпел существенные изменения. 3 июля 2016 года принят Федеральный закон №372-ФЗ, который внёс изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

Основными новеллами, предусмотренными Федеральным законом №372-ФЗ, являются:

введение регионального принципа формирования саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство. Такой подход обеспечивает усиление контроля за деятельностью строительных организаций и конструктивное взаимодействие с органами власти в регионах, а также удобное взаимодействие между саморегулируемыми организациями и их членами;

создание системы ответственности перед заказчиком одного лица – генерального подрядчика, в том числе по договорным обязательствам. Все остальные организации освобождаются от обязательности членства в СРО, что снижает финансовую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства;

исключение необходимости членства в СРО для лиц, выполняющих строительные контракты на сумму до 3 млн рублей;

изменение системы взносов в компенсационные фонды в виде значительного снижения взноса в фонд возмещения вреда (при первом уровне ответственности для проектировщиков и изыскателей – 50 000 рублей, для строителей – 100 000 рублей; ранее для проектировщиков и изыскателей 500 000 или 150 000 рублей при страховании гражданской ответственности; соответственно 1 500 000 и 500 000 рублей для строителей) и создание фонда обеспечения договорных обязательств для лиц, участвующих в регулируемых конкурентных закупках;

создание национальных реестров технических специалистов – главных инженеров и главных архитекторов;

введение обязательного членства в СРО, а следовательно, ответственности лиц, выполняющих функции технических заказчиков;

введение системы мер, направленных на обеспечение сохранности компенсационных фондов саморегулируемых организаций и предотвращение финансовых злоупотреблений со стороны СРО.

Сокращение административных процедур и улучшение инвестиционного климата в строительстве.

За 3 года Россия поднялась на 63 позиции в рейтинге Всемирного банка Doing business по показателю «Получение разрешения на строительство» (с 178-го места в 2013 году до 115-го в 2016-м). Продолжается системная работа по снижению административных барьеров в строительстве.

Наряду с исчерпывающим перечнем в жилищном строительстве утверждён исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов водоснабжения и водоотведения. Утверждён исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства объектов электросетевого хозяйства, в отношении нежилых объектов и объектов теплоснабжения.

Ценообразование в строительстве

В 2016 году начата разработка Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС). В систему будет заложена актуальная информация о ценах на стройматериалы, изделия и конструкции, монтируемое оборудование, стоимости эксплуатации машин и механизмов, уровне оплаты труда рабочих строителей и механизаторов с учётом территориальной специфики. Это поможет сэкономить средства для бюджетных строек всех уровней. (Начало работы ФГИС ЦС планируется с 30 сентября 2017 года, а применяться данная информационная система в полном объёме будет с 1 января 2018 года.)

Сегодня действует базисно-индексный метод расчёта смет, основанный на использовании устаревшей сметно-нормативной базы 2001 года и индексов для перевода цен 2001 года в текущие цены, который не отвечает вызовам времени. Поэтому движение идёт в сторону ресурсного метода, который невозможен без фиксации и постоянного мониторинга стоимости строительства ресурсов. Для этого и необходимо создание ФГИС ЦС.

Утверждён порядок мониторинга цен строительных ресурсов. Это необходимо для решения задачи улучшения качества ценообразования и сметного нормирования, оценки достоверности сметной стоимости объектов капитального строительства.

В 2016 году актуализированы 239 сборников существующих сметных норм и разработаны дополнения в 646 сметных нормативов. Это необходимо для совершенствования ценообразования в строительстве, целью которого является обеспечение достоверности определения сметной стоимости строительства.

Совершенствование технического регулирования в строительстве

В 2015 году Правительством Российской Федерации было принято решение о реализации комплексной программы развития системы технического регулирования в строительстве. За время реализации программы разработаны и актуализированы 126 сводов правил, 22 из которых утверждены в 2015 году, 104 – за 2016 год.

Среди обновлённых СП – актуальные и остро востребованные строительной отраслью уточнённые климатические параметры и общее сейсмическое районирование, уточнённые требования к проектированию зданий и сооружений, в том числе в части создания безбарьерной среды в зданиях и на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры.

Промышленность строительных материалов

Общий объём инвестиций в реализацию проектов, получивших государственную поддержку, составит 7894 млн рублей.

В соответствии с постановлениями Правительства от 3 января 2014 года №3, от 30 декабря 2013 года №1312, а также в рамках программ Фонда развития промышленности в 2016 году объём инвестиций в реализацию проектов с господдержкой составил 1072 млн рублей.

В 2016 году открылись завод ООО «ТехноНИКОЛЬ – Дальний Восток» по производству более 100 наименований теплоизоляции на основе каменной ваты и завод «Системные продукты для строительства» ЗАО «Триада-холдинг» (Калужская область) по производству специализированных строительных смесей и составов, в сухом и готовом к применению состояниях.

Распоряжением Правительства от 10 мая 2016 года №868-р утверждена Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года.

Введено лицензирование импорта в Российскую Федерацию из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, щебня и гравия и материалов из щебня.