Тяжёлое и транспортное машиностроение: некоторые важные результаты и показатели 2016 года

Работа Правительства: факты и цифры.

Снижение зависимости российского ТЭК от импорта
Железнодорожное машиностроение
Тяжёлое машиностроение
Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности
Нефтегазовое машиностроение
Строительно-дорожная и коммунальная техника
Энергетическое машиностроение, электротехническая и кабельная промышленность

Снижение зависимости российского ТЭК от импорта

В 2016 году продолжилась работа по снижению зависимости российского ТЭК от импортного оборудования, технологий и материалов. В том числе заключён ряд специальных инвестиционных контрактов, способствующих импортозамещению в отраслях ТЭК, включая:

специальный инвестиционный контракт с ООО «Томские технологии машиностроения» и Томской областью на семь лет для реализации проекта «Организация производства импортозамещающей продукции для ПАО “Газпром”» на базе Томского электромеханического завода им. В.В.Вахрушева по производству антипомпажных и регулирующих клапанов с общей суммой инвестиций 1,25 млрд рублей;

специальный инвестиционный контракт с АО «ГМС Ливгидромаш» и Орловской областью на шесть лет для реализации проекта «Создание промышленного производства насосов для нефтепереработки (включая насосы Apollo по стандартам API), а также насосов большой мощности для транспорта нефти/нефтепродуктов» по производству насосов для транспорта нефти и нефтепродуктов, тепловой энергетики, атомной энергетики и водоснабжения с общей суммой инвестиций 1,236 млрд рублей.

В рамках реализации плана по импортозамещению в нефтеперерабатывающей и нефтехимической отраслях промышленности России в 2016 году доля импортных катализаторов нефтепереработки снизилась с 62,5 до 39%, нефтехимии – с 38,3 до 27,5%.

Снижение импортных катализаторов нефтепереработки обеспечено в основном за счёт использования отечественных катализаторов каталитического крекинга ООО «Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов», которым в 2016 году завершены работы по следующим проектам:

модернизация производства катализаторов гидропроцессов для моторных топлив класса 5 мощностью 4 тыс. т в год;

строительство мощностей регенерации мощностью 6 тыс. т в год и реактивации катализаторов мощностью 4 тыс. т в год;

строительство производства носителей катализаторов изомеризации мощностью 1 тыс. т в год.

Также в 2016 году компании ТЭК с государственным участием разработали и утвердили корпоративные планы импортозамещения, включили их в свои долгосрочные программы развития. Заключён ряд соглашений и долгосрочных договоров о сотрудничестве в сфере локализации производства необходимого оборудования.

В части импортозамещения оборудования для отраслей ТЭК среди наиболее весомых уже достигнутых результатов отмечается открытие производств, направленных на повышение энергетической безопасности страны.

Для обеспечения технологической безопасности магистральных трубопроводов ПАО «Транснефть» в 2016 году запустило в Челябинске совместное производство магистральных насосов и электронасосных агрегатов на базе российских производственных мощностей (ЗАО «Конар») и технологий итальянской компании (Termomeccanica Pompe).

В части обеспечения российских нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий необходимыми катализаторами ПАО «Газпром нефть» реализует проект по созданию Кластера процессов нефтепереработки на базе Омского НПЗ в целях производства отсутствующих в стране катализаторов гидропроцессов и масштабирования существующих производств катализаторов каталитического крекинга FCC. В начале 2016 года здесь прошли промышленные испытания первого отечественного катализатора гидроочистки, а в декабре – начат выпуск новых катализаторов каталитического крекинга серии «Авангард». За счёт улучшенных характеристик катализатор «Авангард» позволяет увеличить выпуск компонентов высокооктановых бензинов стандарта «Евро-5».

ПАО «НК “Роснефть”» на базе Новокуйбышевского завода катализаторов реализует проект по развитию производства регенерации катализаторов. Ведутся строительно-монтажные работы на установке регенерации катализаторов мощностью до 4 тыс. т в год. Ввод в эксплуатацию запланирован на 2017 год.

Также в 2017 году ПАО «Нижнекамскнефтехим» планирует ввести производство катализаторов дегидрирования изобутана мощностью до 2 тыс. т в год.

Железнодорожное машиностроение

Программа поддержки отрасли транспортного машиностроения в 2016 году, утверждённая распоряжением Правительства, позволила получить рост по грузовым вагонам 28,8%. Основные производители грузового железнодорожного подвижного состава показали рост производства от 9 до 96% (в том числе «Рузхиммаш» – +96%, Тихвинский вагоностроительный завод – +26%).

Всего на поддержку отрасли железнодорожного машиностроения в 2016 году выделено 12,72 млрд рублей.

Тяжёлое машиностроение

Объём российского рынка тяжёлого машиностроения в 2016 году составил 268 млрд рублей, что на 1,1% выше, чем в 2015 году (265,2 млрд рублей).

Наблюдается рост объёма внутреннего производства, который в 2016 году составил 173 млрд рублей, что на 9,9% выше, чем в 2015 году (157,4 млрд рублей).

В натуральном выражении растёт производство машин для сортировки, грохочения, сепарации или промывки (+50,9%), прокатного оборудования для металлургии (+103%), талей и подъёмников (+9,5%).

Объём экспорта в 2016 году составил 14,3 млрд рублей, что на 7,2% выше, чем в 2015 году.

Поддержаны предприятия тяжёлого машиностроения в рамках реализации следующих механизмов господдержки:

субсидирование затрат, понесённых на уплату процентов по кредитам, в рамках постановления Правительства от 12 марта 2015 года №214, воспользовались 3 предприятия;

субсидирование затрат на уплату процентов по кредитам на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства от 3 января 2014 года №3), воспользовались 2 предприятия;

субсидирование затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации постановления Правительства от 30 декабря 2013 года №1312, воспользовались 6 предприятий;

субсидирование российских организаций на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в рамках реализации постановления Правительства от 8 ноября 2016 года №1143, воспользовались 5 предприятий.

Поддержкой Фонда развития промышленности воспользовались 5 предприятий отрасли тяжёлого машиностроения на общую сумму 1086 млн рублей.

Одним из важнейших событий отрасли является актуализация Стратегии тяжёлого машиностроения до 2020 года и на перспективу до 2030 года, которая осуществлялась при участии ведущих научно-технических организаций, отраслевых организаций и предприятий машиностроительного комплекса.

В октябре 2016 года успешно осуществлён «холодный» пуск строящегося по технологии «ромелт» при участии АО «ВО “Тяжпромэкспорт”» чугуноплавильного завода в Республике Союз Мьянма.

На АО «Копейский машзавод» в 2016 году продолжена реализация инвестиционного проекта «Разработка и освоение серийного производства высокопроизводительных проходческих комплексов сверхтяжёлого класса для проведения подготовительных выработок по крепким породам с применением современных методов дистанционного управления и мониторинга забойных процессов». В ходе проекта создан отечественный проходческий комбайн сверхтяжёлого класса избирательного действия со стреловидным исполнительным органом (опытный образец) с повышенной энерговооружённостью исполнительного органа, соответствующий техническому уровню аналогичных комбайнов ведущих зарубежных фирм и даже превосходящий их по ряду параметров.

В 2016 году впервые в России и впервые на АО «МК “ОРМЕТО-ЮУМЗ”» изготовлен вертикальный конвертер ёмкостью 320 тонн жидкого металла и отгружен заказчику АО «ЕВРАЗ Объединённый Западно-Сибирский металлургический комбинат» (Новокузнецк).

Машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности

В 2016 году в рамках постановлений Правительства были представлены субсидии на пополнение оборотных средств и на финансирование текущей производственной деятельности предприятиям отрасли, на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям и на НИОКР.

Запущен инвестиционный проект «Комплекты технологического оборудования и средств механизации и автоматизации по изготовлению колбасных изделий и мясопродуктов» на предприятии ЗАО «Единство» (Ярославская область).

Модернизировано оборудование для переработки мяса, рыбы, птицы, молока на предприятии ООО «ПКП “Техтрон+”» (Калужская область).

Реконструирован завод ПАО «Мельинвест» (Нижегородская область) с целью организации производства мотор-редукторов общеотраслевого назначения (для различных отраслей промышленности).

Компанией ООО «Промтехника-Приволжье» (Нижегородская область) организовано производство оборудования для доения и хранения молока.

В 2016 году предприятия отрасли наладили выпуск новых видов продукции, в частности:

ЗАО «Единство» (Ярославская область) – автоматизированный складской комплекс для хранения продукции с минимальными затратами ручного труда и автоматизированной системой учёта;

фаршемешалка FMZ-2000V – предназначена для тщательного перемешивания различных продуктов до однородной консистенции с добавлением различных специй, приправ, рассолов, вкусовых добавок и других ингредиентов;

ООО «Промтехника-Приволжье» (Нижегородская область) – оборудование для доения и хранения молока;

ЗАО «НПП “Фирма "Восход"”» (Саратовская область) – хлебопекарная ротационная печь «Муссон-ротор», модель 350 «КЛАСС ЭКО» (газ / жидкое топливо);

тестоделитель «Восход-ТД-5».

Нефтегазовое машиностроение

В 2016 году объём российского рынка нефтегазового оборудования составил 480 млрд рублей. Объём внутреннего производства составил 251 млрд рублей и вырос на 7,13% по сравнению с 2015 годом.

Объём экспорта продукции нефтегазового машиностроения в 2016 году достиг 395,7 млн долларов США (темп прироста по отношению к сопоставимому периоду 2015 года – 20%). Среди основных видов экспортируемой продукции выделяется насосное и компрессорное оборудование, трубопроводная арматура, оборудование для добычи углеводородного сырья, буровое оборудование и другие.

В 2016 году были поддержаны предприятия нефтегазового машиностроения в рамках реализации следующих механизмов господдержки:

субсидирование затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации постановления Правительства от 30 декабря 2013 года №1312;

субсидирование затрат, понесённых на уплату процентов по кредитам, в рамках реализации постановления Правительства от 12 марта 2015 года №214;

субсидирование российских организаций на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году в рамках реализации постановления Правительства от 8 ноября 2016 года №1143.

По линии государственной программы Российской Федерации «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015–2030 годы» для реализации первоочередных проектов в 2016–2017 годах выделено 1278 млн рублей шести организациям.

Фондом развития промышленности за 2016 год в части нефтегазового машиностроения рассмотрено 33 заявки на получение льготного займа, из них были одобрены 12 проектов на общую сумму 2885 млн рублей, подписаны соответствующие договоры.

Одним из наиболее значимых событий в области нефтегазового машиностроения в 2016 году является открытие уникального высокотехнологичного завода АО «Транснефть Нефтяные Насосы», создающего в России полный цикл производства магистральных и подпорных нефтяных насосов.

Строительно-дорожная и коммунальная техника

Общий бюджет на поддержку отрасли составил 1,645 млрд рублей.

В 2016 году выпущены такие ключевые продукты, как коммунальная машина МК-2000 (ПАО «МЗиК»), экскаватор-погрузчик TLB-825 (ЗАО «Тверской экскаватор»), экскаватор-погрузчик ELAZ BL (ОАО «ПО “ЕлАЗ”»), каток тротуарный двухвальцовый DM-03-VD (ООО «Завод дорожных машин»), гусеничный бульдозер Б11 (ООО «ЧТЗ-Уралтрак»), гусеничный бульдозер Т9 (ОАО «Промтрактор»).

На площадке ООО «МЗ “Тонар”» запущен новый механосборочный цех по производству прицепной техники. Модернизировано производство экскаваторов-погрузчиков на предприятии ОАО «ПО “ЕлАЗ”», а также коммунальной и складской техники на предприятии ПАО «Машиностроительный завод им. М.И.Калинина» (г. Екатеринбург). Обеспечено переоснащение производства автомобильных кранов на предприятии АО «Галичский автокрановый завод».

По итогам года проведено расширение производственных мощностей и производимой номенклатуры на ЗАО «Дробмаш», создано производство экскаваторов-погрузчиков на ОАО «Ковровский электромеханический завод». Также расширилась производственная мощность на предприятии ООО «ДСТ-Урал».

Энергетическое машиностроение, электротехническая и кабельная промышленность

Объём рынка энергетического машиностроения в 2016 году составил 155,4 млрд рублей. Объём рынка электротехнической промышленности в 2016 году к предыдущему году увеличился на 15,2% и составил 157,8 млрд рублей, а кабельной промышленности – на 12,7% (266,3 млрд рублей).

Объём внутреннего производства в 2016 году к предыдущему году в отрасли энергетического машиностроения вырос на 10,2%, электротехнической промышленности – на 25,5%, кабельной промышленности – на 14%.

В 2016 году Минпромторгом России были поддержаны предприятия энергетического машиностроения, электротехнической и кабельной промышленности в рамках реализации следующих механизмов господдержки:

субсидирование затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации постановления Правительства от 30 декабря 2013 года №1312, пяти предприятиям выделены средства;

субсидирование участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения в рамках постановления Правительства от 28 января 2016 года №41, воспользовалось одно предприятие;

субсидирование затрат, понесённых на уплату процентов по кредитам, в рамках реализации постановления Правительства от 12 марта 2015 года №214, поддержаны 15 предприятий;

субсидирование российских организаций на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году в рамках реализации постановления Правительства от 8 ноября 2016 года №1143, предоставлены субсидии двум предприятиям.

Через Фонд развития промышленности в 2016 году были профинансированы следующие проекты:

НПО «ЭЛСИБ», ПАО (Новосибирск) – проект по созданию новых типов генераторов для газотурбинных установок;

ООО «Хевел» (Новочебоксарск, Чувашская Республика) – проект по модернизации производства по новой технологии высокоэффективных фотоэлектрических модулей для солнечных электростанций;

ЗАО «СуперОкс» (Москва) – проект по разработке и созданию производства сверхпроводникового токоограничивающего устройства для обеспечения надёжности электроснабжения больших городов.

В мае 2016 года АО «РОТЕК», входящее в группу компаний «Ренова», открыло в Екатеринбурге собственный центр восстановления деталей горячего тракта газовых турбин, позволяющий впервые в России выполнять полный цикл ремонта деталей крупных энергетических турбоустановок иностранного производства.

Уральский турбинный завод (под управлением АО «РОТЕК») выпустил первую теплофикационную турбину нового поколения. Разработанная и произведённая менее чем за три года, турбина является крупнейшей в мире: её максимальная электрическая мощность составляет 335 МВт. Турбина будет установлена на ТЭЦ-22 ПАО «Мосэнерго» в подмосковном городе Дзержинском.

В марте 2016 года группа компаний «Специальные системы и технологии» (ГК «ССТ»), крупнейший в России и один из крупнейших в мире производителей нагревательных кабелей и систем электрообогрева, запустила первое в России серийное производство саморегулирующихся кабелей полного цикла, включая производство проводящих пластмасс со специальными свойствами. Общая стоимость проекта составляет 615 млн рублей.

В мае 2016 года на заводе «Таткабель» открыта новая высоковольтная испытательная станция, аналогов которой нет в России. Испытательная станция предоставляет отечественным производителям и разработчикам кабельно-проводниковой продукции необходимый комплекс услуг по испытаниям.