Общие вопросы промышленной политики: некоторые важные результаты и показатели 2016 года

Работа Правительства: факты и цифры.

Заключение специальных инвестиционных контрактов
Развитие индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров
Импортозамещение
Противодействие незаконному обороту промышленной продукции


Заключение специальных инвестиционных контрактов

В 2016 году на федеральном уровне в рамках постановления Правительства от 16 июля 2015 года №708 состоялось заключение семи специальных инвестиционных контрактов (СПИК):

первый федеральный специнвестконтракт подписан 17 июня 2016 года в рамках Петербургского международного экономического форума, его участником стала немецкая компания Claas, занимающаяся производством сельхозтехники в Краснодарском крае. В рамках данного специнвестконтракта реализуется проект по модернизации завода сельскохозяйственных машин «КЛААС» в целях освоения производства на территории России продукции сельскохозяйственного машиностроения;

второй специнвестконтракт подписан 2 сентября 2016 года в рамках Восточного экономического форума с ООО «МАЗДА СОЛЛЕРС Мануфэкчуринг Рус» по созданию и модернизации мощностей промышленного производства двигателей и моторных транспортных средств, а также по освоению промышленного производства двигателей, предназначенных для экспорта, и моторных транспортных средств в Приморском крае;

на Международном инвестиционном форуме «Сочи-2016» 30 сентября 2016 года подписаны 2 специнвестконтракта: с немецко-японским концерном «ДМГ Мори» и Ульяновской областью по модернизации промышленного производства в рамках проекта по строительству Ульяновского станкостроительного завода – ООО «Ульяновский станкостроительный завод», а также с ООО «УК “Группа ГМС”» и Орловской областью на реализацию инвестиционного проекта «Локализация производства насосов для нефтепереработки на базе АО “ГМС Ливгидромаш” (включая насосы Apollo по стандартам API), а также насосов большой мощности для транспорта нефти/нефтепродуктов»;

один специнвестконтракт в сфере нефтегазового машиностроения заключён на Петербургском международном газовом форуме 4 октября 2016 года с ООО «Томские технологии машиностроения», Томской областью и ОАО «ТЭМЗ» по реализации инвестиционного проекта «Организация производства импортозамещающей продукции для ПАО “Газпром” на базе Томского электромеханического завода им. В.В.Вахрушева», который позволит обеспечить замещение потребности группы «Газпром» в отечественных антипомпажных и регулирующих клапанах и электроприводах к ним с 2016 по 2023 год включительно;

в части химической промышленности заключено два СПИКа – с ООО «ЕвроХим-ВолгаКалий» (проект «Создание горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей и освоению производства хлористого калия мощностью 2,3 млн тонн в год 95-процентного KCL Гремячинского месторождения Котельниковского района Волгоградской области») и ООО «Еврохим – Усольский калийный комбинат» (проект «Создание промышленного производства “Усольский калийный комбинат”»).

Реализация только этих пилотных проектов привлечёт в экономику страны инвестиции на сумму более 250 млрд рублей и создаст более 3,5 тыс. новых рабочих мест.

Развитие индустриальных парков, технопарков и промышленных кластеров

В 2016 году начали работать 15 новых индустриальных парков. Теперь в России 95 действующих индустриальных парков в 45 регионах страны. Это более 7,5 млн кв. м производственных площадей и 126 тыс. созданных рабочих мест. На территории парков за прошлый год разместились более 614 новых предприятий, при этом общее количество компаний составило 2603, среди которых 285 – иностранные предприятия из 27 стран.

Сегодня в России действует 107 технопарков, в том числе 12 технопарков в сфере высоких технологий, 45 – в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства и технопарков при вузах, 22 промышленных технопарка.

В 2016 году количество действующих промышленных технопарков увеличилось на 8 площадок, достигнув цифры 22 действующих объекта в 19 регионах. На их территории расположено 2806 компаний, работающих в высокотехнологичных секторах промышленности, таких как приборостроение, электроника, лазерные технологии, химическая и медицинская промышленность, биотехнологии и новые материалы.

По итогам 2016 года в России насчитывается 39 промышленных кластеров в 27 регионах. Ведущими регионами по числу промышленных кластеров являются: Москва (4), Архангельская область (3), Республика Татарстан (3), которые насчитывают 1330 промышленных предприятий с численностью сотрудников более 616 тыс. человек, имеющих средний уровень производственной кооперации в размере 20%.

В целях стимулирования предприятий к построению промышленной кооперации и реализации совместных кластерных проектов в 2016 году Минпромторг России поддержал пять проектов промышленных кластеров в рамках инструмента постановления Правительства от 28 января 2016 года №41.

Все пять совместных проектов промышленных кластеров входят в отраслевые планы импортозамещения. Общая стоимость проектов составила 3173,09 млн рублей, планируемый размер субсидии составляет 975,97 млн рублей. В том числе в 2016 году было предоставлено 176 млн рублей на реализацию совместных кластерных проектов.

Импортозамещение

В дополнение к ранее реализуемым планам в 2016 году разработаны и утверждены два новых плана мероприятий по импортозамещению: в промышленности строительных материалов (изделий) и строительных конструкций и в индустрии детских товаров. Таким образом, на сегодняшний день реализуется 22 плана импортозамещения, в рамках которых утверждены 1423 технологических направления, в соответствии с которыми реализуется 1658 инвестиционных проектов.

Всего на реализацию проектов в области импортозамещения по состоянию на конец 2016 года направлены средства в объёме 374,4 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – 71,4 млрд рублей.

По итогам 2016 года отраслевые плановые значения, установленные в Плане содействия импортозамещению в промышленности на 2016 год, по данным Росстата и ФТС и расчётам ЦМАКП ИНП РАН, превышены по ряду отраслей.

Ключевым инструментом государственной поддержки проектов в области импортозамещения являются субсидии российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов (постановление Правительства от 30 декабря 2013 года №1312). В рамках инструмента субсидируется до 100% затрат на проведение НИОКР в рамках проекта.

В 2016 году проведены два новых отбора комплексных инвестиционных проектов, заключены договоры о предоставлении субсидии с 36 организациями. Всего за 2014–2016 годы отобраны 97 проектов общей стоимостью более 36 млрд рублей, в том числе затраты на НИОКР – 14,5 млрд рублей На реализацию проектов, отобранных в 2014–2016 годах, в совокупности из федерального бюджета выделены средства в объёме 7,4 млрд рублей (около половины от полной стоимости НИОКР).

На реализацию данной меры поддержки в 2017 году в федеральном бюджете заложено 3,1 млрд рублей. Всего в федеральном бюджете 2017–2019 годов предусмотрено 12,8 млрд рублей.

К другим наиболее востребованным инструментам государственной поддержки импортозамещения относятся: льготный заём Фонда развития промышленности; субсидии на уплату процентов по кредитам, полученным в 2014–2016 годах на реализацию инвестиционных проектов (постановление Правительства от 3 января 2014 года №3); специальный инвестиционный контракт (постановление Правительства от 16 июля 2015 года №708).

В дополнение к имеющемуся инструментарию государственной поддержки проектов в области импортозамещения в 2016 году разработаны новые субсидиарные меры поддержки:

субсидирование части затрат на передачу пилотных партий промышленной продукции, относящейся к средствам производства, в опытно-промышленную эксплуатацию (постановление Правительства от 8 ноября 2016 года №1143). В 2016 году проведён пилотный отбор проектов, заключено 16 договоров на сумму 284,2 млн рублей В федеральном бюджете на 2017–2019 годы предусмотрено около 3,4 млрд рублей;

субсидия из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов индустрии детских товаров (постановление Правительства от 25 мая 2016 года №464). В федеральном бюджете на 2017–2019 годы предусмотрено около 1,25 млрд рублей;

субсидии российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, понесённых в 2017–2019 годах в рамках реализации комплексных инвестиционных проектов по организации производства средств реабилитации. В федеральном бюджете на 2017–2019 годы предусмотрено около 1,2 млрд рублей;

субсидия российским некоммерческим организациям (за исключением бюджетных учреждений) на реализацию общеотраслевых проектов по развитию промышленности социально значимых товаров. В федеральном бюджете на 2017–2019 годы предусмотрено около 0,6 млрд рублей.

Противодействие незаконному обороту промышленной продукции

В 2016 году получены первые результаты внедрения системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками.

В реализации добровольного эксперимента по маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, начавшегося 1 апреля 2016 года, приняли участие более 1,4 тыс. компаний. Было изготовлено почти 600 тыс. контрольных (идентификационных) знаков, что показало значительное превышение данных официальной статистики уже на этом этапе.

На сегодняшний день, по сведениям ФНС России, в информационном ресурсе маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками зарегистрировано более 8,5 тыс. участников, которыми было промаркировано 3,8 млн изделий из натурального меха. Всего изготовлено более 6,7 млн контрольных (идентификационных) знаков, а розничные продажи изделий из натурального меха, подлежащих маркировке, составили более 45,2 млрд рублей, что в 5 раз превышает показатель 2015 года.

С учётом положительной практики введения маркировки контрольными (идентификационными) знаками на примере меховых изделий Госкомиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции было разработано, принято и уже реализуется постановление Правительства о проведении добровольного эксперимента по маркировке отдельных видов лекарственных средств (постановление Правительства от 24 января 2017 года №62).

В настоящее время в рамках госкомиссии Минпромторгом России прорабатывается вопрос о введении маркировки на иные виды товаров, в том числе на обувь, древесину, авиакомпоненты.