Основные результаты работы Министерства образования и науки Российской Федерации за 2017 год

Работа Правительства: факты и цифры.

Общеобразовательная школа
Среднее профессиональное образование
Высшее, послевузовское и непрерывное образование
Государственная политика в области научных исследований
Присмотр и уход за маленькими детьми. Детские сады

Общеобразовательная школа

Основные цели приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды для школьников» – ликвидация двух- и трёхсменного обучения, перевод обучающихся из зданий с высоким уровнем износа, обеспечение надлежащих санитарно-гигиенических условий в школах.

По итогам 2017 года образовательный процесс начался в 26 новых школах в 18 субъектах Федерации. Получили разрешения на ввод в эксплуатацию 68 объектов в 45 регионах. Строительная готовность ещё 15 объектов составляла от 80 до 98%. Введено более 55 тыс. новых учебных мест.

В 2017 году продолжалось создание в общеобразовательных организациях в сельской местности условий для занятия физической культурой и спортом. Отремонтированы 1052 спортивных зала. Получили развитие школьные спортивные клубы в 914 организациях. Спортивные сооружения школ оснащаются инвентарём и оборудованием. Всё это способствовало увеличению числа школьников, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, – в среднем на 2,7%.

В 2017 году увеличено количество пунктов проведения единого госэкзамена (далее – ППЭ) и аудиторий, в которых в режиме онлайн велась трансляция экзамена (с 83% в 2016 году до 93% в 2017 году). С целью обеспечения информационной безопасности и минимизации рисков по доставке экзаменационных материалов 54% ППЭ использовали технологии печати контрольных измерительных материалов непосредственно в аудитории и сканирования экзаменационных материалов в ППЭ по завершении экзамена. За ходом экзаменов наблюдали более 50 тысяч общественных наблюдателей. В 2017 году начала работать система оперативного реагирования на возможные нарушения.

Анализ полученных результатов выявил существенный рост среднего балла по ряду предметов по сравнению с предшествующим периодом, например, по физике (2017 год – 52,64; 2016 год – 49,95), информатике и ИКТ (2017 год – 58,68; 2016 год – 56,30), истории (2017 год – 51,82; 2016 год – 48,13), обществознанию (2017 год – 54,98; 2016 год – 52,97).

Также увеличилось количество стобалльников: в 2017 году – 5144 (в 2016 году – 5136). 23 участника ЕГЭ в 2017 году сдали экзамены по трём предметам на 100 баллов каждый, получив в сумме 300 баллов.

Доля участников ЕГЭ по русскому языку, не преодолевших минимальный порог, снизилась до 0,5% (в 2016 году – 0,9%). Такая тенденция прослеживается по всем учебным предметам.

Правилами выявления детей, проявивших выдающиеся способности, предусмотрены олимпиады и иные интеллектуальные или творческие конкурсы и мероприятия, перечень которых на каждый учебный год формирует Минобрнауки России. В 2016–2017 учебном году их было 102, в 2017–2018 учебном году запланировано 200 (55 из них – технической направленности). В 2016–2017 учебном году участниками Всероссийской олимпиады школьников стали 6 054 868 учеников 4–11-х классов.

В результате выступления сборных команд страны на международных олимпиадах Россия является одним из лидеров как по числу завоёванных наград в целом, так и по числу золотых медалей. В 2017 году сборные команды России в составе 38 человек выступили на международных состязаниях по математике, физике, химии, биологии, информатике, географии, астрономии и естественно-научной олимпиаде. По итогам 2017 года завоёвано 38 медалей, в том числе 18 золотых, 14 серебряных и 6 бронзовых. Каждый член 8 сборных команд нашей страны удостоен награды международного уровня.

Среднее профессиональное образование

В 2017 году 59% школьников, завершивших девятые классы и сдавших государственную итоговую аттестацию, ушли из школы, чтобы продолжить обучение в колледжах.

В рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» в 2017 году утверждены 44 федеральных государственных образовательных стандарта (далее – ФГОС) по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и специальностям. Более 1 тыс. колледжей и 58 образовательных организаций высшего образования приступили к работе по новым ФГОС.

Идёт масштабное повышение квалификации педагогических кадров среднего профобразования – более 5 тысяч преподавателей (мастеров производственного обучения) из всех регионов освоили программы повышения квалификации с учётом стандартов «Ворлдскиллс».

Среди прошедших в 2017 году наиболее значимых мероприятий – финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия»), который состоялся в мае в Краснодаре. Чемпионат стал самым масштабным национальным соревнованием по профессиональному мастерству в мире. В нём приняли участие более 950 конкурсантов, что на 25% превышает число участников прошлого национального чемпионата, а также Европейского чемпионата 2016 года (EuroSkills 2016), собравшего 500 участников.

Сборная России успешно дебютировала на 44-м чемпионате мира по профессиональному мастерству WorldSkills 2017 (октябрь 2017 года, Абу-Даби (ОАЭ)), заняв 1-е место в общекомандном зачёте и завоевав 11 медалей (6 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовую) и 21 медаль  за профессионализм.

Сформирована сеть межрегиональных центров компетенций (далее – МЦК) в семи субъектах Федерации: Республика Татарстан, Чувашская Республика, Хабаровский край, Московская, Тюменская, Ульяновская, Свердловская области. Эти центры готовят кадры по профессиям и специальностям топ-50, организуют тренировки национальной сборной к национальным и международным чемпионатам профессионального мастерства «Ворлдскиллс».

На базе МЦК созданы площадки трансляции передовых технологий и лучших практик в систему СПО, заключено более 350 соглашений с образовательными организациями 68 субъектов Федерации, апробировано 47 экспериментальных образовательных программ и технологий по профессиям и специальностям топ-50.

Высшее, послевузовское и непрерывное образование

В 2017 году реализовывался приоритетный проект «Вузы как центры пространства создания инноваций». Он направлен на создание университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов, которые призваны стать источниками позитивных изменений городской и региональной среды. По итогам проведённого в 2017 году конкурсного отбора определён 51 вуз, на базе которых будут созданы университетские центры в 39 субъектах Федерации. Центры создаются в увязке с мерами государственной поддержки программ развития 33 опорных региональных университетов.

В 2017 году 11 российских университетов вошли в топ-100 (в том числе 9 – участники проекта 5–100) и 17 российских университетов (в том числе 13 – участники проекта 5–100) – в топ-200 мировых институциональных, предметных и отраслевых рейтингов.

Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» реализуется с целью развития академической мобильности, увеличения числа обменных и совместных образовательных программ, упрощения процедуры поступления и последующего обучения иностранных студентов, признания образования, полученного в иностранном государстве.

В 2017 году в рамках проекта создан Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций. Подготовлен перечень приоритетных стран – получателей образовательных услуг, а также рекомендации по продвижению российского образования. Проведён ряд подготовительных работ по совершенствованию российской нормативной правовой базы в части экспорта российского образования.

Приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» реализуется по двум основным направлениям: формирование цифрового образовательного пространства и совершенствование нормативной правовой базы с целью обеспечения широкого использования онлайн-курсов в системе высшего образования.

Итогом работы в 2017 году стало введение в тестовую эксплуатацию информационного ресурса по принципу «одного окна», обеспечивающего доступ к онлайн-курсам по образовательным программ среднего профессионального и высшего образования. В настоящее время он включает свыше 450 курсов и далее будет регулярно пополняться. В 2017 году обучение на онлайн-курсах для формального и неформального образования прошли 241 тысяча человек, включая учащихся школ, студентов вузов и колледжей. 27 тысяч человек получили документы, подтверждающие результаты обучения. С целью формирования инфраструктуры и кадрового потенциала в 10 субъектах Федерации создана сеть региональных центров компетенций в области онлайн-обучения, в течение 2017 года на их базе прошли повышение квалификации более 3,5 тысячи сотрудников вузов и колледжей.

В 2017–2018 учебном году вузам установлено 505 тыс. бюджетных мест, что позволило сохранить доступность высшего образования на уровне 57%. Процедура распределения бюджетных мест по вузам основана на анализе потребности экономики и социальной сферы регионов, данных о трудоустройстве выпускников.

Повысилось качество приёма: по итогам приёмной кампании 2017 года средний балл ЕГЭ зачисленных на очную форму обучения на бюджет составил 68,2 балла, что на 1,6 балла выше, чем в 2016 году.

Государственная политика в области научных исследований

По сведениям, полученным с использованием аналитических сервисов Web of Science, по состоянию на конец 2017 года удельный вес публикаций российских исследователей в общем числе публикаций в мировых научных журналах в 2016 году составил 2,7% (46 234 единицы). Поручение Президента Российской Федерации об увеличении к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных «Сеть науки» (Web of Science), до 2,44% – выполнено.

В рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок за счёт средств федерального бюджета в 2017 году осуществлялось на условиях обязательного внебюджетного софинансирования. Поддерживаются проекты, имеющие конкретного потребителя результата, который принимает на себя обязательство полностью или частично обеспечить внебюджетное софинансирование работ, а также обеспечить дальнейшее практическое использование результатов работ (коммерциализацию).

В 2017 году подготовлено 564 заявки на получение патента Российской Федерации, получено 25 ноу-хау.

Продолжается работа по развитию научно-технического задела и закреплению позиций в мировой науке с использованием зарубежной глобальной исследовательской инфраструктуры. Россия принимает активное участие в таких крупных международных мегапроектах, как CERN, ITER, XFEL, FAIR и ESRF. В целом вклад Российской Федерации в реализацию этих мегапроектов составляет от 3 до 27%.

Присмотр и уход за маленькими детьми. Детские сады

В 2017 году создано более 100 тыс. дополнительных мест в детских садах. По состоянию на декабрь 2017 года доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составила 98,9%.

Значение этого показателя менее 95% зафиксировано в 7 субъектах Федерации – республиках Ингушетия (70,3%), Дагестан (81,8%), Крым (83%), Бурятия (92,5%), Тыва (93,4%), Забайкальском крае (94,4%), Республике Северная Осетия – Алания (94,7%).

В регионах с имеющимся дефицитом мест ведётся точечная работа.

Приоритетное направление – создание яслей. С этой целью готовится проект, предусматривающий достижение к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет (ясли и ясельные группы).