Основные результаты работы Министерства экономического развития за 2017 год

Работа Правительства: факты и цифры.

Вызовы. Тенденции. Приоритеты
Деловая среда. Развитие конкуренции
Малое и среднее предпринимательство
Поддержка несырьевого экспорта
Государственные инвестиции. Суверенные фонды. Внешэкономбанк
Вопросы производительности труда и поддержки занятости
Управление федеральным имуществом

Вызовы. Тенденции. Приоритеты

В 2017 году российская экономика вернулась к росту после двухлетней рецессии. По данным Росстата, ВВП в 2017 году вырос на 1,5% (первая оценка, которая может уточняться с учётом данных годовой отчётности крупных и средних предприятий, а также результатов обследования малого бизнеса).

Локомотивами роста выступают производства, относящиеся к ненефтегазовому сектору экономики, которые в «кризисный период» получили конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынках и успешно ими воспользовались. Например, по данным Минэкономразвития, рост выпуска в химическом комплексе в 2017 году составил 5,3%, в деревообрабатывающем комплексе – 1,9%, в лёгкой промышленности – 5,2%, в пищевой промышленности – 2,5%. Кроме того, несмотря на погодные аномалии в первом полугодии, значимый вклад в рост экономики в 2017 году внесло сельское хозяйство. Рекордный урожай зерновых и зернобобовых (135,4 млн т в весе после доработки) превзошёл как постсоветский максимум 2016 года (120,7 млн т), так и исторический рекорд 1978 года. Одновременно хорошую динамику продемонстрировали и показатели животноводства. В результате выпуск сельскохозяйственной продукции за 2017 год увеличился на 2,4% год к году. Важно, что экономический рост основывается на расширении внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного.

Инвестиции в 2017 году начали восстанавливаться после трёх лет падения. Прирост валовых накоплений основного капитала за 2017 год составил 3,6%. Прирост инвестиций в основной капитал составил 4,4%. Увеличение инвестиционной активности происходит в результате стабилизации макроэкономических условий, снижения общего уровня неопределённости и улучшения настроений бизнеса. Индикаторы предпринимательской уверенности, основанные на опросных данных, достигли многолетних максимумов. Например, композитный индекс PMI в среднем за 2017 год составил 55,3 – это самое высокое значение с 2008 года.

Одним из главных макроэкономических событий 2017 года стало беспрецедентное по российским меркам замедление инфляции. С сентября темпы роста потребительских цен несколько раз обновляли исторические минимумы. А по итогам года инфляция составила 2,5% – более чем в два раза ниже, чем в 2016 году (5,4%).

В 2017 году также начал восстанавливаться и потребительский спрос. Расходы домашних хозяйств на конечное потребление в целом за год выросли на 3,4%.

Оперативные индикаторы потребительской активности в течение года демонстрировали ускорение. Розничные продажи с сентября растут годовым темпом около 3% – это самые высокие темпы роста с декабря 2014 года.

О восстановлении потребительского спроса свидетельствуют и другие индикаторы. Продажи легковых автомобилей и пассажирские авиаперевозки в 2017 году показали двузначный рост, а онлайн-покупки в зарубежных интернет-магазинах более чем удвоились по сравнению с 2016 годом.

Деловая среда. Развитие конкуренции

Россия продолжает расти в международных рейтингах по условиям ведения бизнеса: в прошлом году страна заняла 35-е место в рейтинге Doing Business 2018 Всемирного банка. В 2017 году разработаны и утверждены 12 целевых моделей упрощения административных процедур.

В 2017 году продолжилось совершенствование механизма оценки регулирующего воздействия. Подготовлено 1120 заключений об ОРВ, треть из которых – отрицательные. Оптимизированы сроки и этапы различных процедур – теперь значительную часть из них можно проходить параллельно, таким образом общий срок подготовки нормативного акта сократился более чем на месяц.

Малое и среднее предпринимательство

По итогам 2017 года, по данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, малых и средних компаний в России стало больше на 2,7% (включая индивидуальных предпринимателей).

С 2017 года запущена программа льготного кредитования – на основе субсидирования банкам недополученных ими доходов при выдаче субъектам МСП кредитов по льготным ставкам. Уполномоченными банками на 1 января 2018 года был заключён 571 кредитный договор (соглашение) с субъектами МСП по льготной ставке на общую сумму 41,2 млрд рублей.

Программы льготного кредитования МСП наряду со снижением ключевой ставки Банком России существенно влияют на условия кредитования в целом. В секторе МСП происходит поступательное восстановление объёмов кредитования. В период с 1 января 2016 года по 1 ноября 2017 года наблюдается снижение средневзвешенных процентных ставок по кредитам, предоставленным кредитными организациями субъектам МСП в рублях (по кредитам до 1 года на 1 января 2016 года – 16,44%, на 1 ноября 2017 года – 13,06%, по кредитам свыше 1 года на 1 января 2016 года – 15,05%, на 1 ноября 2017 года – 11,47%).

Снижена административная нагрузка на малые и средние предприятия за счёт внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, введения надзорных каникул, замены административного штрафа на предупреждение за впервые совершённое административное правонарушение, что позволило снизить общее количество проверок бизнеса.

С 1 января 2017 года увеличены пороговый размер дохода (до 150 млн рублей) и предельный размер стоимости основных средств (также до 150 млн рублей) для применения упрощённой системы налогообложения.

Проводится планомерная работа по внедрению сервисного подхода к организации взаимодействия бизнеса с государством. В части обеспечения равного доступа МСП к мерам поддержки в каждом регионе формируется базовая инфраструктура поддержки, включающая: центр поддержки предпринимательства, гарантийный фонд, микрофинансовую организацию, инфраструктуру имущественной поддержки начинающих и действующих предпринимателей, центры компетенций в инновационно-производственной сфере. В настоящее время создано 700 объектов инфраструктуры, базовый набор услуг для предпринимателей имеет 31 субъект Федерации. В 2018 году базовый перечень услуг будут иметь порядка 45 субъектов Федерации.

Для структурирования этой работы в деятельность регионов по развитию малого и среднего предпринимательства внедряется проектный подход. В 2017 году комплексные проекты по поддержке МСП утверждены в 85 субъектах Федерации.

Одно из ключевых направлений работы по внедрению сервисной модели поддержки малых и средних предприятий – это организация центров оказания услуг «Мой бизнес». Цель – создать механизм, обеспечивающий территориальную доступность мер поддержки для любого предпринимателя. Основным преимуществом таких центров перед другими формами предоставления услуг предпринимателям по принципу «одного окна» является возможность объединения на одной площадке государственных услуг и услуг коммерческих организаций, необходимых предпринимателю для начала и успешного ведения бизнеса. По состоянию на 31 января 2018 года в 42 субъектах Федерации создано 115 центров оказания услуг для бизнеса, при этом в 37 регионах 82 центра созданы на базе финансово-кредитных организаций.

Поддержка несырьевого экспорта

В 2017 году шла реализация приоритетных проектов «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», «Международная кооперация и экспорт в промышленности», «Экспорт продукции АПК», «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

Определён перечень продукции, поддержка экспорта которой должна осуществляться в приоритетном порядке.

Сокращено количество документов и время прохождения таможенных операций и процедур для экспортируемых товаров.

На базе Российского экспортного центра (РЭЦ) сформирован единый институт поддержки экспорта, который осуществляет предоставление экспортёрам ряда субсидий.

Важным результатом работы по внедрению новых мер экономического стимулирования экспортно ориентированных компаний стало внесение изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих возможность применения нулевой ставки НДС при реализации и реэкспорте товаров, произведённых в рамках таможенных процедур переработки на таможенной территории, свободной таможенной зоны и свободного склада.

В 2017 году выявлено 50 новых мер, оказывающих негативное влияние на доступ российских товаров на внешние рынки. Устранена (либо прекратила действие) 31 ограничительная мера. По экспертным оценкам, ущерб от действия этих мер составлял около 1,7 млрд долларов.

В 2017 году состоялось 55 заседаний и 30 встреч сопредседателей межправительственных комиссий. Со времени введения ограничительных мер в отношении России (март 2014 года) удалось разморозить межправительственный диалог с двумя третями стран – членов ЕС (в том числе проведено 14 заседаний МПК и 14 встреч сопредседателей МПК).

Торговыми представительствами в 2017 году реализовывалось 696 внешнеэкономических проектов, сумма заключённых контрактов по успешно реализованным проектам составила 1,36 млрд долларов, что в 4 раза больше, чем в 2016 году (348 млн долларов). Экспорт, поддержанный с участием РЭЦ, составляет 8,8 млрд долларов. Количество экспортёров, воспользовавшихся услугами группы РЭЦ, достигло 3,8 тысячи.

Государственные инвестиции. Суверенные фонды. Внешэкономбанк

В 2017 году принят ряд решений по обеспечению надёжности и эффективности процесса инвестирования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, временно свободных средств государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также сохранности указанных средств. В частности, приняты акты Правительства, обеспечивающие использование кредитных рейтингов при размещении указанных средств.

С целью создания условий для массовой реализации перспективных инвестиционных проектов в 2017 году разработан механизм финансирования инвестиционных проектов на основе договоров синдицированного кредита, с применением мер государственной поддержки – «фабрика проектного финансирования».

Распоряжением Правительства утверждены Концепция развития публичной нефинансовой отчётности и план мероприятий по реализации Концепции.

С января 2017 года запущен функциональный блок по мониторингу реализации проектов государственно-частного партнёрства (ГЧП), в том числе концессионных соглашений. На 1 января 2018 года на всех стадиях реализации находилось свыше 2,6 тыс. проектов ГЧП, и их количество растёт.

В 2017 году в рамках методического сопровождения органов власти и инвесторов актуализированы рекомендации по реализации проектов ГЧП, включающие примеры лучших практик.

12 марта 2018 года утверждён план мероприятий по развитию ГЧП в целях активизации развития инфраструктуры (инфраструктурная ипотека).

Вопросы производительности труда и поддержки занятости

В 2017 году в России численность безработных в возрасте 15–72 лет по методике Международной организации труда составила в среднем за год 3967 тысяч человек. По сравнению с 2016 годом она сократилась на 277 тысяч человек (на 6,5%). Уровень общей безработицы составил в среднем за год 5,2%, что на 0,3% ниже, чем в 2016 году.

Управление федеральным имуществом

В 2017 году распоряжением Правительства утверждена Программа приватизации федерального имущества на 2017–2019 годы. На системной основе продолжается её дополнение объектами государственной казны.

С апреля по июль 2017 года проводилась годовая дивидендная кампания в отношении акционерных обществ с государственным участием, включённых в спецперечень. По результатам директив в федеральный бюджет начислено порядка 240 млрд рублей. В рамках мобилизации доходов федерального бюджета рядом акционерных обществ с государственным участием, включённых в спецперечень, в федеральный бюджет выплачены промежуточные дивиденды (ПАО «Транснефть», АО «Роснефтегаз», ПАО «ФСК ЕЭС», ПАО «НК “Роснефть”», АО «Международный аэропорт Шереметьево»).