Основные результаты работы Министерства финансов за 2017 год

Работа Правительства: факты и цифры.

Инструменты управления общественными финансами
Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит
Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки
Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения
Федеральная контрактная система. Госзакупки

Инструменты управления общественными финансами

Бюджетная политика в 2017 году проводилась в более благоприятных внешнеэкономических условиях, чем предполагалось базовым сценарием прогноза социально-экономического развития, и была направлена на повышение стабильности и предсказуемости макроэкономических условий, необходимых для обеспечения устойчивых темпов роста экономики.

В 2017 году осуществлён переход к бюджетной политике на основе «бюджетных правил». В целях минимизации влияния ценовой конъюнктуры на рынке нефти на динамику курса (а также другие макроэкономические параметры: инфляцию, процентные ставки) с февраля 2017 года проводились операции на валютном рынке во взаимодействии с Центральным банком по покупке иностранной валюты в объёмах, эквивалентных дополнительным нефтегазовым доходам, которые были получены в связи с превышением цены на нефть марки «Юралс» 40 долларов США за баррель.

За счёт дополнительных нефтегазовых доходов, сформировавшихся в результате превышения цены на нефть базового уровня, в соответствии с «бюджетными правилами» средства в объёме 829 129,9 млн рублей были направлены на покупку иностранной валюты с целью последующего перечисления в Фонд национального благосостояния. С учётом курсовой разницы в Фонд национального благосостояния по итогам 2017 года поступило 841,8 млрд рублей.

Окончательный переход к бюджетной политике на основе «бюджетных правил» законодательно закреплён Федеральным законом от 29 июля 2017 года №262-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета». Согласно этим правилам, предельный объём расходов федерального бюджета определяется как сумма базового объёма нефтегазовых доходов, рассчитанного при базовой цене на нефть, объёма ненефтегазовых доходов и расходов по обслуживанию государственного долга.

Базовая цена на нефть марки «Юралс» установлена на уровне 40 долларов США за баррель в ценах 2017 года и подлежит ежегодной индексации, начиная с 2018 года, на 2%. Эти правила предусматривают выход на бездефицитный бюджет на первичном уровне (в условиях постоянных цен на нефть марки «Юралс» на уровне 40 долларов за баррель в реальном выражении в ценах 2017 года) уже в 2019 году.

Одновременно с законодательным закреплением «бюджетных правил» произошло объединение суверенных фондов Российской Федерации на базе Фонда национального благосостояния с сохранением целевой составляющей суверенных фондов (обеспечение сбалансированности федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда, а также софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан). В связи с этим нефтегазовые доходы, поступившие в 2017 году и не использованные в целях финансирования расходов федерального бюджета, не направлялись в резервный фонд, а в 2018 году будут использованы для пополнения Фонда национального благосостояния.

Кодификация «бюджетных правил» позволяет укрепить доверие к экономической политике и снизить неопределённость, связанную с влиянием внешних факторов на развитие отраслей экономики.

Таким образом, в сочетании с принципом фискальной нейтральности «бюджетные правила» стали основой для формирования стабильной и предсказуемой макроэкономической среды, что позволило увеличить потенциал роста российской экономики на 0,5% в год.

Эти принципы нашли отражение в основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, на базе которых осуществлялась подготовка проекта федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.

Соответствующие направления в 2017 году были впервые разработаны Правительством в виде единого документа, целью которого являлось определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета на 2018–2020 годы, подходов к его формированию, а также выбор приоритетов на предстоящие периоды с целью формирования экономики, устойчивой к неблагоприятным внешним воздействиям и позволяющей уверенно отвечать на современные вызовы.

Основные характеристики федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сформированы с учётом применения основных положений «бюджетных правил» и предполагают поэтапное снижение нефтегазового дефицита федерального бюджета с 9,1% ВВП в 2016 году до уровня 5,7% ВВП в 2020 году.

Взвешенная бюджетная политика Правительства наряду с последовательной и предсказуемой денежно-кредитной политикой Центрального банка позволила укрепить доверие экономических агентов к российской экономике. В качестве результатов проделанной работы выделяются следующие:

пересмотр рейтинговыми агентствами прогноза по страновому рейтингу России в сторону повышения;

повышение популярности российской национальной валюты среди иностранных инвесторов;

сокращение риск-премии по десятилетним облигациям.

Таким образом, в 2017 году первый этап структурных реформ – реформы в макроэкономической политике, направленные на повышение стабильности и предсказуемости макроэкономических условий (построение бюджета на основе «бюджетных правил» и проведение сопряжённых операций на валютном рынке, переход к плавающему валютному курсу и режиму инфляционного таргетирования), – был завершён.

В 2017 году продолжена работа по совершенствованию администрирования доходов и повышению эффективности борьбы с дебиторской задолженностью по доходам в рамках утверждённого Правительством плана мероприятий («дорожной карты»). В 2017 году реализованы ключевые мероприятия «дорожной карты», направленные на создание стимулов для добровольной уплаты платежей, повышение эффективности взыскания задолженности, упрощение признания фактически безнадёжной к взысканию задолженности и её списания, а также совершенствование и выравнивание условий налогообложения.

Реализация «дорожной карты» позволила сократить рост дебиторской задолженности по доходам, а по ряду главных администраторов – сократить её объем. К концу 2017 года дебиторская задолженность по доходам снизилась по сравнению с началом 2017 года на 5,2% (в сравнении с ростом более чем на 20% в 2016 году). Значительная часть изменений, предусмотренных принятыми в 2017 году нормативными актами, вступила в силу с 1 января 2018 года, а значит, окажет влияние на динамику дебиторской задолженности по доходам в последующие периоды.

Проделана работа по уточнению и унификации подходов к прогнозированию доходов, по созданию перечня и реестра источников доходов бюджетов бюджетной системы, по инвентаризации и оценке существующих льгот и преференций, как в части налоговых поступлений, так и по таможенным платежам и страховым взносам. Эти меры позволят сохранить тренд на снижение дефицита бюджета в будущем.

Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит

В 2017 году разработаны Правительством, рассмотрены парламентом и подписаны Президентом необходимые изменения в налоговое законодательство. Среди наиболее существенных новаций:

введён инвестиционный налоговый вычет;

введена возможность для сельскохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, одновременно признаваться плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), не переходя на общий режим налогообложения;

продлён срок действия пониженной ставки НДС в размере 10% в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа до 31 декабря 2020 года включительно;

субъектам Федерации предоставлено право на 2018 год устанавливать ставку налога на движимое имущество, ограниченную на федеральном уровне размером 1,1% (основная ставка – 2,2%);

установлена ставка НДС в размере 0% при реализации товаров, вывозимых с территории Российской Федерации в таможенной процедуре реэкспорта.

Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки

Значимым событием 2017 года стало размещение облигаций федерального займа для физических лиц (ОФЗ-н). Основная цель проекта – повышение финансовой грамотности населения, воспитание у граждан культуры сбережения и инвестирования средств.

Спрос на новый инструмент оказался высоким. Дебютный выпуск облигаций в объёме 15 млрд рублей по номинальной стоимости был полностью размещён уже 2 июня 2017 года, что значительно раньше планировавшегося срока (конец октября 2017 года). География размещения дебютного выпуска ОФЗ-н достаточно широкая: облигации приобрели граждане из более чем 70 городов России – от Калининграда до Петропавловска-Камчатского, от Мурманска до Владикавказа. Основными покупателями ОФЗ-н стали жители Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга, которые в совокупности приобрели 38% размещённых облигаций.

Сразу после окончания размещения дебютного выпуска ОФЗ-н было принято решение о начале размещения дополнительного выпуска объёмом 15 млрд рублей по номинальной стоимости, в результате чего общий объём эмиссии данного выпуска был доведён до 30 млрд рублей по номинальной стоимости.

В сентябре 2017 года завершилось размещение дополнительного выпуска ОФЗ-н и началось размещение второго выпуска ОФЗ-н с погашением в сентябре 2020 года в объёме 15 млрд рублей по номинальной стоимости.

Всего за счёт размещения ОФЗ-н привлечено 39,1 млрд рублей.

В целях развития финансовой системы в 2017 году в сфере регулирования финансовых рынков продолжилась работа по совершенствованию инфраструктуры финансового рынка, формированию высокого уровня корпоративного управления, повышению защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг.

В частности, в целях стимулирования инвестиций физических лиц установлена налоговая льгота в отношении доходов в виде процентов (купонного дохода) по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях.

В целях повышения привлекательности для частных инвесторов инвестиций в инструменты фондового рынка максимальная сумма взноса на индивидуальный инвестиционный счёт увеличена до 1 млн рублей (без увеличения налогового вычета по налогу на доходы физических лиц).

Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения

В рамках обеспечения финансовой поддержки субъектов Федерации в 2017 году предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 1690,1 млрд рублей, в том числе дотации – 759 млрд рублей, субсидии – 419,8 млрд рублей, субвенции – 326,1 млрд рублей, иные межбюджетные трансферты – 185,2 млрд рублей.

Предоставление в 2017 году из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации способствовало сокращению различий в уровне расчётной бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,7 до 2,6 раза.

Кроме того, в 2017 году из федерального бюджета оказана дополнительная финансовая поддержка регионам в виде предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Федерации в общем объёме 133,8 млрд рублей.

Субсидии субъектам Федерации из федерального бюджета в 2017 году предоставлены в объёме 419,8 млрд рублей (103 субсидии) в рамках 26 государственных программ (411,8 млрд рублей, или 98,1% общего объёма субсидий), а также в рамках непрограммных направлений деятельности (8 млрд рублей, или 1,9% общего объёма субсидий).

Государственный долг субъектов Федерации на 1 января 2018 года составил 2315,5 млрд рублей (30,5% к налоговым и неналоговым доходам (минус 3,32% к 1 января 2017 года)), со снижением к уровню 1 января 2017 года на 37,7 млрд рублей, или на 1,6%.

В целях снижения долговой нагрузки субъектов Федерации в 2017 году проведена реструктуризация задолженности субъектов по бюджетным кредитам. Срок возврата бюджетных кредитов, предоставленных регионам в 2015–2017 годах, срок погашения которых наступает в 2018–2019 годах и в 2021–2022 годах, продлён на 7 лет. Субъектам Федерации, которые в 2018–2019 годах обеспечат темпы роста налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов не ниже темпов инфляции, общий срок реструктуризации долга будет продлён до 12 лет, т.е. до 2029 года. Это позволит субъектам обеспечить равномерное погашение задолженности по бюджетным кредитам, снизить объёмы возврата бюджетных кредитов и высвободить средства для финансирования приоритетных расходных обязательств.

Кроме того, предусмотрено погашение бюджетных кредитов в 2018–2019 годах в объёме 5% от суммы задолженности ежегодно, в 2020 году – в объёме 10% от суммы задолженности, в 2021–2024 годах – равными долями по 20% ежегодно.

Продолжено использование инструмента бюджетного кредитования на условиях принятия регионами обязательств по ограничению дефицита бюджета субъекта и уровню государственного долга. Общий объём фактически предоставленных регионам бюджетных кредитов в 2017 году составил 333,8 млрд рублей.

Совместно с органами государственной власти субъектов Федерации осуществляется разработка программ финансового оздоровления субъектов Федерации с высоким уровнем долговой нагрузки. В 2017 году особенно пристальное внимание уделялось организации бюджетного процесса Удмуртской Республики, республик Дагестан и Хакасия.

За счёт дополнительных поступлений федерального бюджета по налогу на прибыль организаций:

увеличен объём дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации на 2018 год на 30,5 млрд рублей;

предоставлены гранты за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала территорий (в 2017 году объём указанных грантов увеличен с 10 млрд до 20 млрд рублей с одновременным ростом количества поощрённых регионов с 20 до 40);

бюджетам субъектов предоставлены дополнительные дотации в целях стимулирования деятельности органов государственной власти регионов, обеспечивших дополнительные поступления в федеральный бюджет по налогу на прибыль организаций.

В целях совершенствования предоставления межбюджетных трансфертов в 2017 году принят ряд федеральных законов по изменению бюджетного законодательства, предусматривающих:

необходимость заключения с высокодотационными субъектами Федерации соглашений о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов из федерального бюджета, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и финансовому оздоровлению субъектов;

предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации «под потребность»;

установление общих требований к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Федерации из федерального бюджета;

распределение субсидий бюджетам субъектов Федерации на очередной финансовый год и плановый период федеральными законами о федеральном бюджете (было – решениями Правительства);

закрепление сроков заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Федерации до 15 февраля;

установление единого порядка определения предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Федерации.

В 2017 году проведена инвентаризация расходных полномочий субъектов Федерации. Полученные результаты использованы при предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Федерации на 2018 год.

Федеральная контрактная система. Госзакупки

В 2017 году полномочия по разработке государственной политики в сфере госзакупок и закупок госкомпаний переданы от Минэкономразвития Минфину.

В 2017 году обеспечено внесение изменений в Закон о контрактной системе в части перевода всех процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в электронную форму, а также в Закон о закупках в части установления исчерпывающего перечня способов осуществления закупок, что способствует повышению прозрачности, эффективности закупок, а также расширению возможностей доступа малых и средних предприятий к закупкам.

20 ноября 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок размещён Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, использование которого обеспечит повышение прозрачности закупок и снижение коррупционных рисков за счёт введения единообразных наименований товаров, работ, услуг, формирования референтных цен и повышения эффективности контроля закупок.

В соответствии с Законом о контрактной системе в 2017 году в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещений о закупках на сумму 7,1 трлн рублей. Общий объём заключённых контрактов составил порядка 6,2 трлн рублей, что на 15,6% больше показателя 2016 года (без учёта контрактов, сведения о которых составляют государственную тайну и не размещаются в открытом доступе).

Экономия бюджетных средств составила порядка 400 млрд рублей. Среднее снижение цен при проведении конкурентных закупок составило 8%.

В соответствии с Законом о закупках в 2017 году общий объём договоров составил свыше 16,5 трлн рублей.