Основные результаты работы Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации за 2017 год

Работа Правительства: факты и цифры.

Экологическая безопасность. Обращение с отходами
Охрана природы. Заповедники, национальные парки
Охрана лесов. Лесопромышленный комплекс
Водохозяйственный комплекс
Экология Волги
Управление природными ресурсами. Недропользование

Экологическая безопасность. Обращение с отходами

В 2017 году Президентом России утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, которая станет основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. В качестве одного из приоритетных направлений решения основных задач в области обеспечения экологической безопасности определено внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически безопасных производств, а также внедрение технологий, направленных на снижение объёма или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты. Разрабатывается план реализации стратегии.

Крупные промышленные компании в рамках соглашений с Минприроды России и Росприроднадзором в 2017 году завершили 75 мероприятий в сфере экологической безопасности с общим объёмом финансирования более 76 млрд рублей. Всего подписано 54 соглашения (216 мероприятий) на сумму более 123 млрд рублей, большинство из них – долгосрочные. Полностью исполнены мероприятия по 14 соглашениям.

После выполнения всех мероприятий в рамках соглашений ожидается снижение выбросов в атмосферный воздух на 130 тыс. т в год, сбросов в водные объекты – на 33 млн куб. м/сутки, уменьшение образования отходов на 1,117 млн т в год.

В 2017 году начата реализация приоритетных проектов «Чистая страна» и «Дикая природа России: сохранить и увидеть».

Продолжалась активная работа по реформированию системы природоохранного нормирования в целях создания стимулов и поддержки инициативы предприятий по их экологизации и модернизации устаревших, «грязных» производств.

Большинство крупнейших предприятий включились в работу по переходу на наилучшие доступные технологии (далее – НДТ). Прорабатываются программы модернизации производств, программы оснащения источников выбросов средствами автоматического контроля.

Минприроды России, Росприроднадзором и крупнейшими компаниями, такими как ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «КАМАЗ», АО «Газпромнефть – Московский НПЗ», ПАО «Северсталь», ООО «ЕвразХолдинг», АО «Группа “Илим”», ПАО «НК “ЛУКОЙЛ”», АК «АЛРОСА» (ПАО), ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ПАО «ГМК “Норильский никель”», и другими заключено более 40 соглашений о переоснащении производства, переходе на наилучшие доступные технологии, внедрении современного газоочистного оборудования.

В 2017 году с использованием наилучших доступных технологий введено в эксплуатацию 11 новых объектов, модернизировано – 4. Благодаря техническому переоснащению сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты составило 284 тыс. т в год.

В рамках реализации постановления Правительства от 23 июня 2016 года №572 «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» создан государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Эта информационная система является основой для реализации большинства норм регулирования, предусмотренных реформой природоохранного законодательства, прежде всего в части экологической модернизации производств. Ведут реестр Росприроднадзор и региональные органы исполнительной власти. По состоянию на конец 2017 года в него включено свыше 220 тыс. объектов, из них 85 198 – федерального уровня, 135 556 – регионального уровня. К объектам I категории отнесено 6519 предприятий, ко II – 32 120, к III – 136 675, к IV – 45 431.

Федеральным законом от 31 декабря 2017 года №503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнены полномочия органов государственной власти в области обращения с отходами производства и потребления, а также понятия сбора отходов, накопления отходов от использования товаров. Уточнены требования к содержанию территориальной схемы обращения с отходами. Установлены требования к местам (площадкам) накопления отходов. Уточнён порядок расчёта и уплаты экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета от экологического сбора, полномочия региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами и правила установления тарифов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, а также льгот при их уплате.

В целях стимулирования утилизации и переработки отходов установлен запрет на захоронение отдельных видов отходов, вступивший в силу с 2018 года. В перечень таких отходов в первую очередь включены: лом чёрных и цветных металлов, бумага, картон, полимеры, стекло, текстиль, резина. Всего в перечне 182 пункта. С 2018 года будет запрещено захоронение чёрных и цветных металлов, отходов, содержащих ртуть. С 2019 года – отходов бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклянной тары, с 2021 года – компьютерной и оргтехники, аккумуляторов и бытовых приборов.

Территориальные схемы обращения с отходами утверждены в 85 субъектах Федерации. Региональные программы обращения с отходами утверждены в 52 субъектах Федерации. Региональные операторы в сфере обращения с отходами определены в 23 субъектах Федерации, в 62 – идут процедуры отбора региональных операторов. Чётко определены компании, которые транспортируют образовавшиеся отходы. Все потоки отходов зафиксированы.

«Дорожные карты» по переходу на новую систему обращения с отходами утверждены в 74 субъектах Федерации. Установлены точные сроки для безусловного начала работы новой системы обращения с отходами с 2019 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года №397 в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012–2020 годы в качестве подпрограммы включён приоритетный проект «Чистая страна», который направлен на ликвидацию накопленного вреда окружающей среде и создание инфраструктурных объектов по сжиганию отходов с выработкой электроэнергии.

В 2017 году в регионах создано 111 объектов по обработке, утилизации и размещению отходов.

Охрана природы. Заповедники, национальные парки

В 2017 году созданы 4 особо охраняемые территории федерального значения: национальные парки «Сенгилеевские горы» в Ульяновской области и «Ладожские шхеры» в Республике Карелия, государственные природные заповедники «Восток Финского залива» в Ленинградской области и «Васюганский» на территории Новосибирской и Томской областей.

Создан Информационно-аналитический центр поддержки заповедного дела с полномочиями, необходимыми для решения вопросов развития заповедных территорий. Среди таких вопросов – обеспечение эффективной охраны, борьба с браконьерством, оформление земельных участков, создание туристической инфраструктуры, кадровые вопросы, сохранение редких видов животных, предотвращение природных пожаров и т.д. При центре создан «летучий отряд», оперативно выезжающий в любую точку России и помогающий разбираться в сложных ситуациях. Опытные специалисты обучают инспекторов, консультируют по юридическим вопросам, предлагают эффективные решения.

С 2017 года реализуется приоритетный проект «Дикая природа России: сохранить и увидеть». Определены 7 пилотных территорий, где будут отрабатываться программы развития экологического туризма. Для этих целей выбраны национальные парки на Северном Кавказе, Алтае, в Арктике и Прибайкалье. Средства, полученные от туризма, предполагается направлять на охрану природы, программы реинтродукции редких и исчезающих видов животных, программы по сохранению биоразнообразия.

В 2017 году открыты современные визит-центры в заповедниках «Пасвик» в Мурманской области и «Ростовский», национальных парках «Угра» в Калужской области, «Водлозерский» в Карелии и Архангельской области, «Земля леопарда» на Дальнем Востоке.

Построен экологический переход для диких животных через федеральную автомобильную дорогу М3 «Украина». Осуществлены проекты по сохранению редких видов животных, состоялся выпуск на волю лошадей Пржевальского, бизонов и сайгаков.

Охрана лесов. Лесопромышленный комплекс

С 2016 года обеспечена окупаемость расходов на развитие лесного хозяйства: на 1 рубль расходов из федерального бюджета в 2017 году приходится 2,2 рубля доходов бюджетов всех уровней.

Доходы бюджетов всех уровней от лесного хозяйства, включая арендную плату, налоги, таможенные пошлины, составили в 2017 году 61 млрд рублей, что выше уровня 2013 года почти на 44%. При этом порядка половины поступлений дают платежи за использование лесов.

Организована работа по формированию ставок платы за лесные ресурсы. В качестве основного рассматривается рентный подход, когда цена лесного ресурса определяется по методу остаточной стоимости. Критерии формирования ставок платы должны стать стимулами для развития глубокой переработки древесины. В 2018 году это направление работы будет иметь приоритетный характер.

Средства федерального бюджета направляются на авиационный мониторинг лесов, увеличение численности государственных лесных инспекторов, установление границ лесничеств и лесопарков на землях лесного фонда.

Восстанавливается централизованная система авиационной охраны лесов. В Красноярске создан Межрегиональный центр по борьбе с пожарами, там же заработал пирологический центр, задача которого – создание новых подходов, технологий, оборудования.

Одним из достижений в сфере лесного хозяйства является принятие новой методики, в соответствии с которой финансирование перераспределяется в пользу субъектов Федерации с наихудшей статистикой по лесным пожарам. Дополнительную финансовую поддержку, в частности, получили Забайкальский край, Амурская и Волгоградская области.

В 2017 году объём лесозаготовки составил 216 млн куб. м – рекордный показатель за последние 20 лет. При этом в 2017 году обеспечен баланс выбытия и восстановления лесов – восстановлено 953 тыс. га (планировали 945 тыс. га).

80% заготавливается арендаторами лесных участков (или 173 млн куб. м). Арендаторы увеличили объёмы заготовки древесины за последние 5 лет почти на 20%. Рост объёма заготовки произошёл в основном за счёт Иркутской области, Красноярского, Хабаровского краёв, Вологодской, Архангельской, Томской областей, Республики Коми. Добросовестные арендаторы получили гарантии в долгосрочном пользовании лесными участками (до 98 лет) путём заключения договора на новый срок без процедуры торгов. Введены единые типовые договоры аренды.

С 2016 года в субъектах Федерации проводятся аукционы по продаже права на заключение договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства сроком до одного года. Механизм набирает обороты, и в общей сложности на сегодня заключено более 11 тыс. таких договоров. По итогам 2017 года малым бизнесом заготовлено 6,6 млн куб. м. Это выше показателя 2016 года в 2,8 раза.

В последние годы вносились изменения в нормативную правовую базу, предпринимались конкретные действия, которые позволили вплотную приблизиться к переходу на интенсивную модель хозяйствования – со строительством новых лесных дорог, внедрением современных техник лесовосстановления, повышением уровня лесозаготовки без ущерба экологическим системам. В 2017 году подписаны соответствующие «дорожные карты» с главами пяти пилотных регионов: Вологодской, Архангельской, Иркутской, Ленинградской областей, Республики Коми.

Благодаря консолидации усилий удалось побороть пандемию шелкопряда в сибирских регионах. Лесные насаждения спасены на площади 1,4 млн га, предотвращён экологический ущерб на 105,4 млрд рублей.

Активно ведётся работа по совершенствованию дистанционного мониторинга использования лесов, который является одним из эффективных инструментов борьбы с незаконными рубками. По результатам дистанционного мониторинга ежегодно выявляется более 1 млн куб. м незаконно срубленной древесины (около 65% от общего объёма незаконно срубленной древесины). Наибольшие объёмы выявлены в Иркутской области, Красноярском крае, Свердловской и Вологодской областях.

Водохозяйственный комплекс

В 2017 году в сфере водопользования определены требования по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации последствий наводнений, установлен особый статус паводкоопасных территорий для осуществления градостроительной деятельности, введены ограничения хозяйственного использования таких территорий для размещения населённых пунктов и объектов без проведения защитных мер (Федеральный закон от 29 июля 2017 года №261-ФЗ).

Введены стимулирующие меры по внедрению приборного учёта, инвестированию в строительство очистных сооружений, направленные на установление налоговых льгот и льгот в отношении платы за негативное воздействие с использованием наилучших доступных технологий при строительстве систем водосбережения, очистки сточных вод, переработки жидких отходов.

Экология Волги

В 2017 году Правительством утверждён приоритетный проект «Оздоровление Волги», направленный на ликвидацию экологической угрозы водным объектам Волжского бассейна.

На сегодня выделено 69 горячих экологических точек.

В результате реализации проекта сброс загрязнённых сточных вод будет сокращён в 9 раз. Будут ликвидированы наиболее опасные объекты, обеспечено сохранение биоразнообразия Волги, улучшение условий воспроизводства рыбы, сохранение уникальной системы Волго-Ахтубинской поймы. В результате произойдёт улучшение качества жизни 60 миллионов человек, живущих в бассейне Волги и на прилегающих территориях.

Управление природными ресурсами. Недропользование

В 2017 году затраты федерального бюджета на геолого-разведочные работы (ГРР) составили 24,8 млрд рублей. Поступления в федеральный бюджет доходов от платежей за пользование недрами составили 67,2 млрд рублей.

По итогам региональных геолого-геофизических и геолого-съёмочных работ выявлено 40 перспективных площадей для постановки поисковых работ.

По результатам геолого-разведочных работ локализованы ресурсы углеводородного сырья категории ДЛ в объёме 4980 млн т нефтяного эквивалента, в том числе на шельфе – 1761 т нефтяного эквивалента, на суше – 3219 т нефтяного эквивалента.

Затраты компаний на проведение ГРР на нефть и газ в 2017 году составили 302 млрд рублей, что значительно превышает затраты 2016 года (217 млрд рублей). При этом отмечается существенный рост объёмов поисково-разведочного бурения и сейсморазведочных исследований, а также значительное перевыполнение лицензионных обязательств.

За счёт геолого-разведочных работ прирост запасов по жидким углеводородам составил 550 млн т, по газу – 890 млрд куб. м.

Недропользователями открыто 75 месторождений углеводородного сырья. Прирост разведанных запасов в 2017 году по жидким углеводородам (нефть + конденсат) составил 550 млн т, по газу – 890 млрд куб. м.

Наиболее значимые открытия 2017 года:

- в Хатангском заливе акватории моря Лаптевых открыто нефтяное месторождение Центрально-Ольгинское с оценкой запасов нефти – 80 млн т;

- на акватории Охотского моря открыто Южно-Лунское газоконденсатное месторождение с запасами газа около 50 млрд куб. м;

- в Иркутской области открыто 2 нефтяных месторождения – Гораздинское и Вятшинское с запасами нефти 26 и 19 млн т соответственно;

- в Ханты-Мансийском АО открыто месторождение нефти им. А.Жагрина с оценкой запасов 30 млн т.

За счёт средств федерального бюджета получены приросты прогнозных ресурсов категорий Р12 по 17 видам полезных ископаемых, в том числе: урану – 4 тыс. т; хромовым рудам – 22,1 млн т; марганцу – 15 млн т; молибдену – 94 тыс. т; вольфраму – 15,5 тыс. т; меди – 1355 тыс. т; свинцу – 2 076,5 тыс. т; цинку – 3892 тыс. т; никелю – 930 тыс. т; золоту – 1 152,8 т; металлам платиновой группы – 160 т.

Затраты недропользователей на геолого-разведочные работы на твёрдые полезные ископаемые в 2017 году составили 48,4 млрд рублей, что на 25% превышает их затраты 2016 года.

В 2017 году за счёт средств недропользователей на государственный баланс были впервые поставлены запасы 92 месторождений твёрдых полезных ископаемых, в том числе 72 месторождения золота (из них – 66 россыпных), 8 – угольных, 12 – других видов полезных ископаемых. Из них наиболее значимые:

- Эльгинское золоторудное месторождение (Амурская область) с запасами золота – 72,7 т, серебра – 14,2 т;

- месторождение Чульбаткан (Хабаровский край) с запасами золота – 32,8 т, серебра – 24,6 т;

- Чуазасский угольный участок Кондомского геолого-экономического района Кемеровской области с запасами угля – 284 млн т.

В 2017 году запущен один из самых масштабных за последние 5 лет промышленных проектов Сибири – Быстринский горно-обогатительный комбинат в Забайкальском крае. Мощность ГОКа составит 10 млн т руды в год. Будет осуществляться добыча меди, золота, серебра, железа. Запасы месторождения составляют около 300 млн т руды, и оно входит в десятку крупнейших месторождений меди в мире.

7 сентября 2017 года в Магаданской области начал работу горно-обогатительный комбинат на базе одного из крупнейших в мире месторождений коренного золота Наталкинское (запасы золота составляют более 1,5 тыс. т). Группа компаний «Полюс» к 2019 году планирует вывести золотоизвлекательную фабрику на полную мощность – 10 000 тыс. т руды в год (13,5 т золота в год).

В ноябре 2017 года на базе Южно-Тамбейского месторождения (запасы 942 млрд куб. м) на полуострове Ямал введена в эксплуатацию первая очередь завода по сжижению природного газа (СПГ) с начальной мощностью 5,5 млн т в год (планируемая мощность – 16,5 млн т в год) и начата активная эксплуатация месторождения. Созданы предпосылки для расширения мощностей производства СПГ на Ямале.