Основные результаты работы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации за 2012–2017 годы

Работа Правительства: факты и цифры.

Регулирование в сфере строительства
Жилищная политика. Рынок жилья
Жилищно-коммунальное хозяйство

Регулирование в сфере строительства

За 6 лет Россия поднялась в рейтинге Всемирного банка Doing Business по направлению «Получение разрешения на строительство» (далее – Рейтинг) на 63 позиции, с 178-го места до 115-го. Количество процедур сократилось более чем в 2 раза – с 36 до 14, срок их прохождения сократился на 67 дней, а стоимость проведения процедур для бизнеса сократилась практически в 2 раза.

В 2017 году Правительством завершена работа по формированию и утверждению исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства, предусмотренных «дорожной картой» национальной предпринимательской инициативы в сфере строительства. Проведена работа по оптимизации процедур в том числе в сфере подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения – исключено в общей сложности 108 излишних процедур. На начало 2017 года исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства содержал 141 процедуру, за год он был сокращён на 40 процедур в основном за счёт оптимизации процедур подключения объектов строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. Теперь перечень включает 101 процедуру, в то время как в 2013 году он состоял из 256 процедур. В 2018 году планируется сократить его ещё на 5 процедур. Аналогичная работа по исключению излишних процедур в настоящее время проводится и в отношении других исчерпывающих перечней процедур в сферах строительства.

В период с 2015 по 2017 год средний по Российской Федерации срок получения разрешения на строительство сократился с 140 до 120 дней, а уровень удовлетворённости хозяйствующих субъектов деятельностью уполномоченных региональных и муниципальных органов власти в сфере строительства увеличился с 3,97 до 4,27 балла.

Запущена Федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС – сайт fgiscs.minstroyrf.ru). Во ФГИС ЦС размещены утверждённые сметные нормативы, классификатор строительных ресурсов, а также перечень из более чем 22 тыс. юридических лиц, которые обязаны предоставлять информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов. Всем им необходимо пройти процедуру авторизации на портале госуслуг и получить усиленную квалифицированную электронную подпись.

В течение 2017 года осуществлялось поэтапное совершенствование системы сметного нормирования и ценообразования в области градостроительной деятельности. Утверждены 12 методик, необходимых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капстроительства. Актуализированы 255 сборников государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок.

В 2015 году Правительством принято решение о реализации комплексной программы развития системы технического регулирования в строительстве. За время реализации программы разработаны и актуализированы 126 сводов правил, 22 из которых утверждены в 2015 году, 104 – в 2016 году. В 2017 году разработано 45 новых сводов правил, 21 изменение к действующим сводам правил, пересмотрено 9 сводов правил.

Среди обновлённых сводов правил такие актуальные и остро востребованные строительной отраслью уточнённые конструктивные требования, как проектирование деревянных конструкций, требования, регулирующие внедрение использования технологий информационного моделирования в процессах проектирования, строительства (реконструкции, капитального ремонта), и другие.

Реформирование системы технического регулирования в строительстве позволит создать современную нормативную базу отрасли, содержащую порядка 500 нормативно-технических документов, а по достижении объёма и уровня, необходимого для полноценного функционирования и развития отрасли, поддерживать её в актуальном состоянии.

Жилищная политика. Рынок жилья

В последние годы в России существенно увеличился объём вводимого жилья. Если в 2005 году было введено всего 43,6 млн кв. м жилья, то последние годы стали рекордными для российского рынка жилищного строительства: объём ввода жилья в 2014 году составил 84,2 млн кв. м, в 2015 году – 85,3 млн кв. м, в 2016 году – 80,2 млн кв. м, в 2017 году – 78,6 млн кв. м.

По итогам 2017 года объём ввода жилья в России составил 78,6 млн кв. м, что на 2,1% ниже показателя 2016 года. За 4 года введено в строй 328,3 млн кв. м жилья. По данным Минстроя России, объём ввода жилья экономического класса в 2017 году составил 44,5 млн кв. м, что составляет 56,5% от общего объёма ввода жилья в 2017 году и на 11,3% больше аналогичного периода 2016 года. Снижение в 2017 году связано с тем, что в 2017 году вводилось жильё, строительство которого было начато в кризисные 2014–2015 годы, когда многие проекты останавливались, а новые не начинались.

В 2017 году получили поддержку более 60 проектов по строительству жилья в 32 регионах с объёмом строительства более 6 млн кв. м. Ведётся строительство 92 объектов социальной инфраструктуры, а также 126 км внутриквартальных дорог.

В результате увеличения объёмов жилищного строительства произошло снижение цен на новое жильё: с 2012 года они снизились на 23% в реальном выражении, то есть с поправкой на инфляцию.

К концу 2011 года рынок ипотеки полностью восстановился после кризиса 2008–2009 годов и перешёл к устойчивому росту. В 2014 году был поставлен рекорд выдачи ипотеки – более 1 млн кредитов на 1,8 трлн рублей.

Рост рынка ипотечного кредитования происходил в условиях низкой волатильности ставок по ипотеке – 12–13%. В 2015 году выдача ипотеки сократилась вслед за ухудшением макроэкономических условий: ключевая ставка Банка России выросла до 17%, значения ставок по ипотеке установились на уровне 15–18% и выше. Возросли риски остановки жилищного строительства. В марте 2015 года Правительство оперативно приняло программу субсидирования процентных ставок по ипотечным кредитам на приобретение жилья в новостройках. В рамках программы ставка субсидировалась за счёт бюджетных средств до уровня не более 12% годовых. Программа поддержала как рынок ипотеки, так и жилищное строительство: строительный сектор получил возможность достроить начатые в период высокого спроса дома (общий объём стройки в 2015 году поставил рекорд – было введено более 85 млн кв. м жилья, из них более 50 млн кв. м – в многоквартирных домах, остальное – индивидуальное жилищное строительство) и начать новые стройки (на 1 апреля 2017 года в стадии строительства находилось более 110 млн кв. м жилья, остановлено строительство лишь 4 млн кв. м жилья). Всего в рамках программы было выдано 514 тыс. ипотечных кредитов на сумму 929 млрд рублей – почти 40% всей выдачи ипотеки за период действия программы (март 2015 года – декабрь 2016 года). Населением приобретено 25,7 млн кв. м жилья, в жилищное строительство привлечено 1,5 трлн рублей, в том числе 550 млрд рублей средств населения. На 1 рубль бюджетных средств в жилищное строительство было привлечено более 100 рублей внебюджетного финансирования.

Благодаря принятым мерам уже в 2016 году рынок ипотеки вернулся к росту. Текущие рыночные ставки (программа субсидирования завершена в конце 2016 года) достигли минимального уровня за последние 5 лет: средние ставки по кредитам на покупку жилья на этапе строительства опустились ниже 11%, а на вторичном рынке составляют 11,7%.

По данным Банка России, по состоянию на 1 января 2018 года в России выдано 1,087 млн ипотечных кредитов на общую сумму 2 021 398 млн рублей (на 26,9% выше аналогичного показателя 2016 года в количественном и на 37,29% выше в денежном выражении).

Уровень ставок по рублёвым ипотечным кредитам, выданным на 1 января 2018 года, составил 10,64%, что на 1,84 процентного пункта ниже аналогичного периода 2016 года.

Таким образом, с 2015 года по настоящее время, после резкого увеличения ключевой ставки Банка России, в результате эффективной денежно-кредитной политики, реализуемой Банком России и Правительством, ставки по ипотечным кредитам не только вернулись к докризисному уровню, но и находятся на минимальных значениях за всю историю развития рынка ипотеки в России.

В 2017 году восстановлены права обманутых граждан – участников строительства 140 проблемных объектов. За второе полугодие 2017 года в соответствии с «дорожными картами» решены проблемы граждан по 110 объектам: введено в эксплуатацию 98 проблемных объектов, в отношении 12 объектов гражданам, состоящим в реестре пострадавших граждан и вложившим средства в их строительство, предоставлена компенсационная мера (денежные выплаты, квартира в другом доме и др.). Принятые меры позволили восстановить права порядка 6 тысяч семей обманутых дольщиков.

Решается проблема дольщиков компании «СУ-155». Одобренная Правительством концепция достройки объектов компании даёт положительные результаты. За 2016 и 2017 годы решены проблемы 101 жилого дома (более 21 тыс. квартир, ранее проданных участникам строительства). Дома сдаются, граждане получают свои квартиры. Всего предстоит достроить 130 домов. Завершить их достройку планируется в 2018 году.

По состоянию на 1 января 2018 года в 16 субъектах Федерации отсутствуют проблемные объекты и граждане, включённые в реестр пострадавших. «Индекс проблемности» на 1 января 2018 года – 6,96%. В реестре 30 851 пострадавший.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 мая 2017 года №1063-р субъекты Федерации представили планы-графики по осуществлению мер по решению проблем обманутых дольщиков. В 2018 году субъектами Федерации запланировано восстановить права граждан – участников строительства 360 проблемных объектов.

По новым договорам долевого участия требования к застройщикам значительно ужесточены. Законом расширены полномочия по контролю за целевым использованием застройщиками денежных средств участников долевого строительства. С 1 октября 2017 года начал работать компенсационный фонд защиты дольщиков. Общий объём поступивших взносов на 1 февраля 2018 года составляет 180 млн рублей.

По данным Минстроя, все граждане России, жильё которых было признано аварийным до 1 января 2012 года, должны переехать в новые дома. Всего в рамках программы расселения аварийного фонда должно быть расселено 11,1 млн кв. м жилья, в которых проживает 711,5 тысячи человек. 2014 и 2015 годы стали прорывными в расселении аварийного жилья – ликвидировано в 3 раза больше трущоб, чем в предыдущие годы.

По данным на 1 января 2018 года, программы переселения из аварийного жилья выполнены почти на 98% плановых показателей: расселено более 670 тысячи человек из 10,55 млн кв. м аварийного жилья. Полностью завершили расселение запланированного аварийного жилищного фонда 68 регионов, 15 регионов завершают программы.

В рамках мониторинга реализации программ переселения за период с 2014 по 2017 год проведены 603 выездные проверки, которые охватили 1899 муниципальных образований 83 субъектов Федерации.

Жилищно-коммунальное хозяйство

В течение 6 лет в России системно формируются благоприятные и комфортные условия для ведения бизнеса в сфере ЖКХ. Приняты решения для активного привлечения в отрасль частных инвестиций. Рынок концессионных проектов в сфере ЖКХ сформирован и активно развивается. По данным на январь 2018 года, в России заключено 1831 концессионное соглашение в сфере ЖКХ в 72 регионах страны на сумму инвестиционных обязательств 257 млрд рублей.

В регионах, в которых реализуются концессии, аварийность в теплоснабжении снизилась на 47%, потери в сетях сократились на 18%. В сфере водоснабжения аварийность снизилась на 21%, сократились потери на 14%.

В целом за 6 лет количество аварий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на объектах теплоснабжения снизилось в 1,6 раза, на объектах водоснабжения – в 1,9 раза (на 39% – с 9397 единиц до 5738 единиц и на 48% – с 142 893 единиц до 74 412 единиц соответственно).

Годовой оборот рынка управления жильём в России составляет 500 млрд рублей. В стране 2,4 млн многоквартирных домов. С мая 2015 года введено лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, которое ещё на первом этапе не прошли 13% управляющих компаний. Уже после введения лицензирования по тем или иным причинам, в том числе по жалобам граждан, лицензий лишились 437 управляющих компаний. По данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, на 1 ноября 2017 года в стране действует 20 448 лицензий.

За период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года органы государственного жилищного надзора провели 837 988 проверок (по лицензионному контролю – 610 724 проверки, по жилищному надзору – 227 264 проверки), по итогам которых выявлено 1 561 260 нарушений (из них по лицензионному контролю – 1 119 885 нарушений, по жилищному надзору – 441 375 нарушений).

В региональные программы капремонта включено более 745 тыс. многоквартирных домов. В 2017 году капитальный ремонт выполнен в 46 251 многоквартирном доме общей площадью 172,8 млн кв. м, в которых проживают 6,3 миллиона человек.

Средний размер минимального взноса на капитальный ремонт в 2017 году составлял 6,59 рубля за 1 кв. м (в 2016 году – 6,28 рубля за 1 кв. м, в 2015 году – 6,26 рубля за 1 кв. м). Важным показателем является рост собираемости взносов на капитальный ремонт. За 2017 год начислено 186 323,3 млн рублей, собрано 171 621,57 млн рублей, показатель собираемости взносов достиг 92,11%, тогда как в начале действия программы он был 75,8%. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 6,38%. Правительство следит за тем, чтобы платежи за капремонт были посильны для населения. Расширяется число категорий населения, имеющих льготы по оплате капитального ремонта.

Установлен многоступенчатый контроль качества ремонта: 5 лет гарантии на все работы; в приёмке работ участвуют представители собственников, управляющей компании; проводится предварительный отбор добросовестных подрядчиков, а затем сам конкурс проводится только среди компаний, уже доказавших свою компетентность и надёжность.

Принята нормативно-правовая база, направленная на стимулирование проведения капитального ремонта с использованием энергоэффективных технологий, утверждён примерный перечень действий при капитальном ремонте общего имущества многоквартирных домов, осуществление которых в большей степени способствует энергосбережению и эффективности.

На федеральном уровне введён единый подход по определению размера предельной стоимости услуг (работ) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Создан механизм реализации постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 3 марта 2016 года по исполнению обязанности проводить капитальный ремонт бывшим наймодателем и усилению работы по информированию собственников о работе региональных систем капитального ремонта многоквартирных домов.

Действует государственная информационная система ГИС ЖКХ в сфере жилищно-коммунального хозяйства (dom.gosuslugi.ru). Система состоит из открытой части, в которой размещена общедоступная информация, и закрытой, где используются личные кабинеты граждан, органов власти и участников рынка ЖКХ. Каждый человек может узнать в системе полные и актуальные сведения о выполняемых по дому работах, в том числе по капитальному ремонту, и оказываемых услугах, о начислениях за жилищно-коммунальные услуги, об управляющих и ресурсоснабжающих организациях своего дома. Органам власти система помогает принимать взвешенные управленческие решения на основе актуальной аналитической информации. Работа по созданию ГИС ЖКХ велась в течение трёх лет. 1 июля 2016 года система была введена в промышленную эксплуатацию на всей территории страны. Обязанность по размещению информации в ГИС ЖКХ наступила с 1 июля 2017 года, а административная ответственность за её неразмещение – с 1 января 2018 года. Теперь граждане имеют удобный и всегда актуальный инструмент контроля и мониторинга потребления коммунальных услуг и порядка начисления платы за них.