О поправках Правительства к законопроекту об уточнении порядка установления административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Поправками к законопроекту предлагается дополнить Кодекс об административных правонарушениях нормами об усилении ответственности за нарушение требований законодательства об экологической экспертизе и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.

Проект федерального закона №176187-7 «О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» внесён в Государственную Думу распоряжением Правительства от 13 мая 2017 года №920-р. Принят Государственной Думой в первом чтении 24 ноября 2017 года.

Документ

  • PDF

    171Kb

    Поправки к проекту федерального закона № 176187-7 «О признании утратившей силу части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Поправки к законопроекту подготовлены Минприроды России во исполнение пункта 10 плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления (утвёрждён распоряжением Правительства от 6 марта 2012 года №329-р), пункта 31 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» (утверждён распоряжением Правительства от 11 июня 2013 года №953-р), а также поручения Президента России по вопросам обращения с отходами животноводства (№Пр-179 от 1 февраля 2017 года, подпункт «б» пункта 1).

Поправками предлагается дополнить законопроект нормами, предусматривающими усиление административной ответственности за нарушение требований законодательства об экологической экспертизе и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, в том числе при обращении с отходами животноводства.

Поправками также предусматривается дифференциация составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон) определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду. Действующая редакция статьи 8.2 КоАП устанавливает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или другими опасными веществами без дифференциации таких нарушений.

Поправками предлагается дополнить главу 6 КоАП статьёй 6.34, устанавливающей административную ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления.

Статьёй 11 Федерального закона дифференцированы экологические требования, предъявляемые к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Анализ правоприменительной практики в рамках государственного надзора в области обращения с отходами, а также решений арбитражных судов показывает, что действия или бездействие юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приводящие к нарушению установленных Федеральным законом требований, в статье 8.2 КоАП не дифференцированы по составу административных правонарушений. В КоАП установлены единые размеры штрафов вне зависимости от значимости правового предписания, нарушение которого является административным правонарушением. В результате этого некоторые нарушения законодательства в сфере обращения с отходами остаются безнаказанными. В связи с этим поправками предлагается в статье 8.2 КоАП конкретизировать состав административных правонарушений на основе требований в области охраны окружающей среды, установленных Федеральным законом, с учётом их дифференциации.

Кроме того, поправками предлагается дополнить КоАП новыми статьями, которые устанавливают административную ответственность соответственно за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, при производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, других веществ и микроорганизмов, а также при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов животноводства.

Статьёй 242 Федерального закона установлены требования к порядку, форме и срокам представления отчётности о выполнении нормативов утилизации товаров, подлежащих утилизации после утраты потребительских свойств, деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории России за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки таких товаров. В связи с этим предлагается установить административную ответственность за несвоевременное представление, представление в неполном объёме, представление недостоверных сведений в отчётности о выполнении нормативов утилизации товаров, декларации о количестве готовых товаров (в том числе упаковки), подлежащих утилизации.

Статьёй 245 Федерального закона установлены требования к срокам уплаты производителями, импортёрами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, экологического сбора. Поправками предлагается дополнить КоАП нормой, устанавливающей ответственность за неуплату в установленные сроки экологического сбора.