О внесении в Госдуму законопроектов о создании механизма координации деятельности институтов развития

Распоряжение от 31 октября 2018 года №2352-р. Законопроекты подготовлены в целях реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Законопроектами предусматривается координация деятельности институтов развития по вопросам долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, создания условий для устойчивого экономического роста, развития инфраструктуры и инноваций, поддержки экспорта, повышения уровня и качества жизни, участия институтов развития в реализации национальных проектов (программ), государственных программ, федеральных целевых программ. В связи с тем, что Внешэкономбанк будет заниматься не только кредитованием, но и комплексным сопровождением проектов, предлагается изменить наименование госкорпорации на «Государственная корпорация развития “ВЭБ.РФ”». При этом изменение наименования не является реорганизацией, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей госкорпорации в отношении Российской Федерации и любых третьих лиц, включая кредиторов, в том числе иностранных. Предусматриваются также корреспондирующие изменения в статью 78.3 Бюджетного кодекса, определяющую порядок предоставления субсидий государственным корпорациям.

Документ

  • PDF

    120Kb

    Распоряжение от 31 октября 2018 года №2352-р

Проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон “О банке развития” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее – законопроект 2) внесены Минфином России.

Законопроекты подготовлены в целях реализации Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ №204), Стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства от 8 декабря 2011 года №2227-р) и направлены на создание механизма координации действующих институтов развития.

Указом №204 определены основные направления развития на ближайшие шесть лет. Для успешной реализации этих задач необходима консолидация усилий различных институтов развития, включая Банк развития и внешнеэкономической деятельности и его дочерние общества (группу Внешэкономбанка), Российский экспортный центр (АО «РЭЦ»), Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства (АО «Корпорация МСП»), Акционерное общество «ДОМ.РФ» (АО «ДОМ.РФ»).

Законопроектом 1 предусмотрена координация деятельности институтов развития по вопросам долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, создания условий для устойчивого экономического роста, развития инфраструктуры и инноваций, поддержки экспорта, повышения уровня и качества жизни, участия институтов развития в реализации национальных проектов (программ), государственных программ, федеральных целевых программ.

В целях решения этой задачи Внешэкономбанк будет участвовать в управлении институтами развития, формировать процедуры совместной работы над проектами, обеспечивающие комплексное использование финансовых и нефинансовых инструментов поддержки проектов, включая меры государственной поддержки, обеспечивать информационное взаимодействие институтов развития с органами государственной власти и подготовку предложений о совершенствовании поддержки институтов развития.

В связи с тем, что Внешэкономбанк должен будет заниматься не только кредитованием, но и комплексным сопровождением проектов, включая экспертизу экономических и социальных эффектов, проработку новых механизмов реализации социально значимых проектов на принципах возвратного финансирования, существующее в настоящее время название не в полной мере отражает актуальные задачи, стоящие перед Внешэкономбанком. Законопроектом предлагается изменить наименование государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на «Государственная корпорация  развития “ВЭБ.РФ”» (далее – госкорпорация, ВЭБ).

При этом изменение наименования не является реорганизацией, не изменяет и не прекращает прав и обязанностей госкорпорации в отношении Российской Федерации и любых третьих лиц, включая кредиторов, в том числе иностранных.

Уточняется также правовой режим уставного капитала ВЭБа. Предусматривается, что размер сформированного уставного капитала государственной корпорации, а также размер уставного капитала, подлежащего формированию за счёт последующего внесения дополнительных имущественных взносов Российской Федерации (утверждённый размер уставного капитала), будет устанавливаться нормативным правовым актом Правительства России.

Законопроектом предполагается возможность изменения по решению Наблюдательного совета Внешэкономбанка структуры владения акциями АО «РЭЦ» путём передачи их в собственность Российской Федерации. При этом в рамках законопроекта предусмотрено сохранение за Внешэкономбанком функции по осуществлению координации деятельности и организации взаимодействия институтов развития, включая АО «РЭЦ».

В отношении правового положения АО «РЭЦ» и его дочерних обществ законопроектом предусматриваются сохранение установленных Федеральным законом от 17 мая 2007 года №82-ФЗ «О банке развития» особенностей деятельности и правового статуса АО «РЭЦ», АО «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» и Государственного специализированного Российского экспортно-импортного банка.

В связи с изменениями наименования ВЭБа и подходов к регулированию деятельности по поддержке экспорта законопроектом предусматривается внесение изменений в 28 федеральных законов, в том числе Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон от 3 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 13 октября 2008 года №173-ФЗ «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации».

***

В связи с предлагаемыми изменениями в Федеральный закон «О банке развития» и отдельные законодательные акты законопроектом 2 предусматриваются корреспондирующие изменения в статью 78.3 Бюджетного кодекса, определяющую порядок предоставления субсидий государственным корпорациям.

Предлагается установить возможность предоставления субсидии в целях исполнения принятых нормативных правовых актов Правительства России об увеличении уставного капитала госкорпорации, подлежащего формированию за счёт последующего предоставления имущественных взносов Российской Федерации (решения об утверждённом размере уставного капитала).

В пункты 3 и 4 статьи 78.3 Бюджетного кодекса, устанавливающие требования к правилам предоставления субсидии и необходимость заключения соглашения о предоставления субсидии, предлагается внести изменения с целью исключения установления таких требований в отношении решения Правительства России об утверждённом размере уставного капитала госкорпораций.

В целях установления возможности финансирования государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» долгосрочных проектов вносится изменение в пункт 4 статьи 236 Бюджетного кодекса, предусматривающее возможность размещения средств федерального бюджета на депозитах в госкорпорации развития «ВЭБ.РФ» на срок, выходящий за пределы финансового года, но не более пяти лет, в порядке, определяемом Правительством России.

Законопроекты рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 31 октября 2018 года.