Комиссия по законопроектной деятельности одобрила с учётом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на развитие транспортной инфраструктуры районов Крайнего Севера в рамках государственно-частного партнёрства

Законопроектом предлагается установить для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исключения из общего правила об обеспечении возможности альтернативного бесплатного проезда в отношении платных автомобильных дорог или платных участков автодорог. Предусматривается также бесплатный проезд легковых автомобилей по платным автомобильным дорогам (их участкам), которые не имеют альтернативного проезда. Это позволит решить проблему привлечения частных инвестиций для обеспечения ускоренного развития транспортной инфраструктуры районов Крайнего Севера.

Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 37 Федерального закона “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (далее – законопроект) внесён Минтрансом России.

Значительная часть населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – районы Крайнего Севера) проживает в отдалённых и труднодоступных местностях, не имея доступа к сети автомобильных дорог общего пользования.

В сложившихся условиях создание автомобильных дорог общего пользования до большинства отдалённых и труднодоступных поселений не представляется возможным даже в долгосрочном периоде по причине высокой стоимости их строительства и эксплуатации («северные издержки»).

Приоритетной формой реализации инвестиционных проектов в транспортной сфере может быть государственно-частное партнёрство (далее – ГЧП).

Улучшить существующий уровень транспортной доступности в районах Крайнего Севера может строительство автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений с привлечением частных инвестиций с последующим использованием их на платной основе.

Однако Федеральным законом от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) установлены требования об обязательном обеспечении возможности альтернативного бесплатного проезда транспортных средств по автомобильной дороге общего пользования при принятии решения об использовании автодороги или участка автодороги на платной основе.

Эти ограничения приводят к невозможности использования механизмов ГЧП для обеспечения автомобильными дорогами отдалённых и труднодоступных местностей. Законопроектом предлагается снять это ограничение для районов Крайнего Севера.

Дополнительно в целях обеспечения интересов населения предлагается включить в Федеральный закон №257-ФЗ положение, предусматривающее бесплатный проезд легковых автомобилей и рейсовых автобусов по платным автомобильным дорогам (их участкам), которые не имеют альтернативного проезда.

Цель предлагаемой законопроектом отмены обязательного обеспечения возможности альтернативного проезда в районах Крайнего Севера – решить проблему привлечения частных инвестиций для обеспечения ускоренного развития транспортной инфраструктуры таких районов.

Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.