О заключениях Правительства на законопроекты о создании специальных административных районов в Калининградской области и Приморском крае

Пакетом из пяти законопроектов предлагается установить особенности создания, функционирования и упразднения специальных административных районов на территориях Калининградской области и Приморского края, порядок административного управления на таких территориях, требования к процедурам получения статуса участника специального административного района. Кроме того, предлагается установить порядок создания международных компаний. Правительство Российской Федерации поддерживает пакет законопроектов с учётом замечаний по каждому из них.

Проекты федеральных законов «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», «О международных компаниях», «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”, Федерального закона “О международных компаниях”», «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” в связи с принятием Федерального закона “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”, Федерального закона “О международных компаниях”», «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”» вносятся в Государственную Думу депутатом Государственной Думы В.В.Пинским.

Законопроектом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края» предлагается установить особенности создания, функционирования и упразднения специальных административных районов на территориях Калининградской области (о. Октябрьский) и Приморского края (о. Русский), порядок осуществления административного управления на таких территориях, требования к процедурам получения статуса участника специального административного района.

В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Правительство считает, что в целях исключения дублирования и противоречий необходимо обеспечить согласование норм законопроекта с нормами Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития» и Федерального закона «О свободном порте Владивосток», а также проработать вопрос безусловного соблюдения на территории специальных административных районов требований федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

С учётом целей и задач по обеспечению функционирования специальных административных районов на указанных территориях передача полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов Фонда социального страхования Российской Федерации специально созданным на территориях специальных административных районов подразделениям федеральных органов исполнительной власти, территориальным органам Фонда социального страхования Российской Федерации, управляющей компании нецелесообразна.

Кроме того, дополнительного обоснования требуют установленный объём полномочий управляющей компании, а также введение особых требований к техническому регулированию, применение санитарно-эпидемиологических норм и привлечение иностранной рабочей силы на территории специальных административных районов.

По законопроекту имеются и другие замечания.

***

Законопроектом «О международных компаниях» предлагается установить особенности создания международной компании, её государственной регистрации, предоставления и прекращения статуса международной компании, определяются особенности правоотношений, связанных с долевым капиталом компании, учётом долей, распределением дивидендов, предусматриваются компетенции органов управления международной компании, требования, предъявляемые к таким органам, к документам международной компании.

Правительство считает, что законопроект, не определяя новую для российского права организационно-правовую форму юридического лица, де-факто конструирует её за счёт установления особенностей регулирования корпоративных отношений. Предлагаемое законопроектом регулирование указанных особенностей может привести к коллизии норм законопроекта и норм Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Проектируемые нормы, регулирующие вопросы защиты участников общества, прав участников на получение информации о деятельности международной компании и способов разрешения корпоративных конфликтов, являются недостаточно сбалансированными, создавая риски нарушения прав участников.

В связи с этим Правительство считает целесообразным нормы, касающиеся особенностей регулирования корпоративных отношений, из законопроекта исключить.

Учитывая межтерриториальный характер финансовой деятельности, Правительство отмечает, что регистрация финансовой организации в качестве международной компании, имеющей предусматриваемые налоговые и иные льготы, создаст ей необоснованные конкурентные преимущества по отношению к финансовым организациям, зарегистрированным на иных территориях Российской Федерации.

Законопроект предусматривает возможность создания обособленных имущественных фондов международной компании, на которые не может быть обращено взыскание по обязательствам компании (за исключением отдельных случаев), что может также повлечь необходимость уточнения правового статуса таких фондов, порядка их образования и использования.

***

Законопроектом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”» предусматривается внести в Налоговый кодекс Российской Федерации изменения, направленные на установление особенностей регулирования налогообложения международных компаний, создание которых предусмотрено проектом федерального закона «О международных компаниях», а также особенностей налогообложения доходов судовладельцев, полученных от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в специальном судовом реестре.

Правительство считает, что с учётом целей и задач формирования специальных административных районов на территориях Калининградской области и Приморского края в законопроекте необходимо предусмотреть меры, исключающие получение необоснованной налоговой выгоды или уклонения от уплаты налогов участниками специальных административных районов, создание которых предусмотрено проектом федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

Проектируемые законопроектом особые условия налогообложения для участников специальных административных районов Правительство полагает необходимым сфокусировать на создании благоприятных условий для функционирования холдинговых компаний, редомицилируемых в специальные административные районы. Применяемые такими налогоплательщиками на момент редомициляции условия налогообложения целесообразно сохранить на период не менее 10 лет.

Кроме того, необходимо обеспечить соответствие проектируемых налоговых льгот международным обязательствам Российской Федерации в рамках многосторонней Конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения от 24 ноября 2016 года.

***

Законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” в связи с принятием Федерального закона “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”, Федерального закона “О международных компаниях”» предусматривается внесение в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» изменений в целях установления особых условий, связанных с валютным регулированием и контролем в отношении участников специальных административных районов.

Правительство считает, что в целях нивелирования рисков незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации требуют уточнения нормы законопроекта, регулирующие права и обязанности юридических лиц, создаваемых в соответствии с проектом федерального закона «О  международных компаниях», в частности перечень операций, которые могут осуществляться участниками специальных административных районов без использования банковских счетов в уполномоченных банках.

***

Законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края”» предусматривается внесение в Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О  занятости населения в Российской Федерации», Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральный закон «Об  Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» изменений в целях приведения их положений в соответствие с проектом федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края».

Законопроектом устанавливаются особенности регулирования, в частности, трудовых отношений, осуществления медицинской и образовательной деятельности, ускоренный порядок приведения в исполнение арбитражных решений.

По мнению Правительства, ряд норм законопроекта, в частности нормы, определяющие специальный порядок и последствия выдачи разрешений на медицинскую и образовательную деятельность, подлежат уточнению.

***

Правительство Российской Федерации поддерживает пакет из пяти представленных законопроектов с учётом замечаний к каждому из них.