Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №460-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 19 августа 2016 года №1734-р. Федеральным законом в определение понятия «каботаж» наряду с перевозками и буксировкой между российскими морскими портами включаются перевозки и буксировка между российскими морскими портами и искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными на континентальном шельфе Российской Федерации. За судами, плавающими под Государственным флагом России, закрепляется исключительное право на морские перевозки нефти, природного газа, газового конденсата и угля, добытых на территории России или территории, находящейся под российской юрисдикцией, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 19 августа 2016 года №1734-р. Правительство также представило поправки к законопроекту.
Федеральный закон принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.
В Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации внесены изменения, расширяющие понятие «каботаж». Так, в определение понятия «каботаж» наряду с перевозками и буксировкой между российскими морскими портами включаются перевозки и буксировка между российскими морскими портами и искусственными островами, установками и сооружениями, расположенными на континентальном шельфе Российской Федерации.
Кроме того, за судами, плавающими под Государственным флагом России, закрепляется исключительное право на морские перевозки нефти, природного газа, газового конденсата и угля, добытых на территории России или территории, находящейся под российской юрисдикцией, и погруженных на суда в акватории Северного морского пути. При этом Правительству России предоставляется право принимать решения о морских перевозках таких грузов с использованием судов, плавающих под флагами иностранных государств, если это не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, а также решения о морских перевозках других грузов в других акваториях с использованием судов, плавающих под Государственным флагом России.
Регулируется порядок выдачи судовых документов, в том числе в электронном виде. Для судов, приобретаемых за пределами России, отменена необходимость получения в российском консульском учреждении временного свидетельства, удостоверяющего право плавания под Государственным флагом России и действующего до государственной регистрации судна.
Корреспондирующие изменения вносятся в ряд законодательных актов, в том числе в Федеральный закон «Консульский устав Российской Федерации».