О внесении в Госдуму законопроекта о совершенствовании порядка изъятия переданных региональным органам государственной власти федеральных полномочий

Распоряжение от 2 августа 2017 года №1668-р. Законопроектом предлагается установить универсальные основания для изъятия переданных субъектам Федерации полномочий, которые могут применяться независимо от сферы общественных отношений. Предусматривается, в частности, что переданные полномочия могут быть изъяты у органов государственной власти отдельных субъектов Федерации не только в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения, но и в случаях, если необходимо их исполнение федеральными органами исполнительной власти для реализации мероприятий по обороне страны и безопасности государства, международных и общенациональных мероприятий, а также в случае, если переданные полномочия не могут исполняться органом государственной власти субъекта Федерации в связи со стихийным бедствием, катастрофой или другой чрезвычайной ситуацией.

Документ

  • PDF

    122Kb

    Распоряжение от 2 августа 2017 года №1668-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 263 и 269 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”» (далее – законопроект) внесён Минюстом России.

Законопроект направлен на совершенствование порядка изъятия федеральных полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, переданных региональным органам государственной власти (далее – переданные полномочия).

Федеральным законом от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №184-ФЗ) установлено, что в федеральных законах, нормативных правовых актах Президента и Правительства России, предусматривающих передачу отдельных федеральных полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации, должен быть установлен порядок изъятия переданных полномочий у региональных органов государственной власти, а также возврата субвенций, предоставленных для их исполнения.

Законодательные акты, регулирующие вопросы передачи федеральных полномочий в некоторых сферах общественных отношений, предусматривают возможность изъятия у органов государственной власти субъектов Федерации переданных полномочий лишь в случаях их ненадлежащего исполнения или неисполнения. Например, в сферах охраны здоровья граждан, социальной защиты и занятости населения, охраны объектов культурного наследия, ветеринарии, охраны объектов животного мира, сохранения охотничьих ресурсов, градостроительной деятельности.

В связи с этим в Федеральном законе №184-ФЗ предлагается установить общие (универсальные) основания для изъятия переданных полномочий, которые могут применяться независимо от сферы общественных отношений.

Предусматривается, в частности, что переданные полномочия могут быть изъяты у органов государственной власти отдельных субъектов Федерации не только в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения, но и в случаях, если необходимо их исполнение федеральными органами исполнительной власти для реализации мероприятий по обороне страны и безопасности государства, международных и общенациональных мероприятий, а также в случае, если переданные полномочия не могут исполняться органом государственной власти субъекта Федерации в связи со стихийным бедствием, катастрофой или другой чрезвычайной ситуацией и если на территории субъекта Федерации федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) осуществляются аналогичные по содержанию полномочия и изъятие переданных полномочий позволит обеспечить сокращение расходов федерального и регионального бюджетов на финансирование таких полномочий.

Изъятие переданных полномочий – прерогатива Президента или Правительства России (в зависимости от того, кто осуществляет руководство деятельностью федерального органа исполнительной власти, к сфере ведения которого отнесены переданные полномочия).

Также определяются правовые последствия принятия решения об изъятии переданных полномочий: прекращение предоставления субвенций, возврат в федеральный бюджет неиспользованных остатков субвенций, безвозмездная передача в федеральную собственность имущества, которое было передано субъекту Федерации для обеспечения переданных полномочий, прекращение органами местного самоуправления исполнения переданных полномочий (в случае если такие полномочия были делегированы на местный уровень).

Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 27 июля 2017 года.